Всадник без головы
Прошло три недели со дня трагедии в Нью-Йорке. Теперь уже не ридовские «10 дней...» потрясли мир, а полтора часа фанатиков-самоубийц. Нет страны или человека, которые бы не задумались в связи с этим о своем будущем.
Особенно бросается в глаза трансформация общества в Нью-Йорке. Сегодня здесь не услышишь громких разговоров и взрывов непринужденного смеха, чем так славился город, ни на его улицах, ни, тем более, в метро, автобусах или на различных паромах, вновь курсирующих между Манхеттеном и Бруклином, Статен Айлендом, Нью-Джерси. Все без исключения прохожие, в какой бы части города ни находились, грустно, завороженно смотрят в сторону того места, где привычно возвышались над Нью-Йорком «твинсы». Манхеттен без них выглядит, словно всадник без головы.
А в это время весь мир, уже не столько с ужасом от первых известий и телевизионных кадров падающих «твинсов» в сердце Америки, сколько взвешивая — чем им это событие грозит или что сулит, начинает либо сжимать руки от страха, либо потирать их с предвкушением, увы! Все это вызывает массу эмоций и размышлений.
Мое детство прошло в Киеве на Евбазе еще до того, как здесь появились здания цирка, гостиницы «Либідь», а одноименная речка еще не была закована в бетонную трубу и в ней весной дети еще ловили пескарей. Здесь царила особая атмосфера в восприятии добра и зла, чести и бесчестия, проявления характера и трусости, мудрости или дурости.
Неписаные законы улицы (я имею в виду не «законы джунглей»), как это ни может показаться странным, кажутся мне по прошествии лет самыми справедливыми. Ибо абсолютно отвергали двойную мораль, лицемерие и жлобство. По этим неписаным законам даже в самые тяжелые послевоенные годы здесь жили не только дети и подростки, но и взрослые люди. Иначе было не выжить.
Основная масса людей в мире живет по неписаным законам многотысячелетней морали, передающимся из поколения в поколение. Не убий, не прелюбодействуй, не...
В какой-то степени неписанными законами морали руководствуются и государства. Над политическими, экономическими, социальными устремлениями правительств большинства стран мира довлеют, все-таки, выработанные человечеством тысячелетние законы добра и зла.
Но в семье не без урода. За последние 100 лет человечество уже вкусило результаты двух отклонений от этих неписаных законов: режим большевиков «Ленина-Сталина и всех вождей» и гитлеровский режим национал-социалистов. Каждый из них принес людям нечеловеческие страдания. Унес десятки миллионов абсолютно невинных жизней. Эти режимы служили не людям, во имя и от имени которых возникали, а голым идеям.
Сегодня мир вплотную вступил в эру третьей напасти: реализации идей исламского фундаментализма, которые нашли пристанище в более чем ста странах мира, самых бедных и обманутых. Его рецидивы с нарастающим итогом проявлялись уже не единожды. Трагедия в Нью-Йорке 11 сентября — лишь одна из остановок на этом пути.
Если бы президент Буш вырос на Евбазе, он бы ответил на подлый удар в спину в тот же момент, молниеносно, с двух рук, в «зубы» по всем широко известным в мире террористическим базам. И ни одна нормальная страна в мире не осудила бы его! И ни один здравомыслящий человек — тоже.
Увы, он поступил иначе. Америка поступила иначе. И, может быть, это решение более мудро. Не уверен.
Сегодня весь мир знает и следит за тем, как передвигаются по миру американские десантные самолеты и форсированно перемалывают воду и сотни тонн арабской горючки американские океанские корабли. Как роют носом землю, чтобы реабилитировать себя, разного рода спецслужбы, бездарно прошляпившие организованную сотнями людей в десятках стран мира атаку на Америку. Им и «двойку» поставить — явно завысить оценку.
И в то же время разного рода демократы-свободолюбцы, теоретики прав человека и свободы личности, сидя на университетских кафедрах, в политических кабинетах и у руля международных финансовых империй, хитромудро напоминают Америке о терпимости, мудрости, о высоких принципах морали и правах человека. И задают сакраментальный вопрос: положите сначала на стол доказательства того, что в тех местах, которые вы собираетесь подвергнуть отмщению, находятся истинные исполнители или покровители акции в Нью-Йорке. И тогда уж!
И впрямь, может быть, организовать при содействии ООН международный суд? Собрать предварительно нужные документы, демократично избрать международного независимого прокурора и защитников. Провести тщательное расследование. Назначить суд присяжных, конечно — на нейтральной территории. И тогда уж!
Может быть, попросить исламских фанатиков-фундаменталистов, тайно и явно окопавшихся в разных странах, выйти во чисто поле и там, чтобы все было по правилам, попытаться доказать свою правоту, сразившись с американскими ковбоями? И тогда уж!
Может быть, собрать международный форум с участием всех стран мира (нам мало опыта недавнего форума «по расизму» в Дурбане), обсудить сложившуюся ситуацию, выработать общее решение, проголосовать его? И тогда уж!
Дж. Буш проиграл первый раунд. Дорога ложка к обеду. Но проиграли этот бой и все нефундаменталисты: и мусульмане, и христиане, и иудеи. Похоже, что человечеству, рано или поздно, не избежать третьей катастрофы за последние сто лет. Нельзя победить противника зажатой в кулаке газеткой в ответ на стиснутую в руках оглоблю. Демагогия и демократия — не одно и тоже, увы!
А что же Америка, как сегодня живет Нью-Йорк?
Ровно через шесть дней после трагедии, в понедельник, 17 сентября, паромы стали снова перевозить людей в Манхеттен. Но только одних пассажиров, машины больше не грузят — боятся террористов. Ибо если загнать на паром машину со взрывчаткой в час пик, трехпалубная махина с 3 тысячами пассажиров пойдет ко дну прямо перед статуей Свободы.
Спустя шесть дней открыли и линии метро, но только те, что идут по восточной части Манхеттена. И теперь, когда по дороге на работу выхожу из парома, я не могу воспользоваться близлежащими линиями метро, они закрыты. И сперва почти бегу мимо закрытого теперь для публики Battery Park, откуда раньше отправлялись катера с туристами почти каждые 15 минут к статуе Свободы и острову Ellis Island с его уникальным музеем эмиграции. Мимо военных и полицейских, стоящих на каждом углу. Мимо огромных прицепов с турбогенераторами, от которых тянутся через дорогу и тротуар силовые кабели к близлежащим зданиям, обесточенным в результате разрушения силовых стационарных электрокоммуникаций.
Я иду по серпантину пугающе пустых улочек Уолл-стрита между высотными зданиями, где все первые этажи заняты кафе и ресторанами на десятки тысяч мест. Все они теперь пусты. И всюду полицейские, солдаты в камуфляжной форме и палатки посреди пустых улиц над раскрытыми люками к подземным коммуникациям. Там работают ремонтники.
Когда ветер дует со стороны бывших «твинсов», от гари слезятся глаза, начинается кашель и спазмы сжимают горло. Может быть поэтому, в этом районе совершенно исчезли местные колоритные бомжи, торчавшие десятками на каждом углу.
А на стенах домов, телеграфных столбах, у входов в магазины появились фотографии пропавших людей с надписями: missing, missing, missing. И телефонами, с просьбой сообщить...
На многих улицах Манхеттена лежат на тротуарах цветы. Стоят зажженные лампады, прислоненные к парапету фотографии погибших под «твинсами» пожарников, полицейских, служащих.
У входов во многие магазины стоят столики с листками чистой бумаги и ручками. Люди подходят, пишут свои пожелания, высказывают боль, обращаются к Богу. И затем эти листочки вывешиваются в витринах магазинов, десятки тысяч человеческих просьб, соболезнований, криков души.
Америка не знала ничего подобного в своей истории. Многие до сих пор не могут выйти из состояния нервного стресса, шока. Некоторые жители южного Манхеттена, на чьих глазах рушились «твинсы», боятся находиться дома. И во многих газетах появились объявления о лекциях типа: «Трагедия 11 сентября и ее социально-психологические аспекты в Америке», «Трагедия 11 сентября: психотерапия последствий» и т. д.
К концу третьей недели над Нью- Йорком три дня кряду шел дождь. Теперь едкий дым над городом резко спал. Уменьшилось и количество солдат, военных грузовиков, стихийно развешиваемых фотографий погибших. Многие понимают, что никогда не смогут захоронить тела своих близких, сгоревших в обрушившихся зданиях.
Теперь почти все время на радио и телевидении идут дискуссии: что делать, как жить дальше? Как ответить, и кому за нападение на страну, за бессмысленные и безвинные смерти? Как, не преумножая печаль, не дать в очередной раз восторжествовать злу над добром? Как сохранить свое человеческое достоинство и гражданскую честь?
Эти же вопросы стоят и перед миром, если он не хочет превратиться во всадника без головы. Первая мировая война помогла большевикам «преобразовать» мир. Уступки и заклание нескольких стран и народов во имя усмирения аппетитов нацизма не помогли сохранить мир от Второй мировой войны. Что ждет нас всех после атаки на Америку «невидимого» врага?
Выпуск газеты №:
№186, (2001)Section
Почта «Дня»