Возобладает ли здравый смысл в православии?
Отзыв на статью Ярослава ЛУЧКИВА «Почему мы празднуем Рождество не 25 декабря, а 7 января» («День» № 8-9, 20-21 января 2012 г.)
Я, Казанжи Михаил Константинович, один из более чем 250-тысячных представителей болгарского этноса в Украине, который принял христианство на 150 лет раньше, чем Киевская Русь, не мог остаться в стороне от поднимаемой Я. Лучкивом («День» № 8-9 от 20-21 января 2012 г.) темы празднования Рождества Христова в Украине и постарался, по мере своего видения, осветить те глубокие проблемы, которые стоят перед православием, находящимся более чем в глубоком кризисе.
Я подписчик пятничного номера «Дня». Открыл для себя новый, доселе неведомый для наших читателей мир. Мир никогда не увядающих ценностей, правдивой истории, высокого интеллекта.
Многая лета самой лучшей газете. Слава Украине!
Автор статьи абсолютно прав в своих суждениях. Действительно, все западные христиане (католики, православные и даже протестанты) живут по новому — григорианскому календарю, начало которому было положено в 1582 году. А мы, к сожалению, живем одновременно по двум измерениям времени и празднуем дважды, а это и затратно (и для людей, и государства), и как-то нелепо, и лишено здравого смысла.
Автор поставил вопрос о том, что сдерживает украинцев перейти на новый стиль. Основное, что сдерживает украинцев, и не только их, — это отсутствие инициативы, так сказать, снизу, от них самих, из-за отсутствия единства среди самих верующих, незнания истории перехода на новый стиль. Уверен, если спросите у 100 граждан Украины, представителей самых различных слоев населения, в чем новизна нового стиля (а новизна именно в приведении в соответствие учета времени), то вряд ли встретите хотя бы одного, кто верно вам ответит.
Теперь хочу сказать, что не мы — простые миряне, упрямо противопоставляем свою рождественскую традицию другим, а высшее духовенство. А происходит это от того, что на мировой арене идет борьба, которую начала Русская православная церковь, возглавляемая Московским патриархатом, против Вселенской церкви, возглавляемой патриархом Варфоломеем, с целью возглавить православие во всем мире. И отсюда эта неуступчивость Русской церкви, стремление любой ценой навязать свои, пусть уже пахнущие нафталином, старые, изжитые традиции пастве, наперекор всему миру и здравому смыслу.
Используя паству УПЦ Московского патриархата, Россия влияет на избирательный процесс в Украине, отсюда к власти приходят пророссийски настроенные политические функционеры, чей бизнес прямо или косвенно связан с Россией, большая часть которых — украинофобы, им просто чуждо все украинское. Эти люди выступают за введение русского языка в качестве второго государственного, вынашивают планы подчинения Киево-Печерской лавры, Почаевской лавры и Каменецкого монастыря Московскому патриархату, лишают украинцев своей истории, беспрестанно ее фальсифицируя, не признают Голодомор геноцидом украинского народа.
У нас нет гражданского общества, о необходимости которого немало говорят наши политики, но почти ничего не делают для его создания. В гражданском обществе, на мой взгляд, люди имеют определенный уровень политической, экономической и религиозной культуры, а все это зависит от общего духовного уровня. Давайте не будем себя обманывать относительно нашего сегодняшнего уровня по прошествии 20 лет независимости.
Обратите внимание, как пропагандируют свои взгляды Свидетели Иеговы. Как правило, подобраны опрятно одетые молодые, настойчивые люди, умеющие расположить доверчивых православных, распространяющие в неограниченном количестве свое издание «Сторожевая башня» в около 70 государствах мира. Пару раз, поддавшись на уговоры моего знакомого, я посетил церковь евангелистов Седьмого дня и обнаружил, к моему удивлению, что проповеди функционеров церкви имеют большую воспитательную направленность. Прекрасно была раскрыта тематика взаимоотношений в семье применительно к нашей, современной жизни, а также отношение к окружающей среде. Беседу проводит или квалифицированный религиозный лектор, или идет видеопередача, хор с хорошо подобранными солистами поет осовремененные религиозные песни.
Я живу в маленьком райцентре. За годы независимости у нас было построено и открыто пять молитвенных домов и церквей неправославного толка. Поражаюсь коллективизму людей в построении и ремонте своих молитвенных домов, уборке территории вокруг них. Невольно задаешься вопросом: почему мы, православные на юге и востоке Украины, настолько деградировали? Ведь люди, ставшие баптистами, евангелистами, Свидетелями Иеговы, совсем недавно почти поголовно были православными.
Причин много, и они очевидны. Большой удар по верующим нанесли коммунисты, которые силовыми методами и оголтелой пропагандой отвратили людей от церкви. Это и отсутствие, даже среди лидеров православия, достаточного количества грамотных, с высоким интеллектом священников, с хорошо поставленным голосом, дикцией, ораторскими способностями, способных заинтересовать и повести за собой верующих. Наши священники читают на молопонятном церковнославянском языке, без дикции, голоса как будто отбивают номер. Православие катастрофически, и не только в Украине, теряет свои позиции, так как не играет воспитательной роли в обществе по самой главной тематике современности — духовной деградации общества, когда рушится семья как ячейке общества, растет преступность, наркомания, проституция и т. д.
Священникам надо проводить службу на абсолютно понятном литературном украинском или русском языке. Они должны быть энергичными, хотя бы относительно молодыми людьми, а не престарелыми, извините за выражение, маразматиками. Священник в Италии — это артист на сцене. Даже не зная хорошо языка, проникаешься симпатией и уважением к нему оттого, что это и тон, и уважительно-доверительное отношение, и стремление помочь человеку разобраться в своих проблемах и справиться с испытаниями и трудностями современной жизни, объяснить, как их преодолевать, не причиняя вреда себе и окружающим. Есть у них одна молитва, когда все без исключения люди в церкви подают друг другу руку в знак уважения, прощения и мира.
Часть наших православных священников, разъезжающих на мерседесах, занялись политикой. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (УПЦ МП), один из лидеров Партии регионов, яро поддерживает «Русский мир» и Московский патриархат. Чего можно ожидать обыкновенному мирянину? Он понимает, что церковь у нас отделена от государства только на словах. Евстратий Зоря, епископ УПЦ КП, приводит пример, расчитанный, прямо скажу, на наивных. Дескать, когда в 1920 году русский патриарх Тихон издал указ праздновать Рождество Христово 25 декабря, то в храмы никто не пришел.
И сейчас, если издать такой указ, то, по всей вероятности, мало кто придет. Поэтому крайне необходимо пердварительно, за год до 25 декабря, вести целенаправленную, грамотную, разъяснительную работу среди всей православной паствы, начиная от маленького села и кончая столицей. К этому надо подключить все православные конфессии и все СМИ государства. Государство и все мы от этого только выиграем, потому что начиная с 25 декабря и по 14 января мы не работаем полноценно, а празднуем. Надо научно доказать всему обществу, что со времени создания Юлианского календаря учет времени отстает от количества дней, которые рассчитаны по небесным светилам, и что, приведя в соответствие с ними учет времени, мы тем самым перейдем на новый, более совершенный календарь, которым и является Григорианский.
Общественные отношения очень быстро развиваются, а церковь сегодня представляет собой консервативную структуру, не идущую в ногу ни с обществом, ни со временем. Обществу не нужны закоренелые ортодоксы, держащиеся за свои кресла церковные чиновники, которые ничего не могут дать пастве, но могут привести христианство (в период подьема ислама и других религий) к полнейшему упадку.
В качестве положительного примера служения церкви и народу можно привести лидеров Украинской греко-католической церкви. Низко кланяюсь Любомиру Гузару — человеку высокой морали и интеллекта, сделавшему так много для реабилитации церкви, возврата незаконно захваченной недвижимости (церквей), поднятия престижа церкви. Дело Любомира Гузара успешно продолжает нынешний глава УГКЦ Святослав Шевчук.
Жизнь показывает, что надо быстрее реагировать и пора менять свой менталитет — и пастве, и церкви. Вернуть людей в церковь можно лишь в случае, если она снова станет духовно привлекательной. Ей в этом должно помочь и государство, которое в конце концов обязано создать условия для построения гражданского общества.
Если все православные конфессии и УГКЦ в Украине перейдут на празднование по новому стилю, те группы старостильных юрисдикций, не признающие новизны, останутся ни с чем, то есть без паствы и мнимого лидерства. Евстратий Зоря (УПЦ КП) говорит, что если возникнет необходимость в переходе, то лишь тогда будут дискутировать. А кто будет определять эту необходимость?
Смею утверждать, что пока церковью будут управлять закоренелые ортодоксы с оглядкой на московский патриархат, то и дискуссий и перехода по инициативе церкви не будет. И мы, верующие, и дальше будем оставаться заложниками не только наших неудачных политиков, но и церковников, а объединение православия в Украине в единую церковь так и останется несбыточной мечтой.
С момента провозглашения независимости в Украине построено и отреставрировано немало церквей. Сейчас, перед выборами в Верховную Раду Украины, подрядились этакие «спасители нации», которые налево и направо разбрасываются обещаниями восстановить в кратчайший срок очень сильно пострадавший после пожара 26 января этого года один из самых лучших церковных соборов страны — «Святое Преображение Господне» в городе Болграде Одесской области. Об этом сообщали многие телеканалы Украины и Болгарии. По всей вероятности, с откатами и дерибаном средств, собираемых на ремонт, собор будет восстановлен. Но кто вдохнет в него, как и в другие храмы Украины и в сердца прихожан, христианский дух и мораль? А это будет гораздо труднее, чем отремонтировать церковь.
Выпуск газеты №:
№33, (2012)Section
Почта «Дня»