Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ворожба по-украински

12 августа, 19:09
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Макс Вебер, исследуя условия возникновения капитализма и рыночных отношений, в своей философской работе «Протестантская этика и дух капитализма» говорит, что с приходом капиталистических отношений в обществе происходит переход мышления от мифологического к рациональному, в связи с чем начинает набирать силу процесс «расколдовывания» мира. То есть любой процесс человеческой деятельности начинает выстраиваться как самая короткая прямая от его начала к его завершению. Ярким примером магического решения проблем, или волшбы, являются первобытные ритуалы, обнажающие такой вид мышления, который для успешной охоты учитывал не только профессиональные качества охотника и состояние его охотничьего оружия, но и проводимые перед охотой специальные магические церемонии.

С точки зрения современного человека подобное достижение намеченной цели — обременительный и громоздкий процесс, тормозящий его выполнение. Вообще с точки зрения здравого смысла и просто разумного взгляда на условие выполнения того или иного процесса совершенно нелепо проводить специальные церемонии и жертвоприношения перед тем, как, касательно охоты, просто найти следы оленя, пойти по ним и выследить добычу. Также с точки зрения логики и понимания условий успешного завершения того или иного трудового процесса — обременительным, бесполезным и тормозящим какие-либо предпринимательские начинания является данная чиновнику взятка с целью его содействия или, наоборот, — с просьбой, чтобы он не вмешивался в процесс. И в охоте первобытных охотников, и в современном трудовом процессе, который может быть успешно реализован и эффективно осуществлен только после выполнения коррупционного действия — единая структура, единый механизм свершения, забирающие массу времени и энергии. И в первом (первобытные охотники) и во втором (дача взятки) примерах мы имеем дело с синкретизмом, когда непосредственно трудовой процесс почти неразрывно слит еще с чем-то, что не имеет к нему никакого отношения. На первый взгляд, кажется, что в коррупционных действиях все же рационализирован процесс зарабатывания тех первичных денег, которые будут даны в виде взятки, но в реальности оказывается, что даже дело, которое принесло деньги для взятки, тоже может быть совершено лишь после соответствующего «благодарения» кого-то вышестоящего.

Для исследователя, знающего суть первобытных магических ритуалов, проявления коррупции в современном обществе всегда будут поняты как действенный аспект мироощущения, аналогичный мироощущению первобытных охотников. Поэтому в любом коррупционном действии он будет искать, пусть и неосознаваемый, сакральный объект или явление: «духа», «демона» или «тотема», способствующих успешному началу, если им дать соответствующее жертвоприношение — взятку.

П.Федоров в своем недавно вышедшем в России исследовании «Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра», поясняя различные аспекты взаимодействия со сверхъестественными силами людей древних обществ, говорит, что для архаического мышления «Первым вариантом действий для достижения результата было умилостивление духов/божеств путем принесения жертв. Это не что иное, как идея взятки». В нашем обществе таким «сакральным» объектом — духом/божеством — окажется хотя и не каждый, но вышестоящий начальник, поэтому в ауре сакральности или псевдосакральности у нас выступает каждая высшая ступень на социальной лестнице. Здравый смысл подсказывает, что мы имеем дело просто с желанием незаконно повысить свое материальное благосостояние. Но, как ни крути, если общество мирится с подобным положением вещей, то есть готово выполнять многие важные дела обременительным, долговременным и расточительным способом, — мы имеем дело с неосознанным обожествлением или вышестоящего или социальной пирамиды. Такое общество неконкурентоспособно и всегда будет догонять страны, в которых имеют место настоящие рыночные отношения. Если для части нашего населения процесс десакрализации вышестоящего или любого начальника уже произошел или набирает силу, то, в известной степени, в их коллективных представлениях наделенным некоей «магической» силой все еще остается само иерархическое место и, естественно, власть как явление. Другими словами, в коллективных представлениях значительной части граждан нашей страны все еще существуют определенные «магические» пазы», которые на подсознательном уровне ощущают власть как нечто стоящее отдельно, самостоятельно и выше любого человека. Это и есть неосознаваемое, но глубоко почитаемое многими нашими согражданами божество в их мироощущении в их неосознанной религиозности.

Объект или субъект, которые нельзя обойти, не умилостивив, всегда — если не в сознании каждого конкретного человека, то в коллективном неосознанном — ощущается как нечто, наделенное сверхъестественными способностями. Коррупцию давно уже следует отнести к магическим или квазимагическим действиям в деле достижения определенной цели. И опасность состоит еще и в том, что ее существование тормозит развитие рационального мышления, а в менталитете участников подобных схем место начальника неосознанно начинает восприниматься как нечто, обладающее волшебной силой. Номенклатурная же пирамида воспринимается как некое самостоятельное явление, наделяющее находящихся на ее вершине особыми полномочиями и особыми, превышающими потребности обычного человека, желаниями...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать