Перейти к основному содержанию

Воспоминание об учителе

Старые открытки побудили узнать о судьбе уважаемого владимирского педагога Николая Звойницкого
17 сентября, 18:18
НА ОТКРЫТКЕ, ДАТИРОВАННОЙ 29 АПРЕЛЯ 1931 ГОДА, НИКОЛАЯ ЗВОЙНИЦКОГО ПОЗДРАВЛЯЮТ С ПАСХОЙ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА АВТОРОМ

Мне очень нравится просматривать старые фотографии или открытки — с их помощью мы можем познавать историю родного края, вспоминать о родных, друзьях, знакомых, которых, к сожалению, уже нет с нами. Однако, как писал лауреат Нобелевской премии Морис Метерлинк, люди, которые отошли в Вечность, живут в стране воспоминаний  и остаются живыми до тех пор, пока мы вспоминаем о них.

Такая возможность представилась  два года назад, когда в музей приехал известный в городе педагог и краевед, светлая ему память, Павел Григорьевич Смикалюк (1945—2015 гг.). Он принес с собой 14 открыток. Павел Григорьевич спас эти вещи, потому что сосед хотел выбросить их на помойку. Все эти открытки датируются началом ХХ века — им более 100 лет. На многих из них упоминается фамилия Николая Звойницкого. Кем же был этот мужчина?

Воспоминаниями поделилась племянница археолога Александра Цинкаловского Наталья Грабарчук. «Николай Звойницкий был настоящим патриотом Украины, — рассказывает Наталья Назаровна, — такого искреннего, порядочного, доброго человека уже не встретить в наше меркантильное время. Пан Звойницкий был настоящим интеллигентом, талантливым человеком, готовым всегда прийти на помощь. Он был способным учителем, имел дар от Бога. Активно участвовал в постановке пьес при владимирской «Просвіті» в 20—40-х годах ХХ века, играл комедийные роли (в частности, Стецько).

«Вспоминаю, — продолжает Наталья Назаровна, — как меня, восьмилетнюю девочку, папа привел за руку во владимирскую «Просвіту», которая находилась на Ковельской улице. Это было в годы немецкой оккупации, тяжелое материальное положение. Помещение «Просвіти» не отапливалось. Однако мы, дети, этого не замечали. Мы  были увлечены тем, что могли показать свои таланты в любительском кружке художественной самодеятельности. Наши выступления приурочивались к религиозным праздникам, юбилейным датам, нашим родителям и торжественным мероприятиям, которые проводились при городской управе».

Николай Звойницкий был активным участником «просвитянского» движения Владимира. Высокий, худощавый, интеллигентность словно была написана на его лице. Пан Звойницкий находился в Германии, где перенимал педагогический опыт. Владимирские дети любили доброго, мудрого учителя.

В 1944 году, когда советская власть во второй раз пришла на Волынь, начались репрессии. Люди боялись даже здороваться с бывшими знакомыми. Жесткая машина сталинских репрессий задела и Николая Звойницкого. Его отправили в Харьковскую пересылочную тюрьму. Вместе с ним там сидел многолетний политзаключенный из села Лудин Степан Куцай, автор книг «Німеччина очима остарбайтера» и «3688 діб у сталінсько-беріївських таборах».  Звойницкий, уже немолодой мужчина, умирал у него на руках, его последними словами были слова: «Юначе! Якщо Бог збереже Вас і Ви повернетеся на Волинь, то передайте моїй донечці Галі, що я загинув тут. А вона нехай тікає з України ...».

Дочь учителя — Галина — переехала в Киев, спасая свою жизнь.

Я просматриваю открытки, представляю, как когда-то их касались руки мудрого учителя. Одна из них датируется 12 апреля 1922 года, адресат именуется высокоуважаемым паном, управителем украинской городской школы во Владимире. На этой открытке — поздравления Звойницкому от Савины Сидорович, которая в 1916 году была директором украинской четырехклассной школы имени Тараса Шевченко, которую открыли во Владимир-Волынском Украинские Сечевые Стрельцы.

На другой открытке, датированной 29 апреля 1931 года, Николая Звойницкого поздравляют с Пасхой. Еще на одной открытке, датированной 20 декабря 1914 года, изображена красивая девушка с елочной ветвью в руках. А вот новогодняя карточка, на которой нарисован святой Николай, который везет подарки детям (на штемпеле надпись почты еще времен Российской империи! — 31 декабря 1910 года). В поздравительном тексте упоминаются Иван, Кастилия, Карл, Маня Зарембинские, которые проживали в городке Мацеев (теперь — пгт Лукив) Волынской губернии. Тексты    — рукописные, сделанные черными чернилами, на русском, польском языке. На других открытках послания Зарембинским адресуются в колонию Маркеловка (в настоящее время  — село Владимир-Волынского района), в одной из открыток упоминается село Родники Костромской губернии (Россия).

О том, что Николай Модестович Звойницкий был уважаемым человеком во Владимир-Волынском, свидетельствует копия документа, написанного на украинском и немецком языках 22 апреля 1942 года, — на нем он подписался как Школьный инспектор города Владимир период нацистской оккупации (наверное, с приходом советской власти в 1944 году это и послужило основанием для его заключения). Упомянутый документ нам принес Павел Смикалюк, поскольку он принадлежал его тете Надежде Смикалюк, которую пан Звойницкий назначил учителем начальной школы №1 во Владимир-Волынском.

В 1916 году Надежда Смикалюк работала учителем в украинской школе имени Тараса Шевченко, открытой во Владимире Сечевыми Стрельцами. Вообще Смикалюки — учительская семья, учителями была и мать, и тетя, и отец Павла Григорьевича. В конце концов, и он сам был выпускником Львовского университета, преподавал английский и немецкий языки в школах района и Владимир-Волынском педколледже. Кроме того интересовался краеведением, радиолюбительством, поэтому часто общался с сотрудниками Владимир-Волынского исторического музея.

На других открытках, времен Российской империи, Второй Речи Посполитой, изображены колядовщики, сценки из украинской народной и дворянской жизни. Когда смотришь на эти артефакты, то воображение рисует жизнь людей того времени, ведь кроме общепринятых поздравлений в текстах идет речь о жизненных делах, отношениях между людьми, живших 110 лет назад. Нет уже тех людей, но читая эти документы, мы реконструируем события, которые происходили более века назад.

От этих раритетов исходит дух старины, аура добра, человечности, высокой нравственности, свойственных их бывшему владельцу — учителю Николаю Звойницкому, оставившему добрую память о себе в сердцах людей, которые его знали.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать