Перейти к основному содержанию

«Я никогда в жизни не торговала собственной совестью»

24 июля, 00:00
«День» в одном из своих номеров за 5.06.1999 года напечатал — что мы обычно не делаем в нашем издании — стихотворение Надежды Марчук, учительницы из пгт Серебряное Черниговской области: «Повільно помирає Батьківщина». Когда наша редакция во второй раз подряд получила письмо от госпожи Марчук, мы решили его процитировать почти полностью. И вот почему. В письме Надежды говорится о том, что голодомор — возможно, не такой очевидный и не такой стремительный — в Украине все же существует. Надежда Марчук дает такой ответ через нашу газету автору анонимного письма из Киева, которое она получила после публикации своего стихотворения. В письме человек, который себя не назвал, обвиняет госпожу Марчук в написании ею, по сути, неправды. Мы даем Вам, нашим читателям, возможность прочесть оба письма и сделать свои выводы.

Из нового письма Надежды Марчук:

«Я получила письмо с критикой на мое стихотворение от одного киевлянина, который почему- то не назвал своей фамилии. А как еще я могу ответить этому человеку, если не через вашу газету?

Суть обвинений сводится к тому, что я написала якобы в стихотворении неправду, потому что голодомора в Украине нет. Что по улицам Киева бегают «румяные» мальчики-попрошайки, которых «бездельники родители гоняют за копейкой». А старые люди умирают «от болезней и возраста естественной смертью».

Уважаемый киевлянин! Уверяю Вас, что я написала это стихотворение не просто так, а после многочисленных разговоров на улицах родного поселка с пенсионерами, которые, как только получают пенсию, сразу отдают ее за долги. «А сами голодные сидим», — говорят они.

Рассказывали мне и о бабушке, которая от отчаяния покончила жизнь самоубийством. И о том, как в черниговской столовой голодные люди бросаются к миске очередного посетителя, чтобы выскрести корками хлеба его объедки.

Была я и в Киеве, и в Одессе. Разговаривала с детьми-попрошайками. Поскольку я передвигаюсь при помощи костылей, они воспринимали меня как «своего человека», доверяли. Рассказывали страшные вещи о своих отравлениях после «питания» на мусорниках, о продаже их, детей, «на органы...»

Конечно, есть у нас фальшивые попрошайки, есть родители бездельники, пьяницы, наркоманы и т.п. Но ведь столько людей хотели бы трудиться и не могут найти работу!»

Из анонимного письма киевлянина к Надежде Марчук:

«Прочитал я Ваше стихотворение... и ужаснулся: что это, наступил новый голодомор? Что-то не то, подумалось, и решил проверить... Связался со знакомым П. С. из Серебряного (поселок, в котором живет Надежда Марчук. — Ред. ), и тот, причастный к местной власти, заявил, что «такого, чтобы «умирали голодные дети», не зарегистрировано», это сплошная выдумка, глупости. Голода нет.

Сейчас лето, все на огородах, есть чем питаться с родной земли, хлеб получают все за копейки, а у кого нет, им помогают... Но до сих пор никто от голода (здесь речь идет о Киеве. — Ред. ) не упал.

Поэтому не выдумывайте. Жизнь сложная, и неурядицы еще могут быть, но до голодомора не дойдет...»

«Говорить, что в области люди умирают от голода, нет никаких оснований», — сказала «Дню» помощник заместителя председателя облгосадминистрации по вопросам образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, молодежи и спорта, общественных организаций Раиса Миненко в телефонном разговоре. В городе Чернигове, по ее словам, по пенсии задолженностей нет. В то же время, признала она, по области ситуация, к сожалению, остается негативной. В некоторых районах пенсионерам гасят долги, проводя выплату за счет натуроплаты. «На местах ситуации разные: кто может платить сахаром, кто — лесом...», — объясняет Раиса Миненко.

Как выяснил корреспондент «Дня», в Черниговской области наиболее напряженной ситуация была этой зимой, когда медики и учителя не получали реальных денег еще с начала 1998 года. «За два-три последних месяца, — продолжает госпожа Миненко, — произошел позитивный сдвиг по выплатам зарплаты бюджетникам». Эта незначительная тенденция на уменьшение погашения долгов несколько сняла социальное напряжение в области. А выплатить последнюю копейку, которую задолжали бюджетникам, здесь планируют к первому декабря этого года.

Из письма Надежды Марчук:

«Знаете, народ у нас таки действительно терпеливый. И простые люди, не политики и не экономисты, говорят приблизительно так: «Мы бы потерпели и без денег, если бы знали, что наши деньги пойдут на что-то свое, на строительство какого-то нашего завода, а не на заграничные виллы начальству».

Как сообщили «Дню» в Черниговской облгосадминистрации, в области уже три месяца как официально прекратили строительные работы с неофициальной формулировкой причины: «ради выплаты людям денег». Теперь недостроенными стоят в первую очередь больницы, а коммунальное обеспечение находится в еще более критическом состоянии.

Черниговская область на сегодня занимает второе место после Ивано-Франковской по учету незанятости населения: здесь безработных 7,2 % людей трудоспособного возраста (в среднем по Украине официальная безработица составляет 4%). А в пгт Серебряное, откуда мы получили письмо, официальными безработными являются 9 % жителей, и «это один из сымых высоких показателей в области», — отметил руководитель областного Центра занятости по Черниговской области Юрий Лысый.

Причинами повальной безработицы здесь специалисты называют бедность Полесского края и уменьшение трудовой и маятниковой миграции, когда люди ездили на работу в соседние области.

Из письма Надежды Марчук:

«Мне сейчас очень тяжело живется. Но я никогда в жизни не торговала собственной совестью. Ибо тогда не смогу быть авторитетным учителем — дети сразу почувствуют зло. Не смогу напоминать людям о том, что никакая идея не стоит хотя бы одной слезы невинного ребенка, как писал великий Достоевский.

...А еще мне очень обидно, что много молодых людей желали бы покинуть Украину, жить где-то за границей (опрашивала учеников). И обидно, что наш народ никак не может стать единым целым, подняться на защиту национальных интересов, смотреть не в прошлое, а в будущее».

ОТ РЕДАКЦИИ

Когда мы готовили это письмо к печати, то обратили внимание на еще одно понятие слова «голодомор» в сегодняшнем реальном для Украины контексте. Речь, собственно, идет о «голодоморе» не как физической смерти, а как смерти Разума, Интеллекта нации, что является намного более страшным и более очевидным в наше время, когда образование до сих пор не находится в числе государственных приоритетов и когда исключительно американская и российская антикультуры (ибо истинная культура этих стран к нам не доходит — слишком дорого стоит) воспитывают наше подрастающее поколение по нашим, украинским средствам массовой информации, в первую очередь — электронным.

Еще в начале XVIII века император Франции Наполеон говорил своему народу, что гибель армии — это беда, смерть императора — это двойная беда, но потеря интеллекта нации — это полная катастрофа. В конце 90-х годов XX века в Украине (хотя и в географическом, но все же в центре Европы), в стране с наиболее человечной Конституцией, где продолжают работать методами пропаганды казалось бы «мертвых» режимов, происходит именно полная катастрофа: когда в государстве «убивают» ее интеллект методом элементарного его игнорирования.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать