Выборы – раз в три года
Такая система придаст дополнительный импульс проведению реформВ последнее время бурно обсуждаются вопросы, связанные с изменениями в Конституции Украины. Предлагаются различные варианты этого процесса. Представляется, что участники дискуссии чересчур увлечены политической стороной таких преобразований и совершенно не обращают внимания на возможные экономические последствия принимаемых ими решений.
Как экономист хочу обратить внимание участников дискуссии на ряд фактов.
Первое. Как известно, наиболее быстро экономика СССР и союзных республик развивалась в процессе послевоенного восстановления и после «косыгинской реформы» в середине 60-х годов прошлого века. А эпоха застоя в экономике СССР началась после принятия «брежневской» Конституции 1976 года и соответствующих конституций в союзных республиках в 1977 году. Помимо печально известной 6-й статьи о руководящей роли КПСС, эта Конституция СССР и соответствующие конституции в республиках ознаменовали переход к более длительным избирательным циклам. По «сталинской конституции» 1936 года выборы в Верховный Совет СССР и Верховные советы союзных республик проводились каждые четыре года, на уровне местных советов — каждые два года, а после изменений начала 1970-х годов — каждые пять лет и два с половиной года соответственно. По «брежневской конституции» на всех уровнях был установлен «застойный» пятилетний избирательный цикл. Результаты не замедлили сказаться. К сожалению, и Конституция независимой Украины унаследовала эту «застойную» традицию.
Второе. Если мы обратимся к опыту развитых стран, то найдем массу интересных и полезных примеров коротких избирательных циклов. Так, в Великобритании выборы на местном уровне и в палату общин парламента проводятся каждые три года. В ФРГ нижняя палата парламента также избирается каждые три года. Палата представителей Конгресса США каждые два года ротируется на треть, и такие примеры можно продолжать. То есть развитые демократии эмпирически пришли к выводу, что за два-три года в обществе накапливается определенная «усталость» от действий власти, и нужны какие-то политические изменения, приток в политику свежих сил, включение «социальных и политических лифтов».
Третье. Обратимся к истории современной Украины.
1991 год — ГКЧП и провозглашение Украины независимой.
1994 год — досрочные выборы президента и парламента.
1997—1998 годы — наибольший спад в сравнении с 1990 годом, фактически, дефолт. Выборы президента в 1999 году каким-то образом «смикшировали» народное недовольство.
Но уже в 2002 году мы получили акцию «Украина без Кучмы», которая отразилась на результатах парламентских выборов того года.
2004 год — оранжевая революция, электоральный «раскол» страны и три тура президентских выборов.
2007 год — досрочные парламентские выборы. «Политическое равновесие» и ситуативное большинство.
2010 год — президентские выборы и подтверждение «электорального раскола» страны.
2013 год — Евромайдан.
Четко прослеживается тенденция приблизительно трехлетних циклических колебаний напряженности в обществе. Мне кажется, это является серьезным основанием для того, чтобы при внесении изменений в Конституцию на уровне местных советов обязательно вернуться к избирательному циклу в два с половиной либо три года, и с такой же периодичностью менять определенную часть депутатов Верховной Рады: например, проводить выборы по партийным спискам.
Представляется, что такая система поможет оперативно снимать политическое напряжение в обществе и придаст дополнительный импульс проведению столь необходимых стране реформ.
Выпуск газеты №:
№61, (2014)Section
Почта «Дня»