Ведущего оскорблять нельзя. А зрителей?
Горький осадок от телешоу Евгения КиселеваВо время очередного просмотра телешоу Е. Киселева был неприятно поражен объяснением ведущего причины выдворения из студии герострата О. Бузины: из-за того, что он оскорбил... ведущего. Значит, можно безнаказанно издеваться над гением Украины, только бы... не оскорбить ведущего?
Уважающему украинского телезрителя не гоже делать такой «подарок» народу в день юбилея ухода его гения в бессмертие, как организация обсуждения... оценки его, причем приглашением не только преимущественно дилетантов (пусть не обижаются С. Поярков и нардеп Олийнык), но и патентованного пасквилянта О. Бузины. Им, по замыслу ведущего, надлежало, наконец-то, просветить украинцев.
Не стоит переоценивать высказанное когда-то академиком Л. Новиченко утверждение, что все украинцы — шевченковеды. Действительно, большинство жителей Украины и украинцев из диаспоры, читая и слушая произведения Шевченко, даже нередко в обкорнанном цензурой виде и идеологически нечестно препарированном толковании, самостоятельно доходят до их сути. Но если уж великий белорус Я. Купала, обращаясь к нашему гению, трогательно просит его «быть и нашим отцом», если славные грузины И. Чавчавадзе и А. Церетели признают, что научились у Шевченко любить свой народ, то украинцы чувствуют это органично с пеленок. Общеизвестные и благосклонные высказывания о гении великих русских А. Герцена, Н. Чернишевского, Н. Некрасова, Н. Добролюбова, политика А. Луначарского, польских литераторов — от современников до Е. Енджеевича, болгарских литераторов.
За полтора века больших достижений достигло шевченковедение. В Украине издано 2-томный Шевченковский словарь (была идея создать соответствующую энциклопедию, и как это «младшему брату» позволить, когда еще нет Пушкинской, правда, появилась Лермонтовская). Кроме исследователей с Украины, шевченковскими исследованиями занимались активно в России Ю. Барабаш, П. Жур, Л. Большаков (даже отмеченные Ленинской премией Прийма и Новиков), многочисленные представители диаспоры в Америке, Центральной и Западной Европе.
Сейчас в основном подготовлена Шевченковская энциклопедия, в шевченковедении плодотворно работают выдающиеся ученые И. Дзюба, М. Попович, М. Жулинский, Е. Сверстюк и многие другие. О своих высоких чувствах от слова Шевченко говорят современные поэты И. Драч, Л. Костенко, Б. Олийнык, Д. Павлычко, до недавнего времени М. Винграновский, их великие предшественники И. Франко, Леся Украинка и многие другие наиболее выдающиеся поэты Украины.
Имея множество высказываний многих украинских и зарубежных авторитетов, наличие сотен памятников Поэту в Украине и за ее пределами, как можно засомневаться и так низко опуститься, к тому же собрать для обсуждения откровенных дилетантов и неприкрытого герострата.
Об элементарном дилентатизме какого-то гостя, который пытался втемяшить собравшейся общественности, будто бы масоны хотели выкупить известного поэта, приручить его для определенных целей и тому подобное. Простое сопоставление времени, когда известные украинские и русские художники, которые знали Т. Шевченко как одаренного художника, хлопотали о его выкупе именно как художника и не знали о его поэтическом таланте (но вряд ли бы могли понять и оценить его). Параллельно с рисованием Тарас занялся поэтическим творчеством уже после выкупа из крепостничества («Кобзар» появился в 1840 г. и в нем только одно стихотворение датировано 1837 годом, то есть до выкупа). Следовательно, навязываемое зрителю предположение масоноведа далеко от истины.
Удивило и выступление нардепа Олийныка, который претендует на всезнайство как «земляк юбиляра». Может он засчитывает в свои «заслуги» участие в развале «каневской четверки», согласившись на правах хозяина и из-за избыточной амбициозности поиздеваться над Шевченковским призывом к единству («обніміться ж, брати мої») на пути к демократическому обновлению?
С удивлением узнал, что этот государственный деятель ознакомился с выступлением Р. Никсона на открытии памятника Т. Шевченко аж после посещения Соединенных Штатов. Разве этот земляк не почувствовал величие Шевченко, которое побудило ЮНЕСКО отметить его юбилейные даты в 1961 и 1964 годах. Празднование проходило, кроме Киева, и в Москве, и в Вашингтоне, и во многих местах планеты. Шевченковское слово, непримиримое к национальному, социальному и колониальному угнетению, с пониманием было встречено мировой общественностью.
Сам не поняв величия Шевченко, этот политик не нашел лучшего объяснения, чем вспомнить, что в это время был период холодной войны, Карибский кризис, потому и американский президент использовал это для «антисоветской пропаганды». Это же нужно случиться такой накладке дат, чтобы нашему политику дать возможность не забыть добротную советскую выучку. Ему безразлично, что он сам приехал в Штаты перенять долголетний опыт демократизма, ведущего свой отсчет от Вашингтона, кстати, высоко оцененного Шевченко.
Описанное фиаско должно заставить Е. Киселева задуматься над своей журналистской ответственностью перед зрителем.
Выпуск газеты №:
№47, (2011)Section
Почта «Дня»