Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Януш Корчак c нами

Защита ребенка и детства — проблема вечная
04 августа, 09:08
ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Личностью, которая прокладывает, достраивает мост от прежних эпох через ХХ век к будущему на шкале вечности, является Личность великого педагога, врача, талантливого писателя и преданного защитника ребенка, детства и сирот, мудрого помощника семьям Януша Корчака.

Наш поклон памяти выдающейся личности ХХ века Янушу Корчаку подтверждает наличие проблем вечных и необходимость современной разработки стратегии их решения, учитывая невозможность их полного преодоления навеки и даже их предупреждения. Речь о проблемах семьи, ребенка в семье, проблемах взаимоотношений родителей и детей; родителей, детства и общества, и непреодолимой, вечной проблемы сиротства.

Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт, 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — всемирноизвестный польский педагог, врач, прекрасный журналист, талантливый писатель, активный общественный деятель. Свою судьбу он избрал и определил осознанно. Вероятно еще в юношеском возрасте. Как справедливо пишут исследователи, немного было на земле таких подвижников, имя которых стало бы символом, а жизнь — легендой. Это — о Януше Корчаке.

Прошло 75 лет со дня трагической гибели Педагога вместе с воспитанниками и преданными соратниками-педагогами. Вероятно, во всех странах мира и в наше время издаются труды Корчака, исследователи помогают семьям и школам осознавать их современное звучание. Но биографические данные о самом авторе и его семье реконструировать довольно сложно. Все же редкая духовная высота Личности сохраняет неизбывный интерес исследователей к его детству. Так, известная польская писательница и деятель культуры Иоанна Ольчак-Роникер открыла для себя именно ей данную редкую возможность отыскать и воспроизвести наиболее вероятные биографические сведения о семье Гольдшмидт, о детстве мальчика. Книгу Иоанны Ольчак-Роникер «Януш Корчак. Сторінками біографії» украинские читатели, благодаря издательству «Дух и Литера», получили в 2012 году.

Януш Корчак довольно рано определился с выбором своего профессионального будущего. Видимо, этому способствовали не только его личностные качества, но и семейные условия, связанные с длительным сложным заболеванием отца, с ранней утратой отца и последовавшим материальным затруднительным положением семьи. Уже во время учебы в гимназии, в 5 классе, Генрик начал систематически работать репетитором, помогая учиться детям в семьях друзей. Его заработки были существенной материальной помощью матери...

О принципах высокой ответственности и долга в жизненной позиции, о выборе места профессионального труда — детский дом для еврейских детей-сирот в Варшаве и интернат «Наш Дом», а еще ранее — об определенном опыте работы в интернатах для детей-сирот в Киеве, о многолетнем опыте и результатах этого труда, благодаря Богу, свидетельства остались. Они поразительны по своей гуманности, высокой духовности по отношению к каждому ребенку, удачным поиском и нахождением наиболее соответствующих по содержанию и методам организации жизни детей, подготовки этих мальчиков и девочек к будущему... Детский дом работал как настоящая научно-исследовательская лаборатория.

Януш Корчак обладал особой способностью работать, сосредоточиваться, искать, анализировать профессионально и ответственно, с уважением и любовью отца и одновременно с сердечностью и заботой матери о каждом воспитаннике. В этом убеждают его талантливые труды, проблемы, жанры оставленных трудов. Все же возникает вопрос, что было главным в тех талантливых направлениях его деятельности — практически педагогических с весомым компонентом научного анализа и своевременной коррекции в отношении организации жизни детей-сирот, ясного представления обо всем комплексе ответственности за их детство и будущее, деятельность журналиста с возможностью влияния на общество (газеты, радио, лекции), работу за письменным столом... Можно добавить и другие направления.

Решусь ответить, что основной, самой важной, самой сложной проблемой, которую определил и в решение которой вкладывал все усилия и которая объединяет направления и результаты его многогранного вдохновенного, творческого наследия была проблема детства и человечества, ребенка и семьи, заботы о ребенке в семье, ребенка и взрослого, детства в обществе. Опыт, который человечеству удалось сохранить, свидетельствует, что эта проблема является универсальной.

Утверждение Корчака о том, что детей нет, есть люди...с другим запасом опыта, знаний, способом мышления, выражения чувств, очевидно, было вызвано довольно грустными наблюдениями за состоянием детей в домах для сирот в его (и нашу) эпоху, содержания и последствий того общения, которое преобладало в семьях между родителями и детьми во время его врачебной практики. Печальную зависимость судьбы ребенка как в детстве, так и в будущем от готовности родителей к его пониманию уже с момента рождения. Эта готовность, как убедительно показал Я.Корчак, спонтанно чаще всего возникнуть не может, что и побудило изучать, исследовать эту чрезвычайно важную проблему человечества, привлекать внимание к ее осознанию и к необходимости целенаправленного образования в обществе при подготовке молодежи к роли отцовства-материнства, к созданию семьи и взаимной ответственности в семье. На это была направлена его многогранная, талантливая и часто изнуряющая деятельность — практическая работа в клинике, в домах сирот (даже круглосуточная), журналистская практика на радио (беседы старого доктора), в периодических изданиях, уникальные ходожественно-специализированные книги.

Благодаря подвижническому труду педагогов, которые на протяжении десятилетий опираются на сокровища опыта Януша Корчака, и издательствам, в Украине издано много его трудов. Вот книга, которая приобрела особое признание в мире, ее титул: «Как любить ребенка». Именно ребенка! Но ведь любовь нужна ВСЕМ детям... Понятие «все» тоже существует, и по праву, но с точки зрения истинного гуманизма, ответственности оно «срабатывает» поверхностно и не дает морального результата, при котором требуется ответственность за каждого ребенка, за его судьбу. Право каждого ребенка на любовь и уважение должно быть дано именно ему, индивидуально, лично. Ответственный психолог Януш Корчак именно таким образом конкретизировал свои установки. Программные установки, принципы отражены и в названиях его книг: «Когда я снова стану маленьким»,»Кайтусь — чародей», «Моськи, Йоськи и Срули», «Юзьки, Яськи, Франки», «Король Матиуш первый». Эти убедительно подобранные титулы помогают с самого начала проникновения в сущность основной направленности философской концепции Януша Корчака, обращенной к матери, к отцу, воспитателю, учителю, врачу, практику, исследователю, — с самого начала осознать идею автора: да, разумеется, есть дети, но уважение, любовь, забота о судьбе каждого из них будет действенной, даст желаемый результат только при условии, когда она будет направлена лично конкретной девочке, конкретному мальчику, учитывая и опираясь именно на его сегодняшние потребности, настроения, возможности, вдумчиво учитывая их причины.

Труды Януша Корчака нужны сегодня и будут необходимы в будущем, их надо научиться читать и понимать. Часто автор считал важным высказываться предельно четко. Тот отец, та мать, тот воспитатель, учитель, тот человек, который читал и читает произведения Януша Корчака, несет больше тепла, мудрости, радости, ответственности, необходимой заботы о ребенке и детстве и в семье, и в соответствии с профессией и занимаемой в обществе должностью.

Важно верить, что человечество оценивает ценность гуманистического сокровища, воплощенного в трудах выдающегося философа и педагога ХХ века Януша Корчака.

...В учреждениях профессионального педагогического образования эти исторические ценности и авторские системы занимают соответствующее, важное место в учебных программах. Так, уже на протяжении десятилетий органично входят идеи Януша Корчака в методы организации и содержание учебно-воспитательного процесса Кловского лицея №77 г. Киева. В нем же работает музей Януша Корчака. В Киеве, и не только в Киеве, работают школы им. Василия Сухомлинского...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать