Перейти к основному содержанию

Зарисовки из книги «Экономика и искусство»

18 октября, 10:54

Глубокоуважаемая Лариса Алексеевна!

Пишет вам благодарный читатель, постоянный подписчик и автор (2004, 2005 и 2008 гг.). Недавно я завершил книгу «Экономика и искусство», которая рассчитана на студентов и молодых преподавателей. Цель книги — во-первых, приобщить их к искусству и, во-вторых, обобщить опыт преподавателей по использованию произведений искусства (изобразительного, литературы и особенно — поэзии, театра, музыки и пения, архитектуры и тому подобное) в учебном процессе.

Высылаю вам несколько литературных зарисовок из книги с надеждой, что они будут интересны для ваших читателей.

С уважением Виталий НЕЛЕП, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики агропромышленных формирований Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана


ЗАОЧНИЦА

В жизни преподавателя, как на длинной «ниве», все бывает: серьезное и комичное, важное и не очень. Вот одна зарисовка из этой «нивы», которая будет полезной, на мой взгляд, молодым преподавателям.

Экзамен заочников приближался к концу. Передо мной села студентка, назвала первый вопрос и начала отвечать (это было тогда, когда экзамены сдавали устно): тихо, медленно, подтверждая «диагноз» — типичная троечница. Слушая ее, начал вспоминать, что попросила купить в магазине жена на ужин. А монотонный поток слов продолжался. И еще один вывод: я не увидел, и она смогла использовать шпаргалку. Когда она закончила отвечать, я задал ей по теме «каверзный» вопрос. Она ответила правильно. Перешли ко второму вопросу. Та же монотонность, но я слушал внимательнее. И все было «по делу», на дополнительные «углубленные» вопросы опять получил исчерпывающий ответ. То же было и с третьим вопросом.

Готовившиеся студенты прекратили подготовку и с интересом начали прислушиваться к нашему диалогу. На все три вопроса она ответила на «отлично». Чтобы убедиться в этом, я задал ей еще несколько дополнительных вопросов по другим темам курса и получил исчерпывающие ответы. Поздравил студентку, поставил «отлично» в ведомости, открыл зачетку и остолбенел: за восемь семестров у студентки были только «удовлетворительно». На мой вопрос, почему такая разница, студентка со слезами на глазах ответила: «Вы первый преподаватель, кто меня выслушал до конца».

Это был для меня урок на всю жизнь.

ФИАСКО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Их, французских детей в возрасте от 9 до 14 лет, было четверо. Они приехали в Киев в гости к родственникам, которые, зная мои увлечения, попросили показать детям Киев. Маршрут первой экскурсии начинался на Обзорной аллее около Львовской площади, дальше — гора Кия, Андреевская церковь, Проня Прокоповна и Голохвастов, Андреевский спуск, обед в «Пузатой хате», Контрактовая площадь, фуникулер, памятник княгине Ольге.

Учитывая «контингент», я максимально сократил текст экскурсии, выбрав наиболее интересные истории о княгине Ольге и Искоростене, Анне Ярославне — королеве Франции и тому подобное. И хотя меня предупреждали, что «дети ничем не интересуются», их поведением я был поражен. С какой только стороны я не подходил — никакого интереса. По правде говоря, оживились они на Андреевском спуске во время «шопинга» и в «Пузатой хате».

Все были веселые, шумные, а мое настроение совсем упало: как так, меня, преподавателя с 50-летним стажем, который мог заинтересовать малые, средние и большие аудитории как студентов, производственников, так и научных работников, не слушают всего четверо детей. Когда обедали, я перебирал из своего опыта и моих коллег набор разных методов (экспромты, анекдоты, загадки), которые помогли бы удержать внимание аудитории.

И когда мы вышли на улицу Гетмана Сагайдачного по пути к фуникулеру, я решил использовать один из приемов — загадку: «В Киеве — тысячи улиц, но эта, которую вы видите, уникальная, больше таких улиц в Киеве нет. Чем она отличается от других?». И... кажется, «клюнуло». Все остановились, разглядывали, и посыпались варианты: малоэтажные или старинные дома и так далее и тому подобное Я все отметал. И когда дошли до улицы Андреевской, я попросил их внимательно сравнить ее с «нашей». Радости одной девочки не было границ, когда она дала правильный ответ: на первой улице нет ни одного дерева. Приз — киевский сувенир.

Но далее был следующий вопрос: а почему? Приз остался у гида, так как ни дети, ни взрослые не знали, что отрезок метро от Почтовой площади до Оболони строили не тоннельным, а карьерным методом. А на бетоне деревья не растут.

Дети обступили гида и просили новых загадок. И тут «Остапа понесло»: все то, что он попытался рассказать ранее, обратил в загадки типа: как удалось княгине Ольге за счет своего ума за несколько минут взять Искоростень, если она со своей дружиной не могла его взять несколько дней? Когда я устал и мой запас загадок начал исчерпываться, я предложил задавать их по очереди: одну — я, вторую — они.

В последующие дни мне было значительно легче: аудитория была в моих руках. И я в который раз убедился, что, во-первых, нет безвыходных ситуаций, а, во-вторых, что преподаватель всегда преподаватель и должен найти выход из сложной ситуации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать