«А вам не холодно?»
Украина, конечно, не Египет. У нас, кроме самой плодородной земли, еще есть и зима, морозы, снег... Словом, на одежде, как египтяне, не сэкономишь. Как бы ни хотел!
Хотя один наш земляк — Красуленко Николай Адамович, бывший узник фашистского концлагеря, бывший шахтер, а ныне 77-летний пенсионер — все же умудряется и зимой обходиться без шапки, валенок и кожуха, без дров и угля. Говорит, улыбаясь морозным утром: «спасибо» Гитлеру, закалил так, что и нынче хорошо чувствую себя.
— А при коммунистах тоже так легко одевались?
— Да. Помню, иду по площади, а там около райкома первый секретарь с председателем райисполкома в кожухах. Кричат: «Ты что, не можешь одеться, позоришь советский образ жизни». А я им: «С 1941- го не могу, то те не давали, теперь — вы...»
Николай Адамович диссидентствовал всегда, такой уже характер у человека. Вспоминается, совсем недавно в районном доме культуры на встрече с кандидатами в народные депутаты взял слово и начал рассказывать о «достижениях» коммунистической эпохи, так одна пламенная патриотка полезла стягивать оратора с трибуны.
Он-то вел себя по-джентльменски, но и сегодня ему больно, что никто из присутствующих в зале не заступился. От мороза — не холодно, а от человеческого равнодушия — жжет до сих пор.
— Вам что, действительно не холодно? — спрашивают люди.
— Да когда было больше 20, то пришлось одеть пиджак, — смеется Николай Адамович.
— Но ведь в таком возрасте в такой одежде можно и простудиться?
— Нет. А если и схватит лысый черт, то у меня свой метод. Пью горячий чай из трав. На ночь одену ватные штаны и фуфайку — и под одеяло с головой. Утром — весь мокрый и здоровый.
— А печку натопить, ноги попарить, 100 граммов?..
— Это лишнее! Алкоголя я за всю жизнь только и выпил пять граммов в Германии, так было очень плохо...
Сегодня Николай Адамович живет своей обычной жизнью. Телевизор не смотрит (глаза болят), из газет читает те, «которые не врут». Есть огород, с которого и живет. Получает от украинского правительства пенсию, а на полученную от немецкого правительства компенсацию купил новую хату, говорит, «буржуазную». Конечно, помогает родным, не забывает по возможности и малоимущих, потому что, ввиду пережитого, твердо уверен, что главное в жизни — справедливость, работа и отдых.
Так и живет. А что выделяется из других — так мы же все разные. Чего удивляться? Главное, чтобы не мешать другим. А Адамович и не мешает.
Выпуск газеты №:
№39, (2003)Section
Почта «Дня»