«Под шляпой» Сикорского
Записки «Дня» с четырехдневного фестиваля инновационных проектов в Киевском политехническом институтеСегодня в Национальном техническом университете «Киевский политехнический институт» завершается четырехдневный фестиваль инновационных проектов Sikorsky Challendge 2015. Мероприятие, которое проводится по инициативе руководства учебного заведения и студенчества, четвертый год подряд собирает молодых разработчиков со всей страны, чтобы помочь им найти финансирование для реализации собственного проекта.
Нынешний Sikorsky Challendge, как и в предыдущие годы, можно охарактеризовать формулой три «К»: креативность, коммуникация и коммерциализация. Именно эти три слова чаще всего были слышны в течение фестиваля от его участников.
Впрочем, о том, что креатива здесь будет хватать, намекает уже само название мероприятия. Ведь Игорь Сикорский — не только известный авиаконструктор, но и выпускник КПИ. Интересен и символ фестиваля — шляпа, которая, по преданию, для научного работника была талисманом, приносящим ему счастье. Поэтому успех не должен был покидать и самих участников фестиваля.
ФОРМУЛА ТРЕХ «К»
А им, кстати, тоже было достаточно креативности. Среди представленных разработок, которых было более 200, — оперативный занавес для антитеррористических операций, снайперская винтовка повышенной точности, устройство для проверки выключенных электроприборов и кранов в доме с помощью мобильного телефона, система управления умным домом, стратосферный спутник, а также автоматизированная система мониторинга сердечнососудистой системы. К слову, значительное количество разработок было создано именно в НТУУ «КПИ», руководство которого создало масштабную экосистему внутри вуза для развития и выведения на рынок новых технологических стартапов. В частности, школу стартапов Sikorsky.
Все проекты приняли участие в трех конкурсах — Sikorsky Challendge 2015, Intel-Техно Украина 2015-2016 и CRDF Global. Только на конкурсе Sikorsky Challendge 2015 в финальной части было презентовано 55 проектов, тогда как в прошлом году их было вдвое меньше — 22.
Впрочем, стало больше не только участников. Почти в три раза выросло и количество инвесторов — с 5 в 2014 году до около 15 — в этом. Кстати, за прошлый Sikorsky Challendge 14 проектов получили инвестиции на сумму более 23 миллионов долларов. В этом году, по оценкам организаторов, количество предоставленных средств вырастет не меньше, чем в 10 раз. Таким образом, коммуницировать было кому.
СЕГОДНЯ ЖЮРИ ВЫБЕРЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ В ТРЕХ КОНКУРСАХ, КОТОРЫЕ ПРОХОДЯТ В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ SIKORSKY CHALLENDGE 2015 (SIKORSKY CHALLENDGE 2015, INTEL-ТЕХНО УКРАИНА 2015—2016 И CRDF GLOBAL). НА ПОБЕДУ В РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЯХ ПРЕТЕНДУЮТ БОЛЕЕ 200 ПРОЕКТОВ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Во-первых, меня очень поразил профессионализм тех проектов, которые были представлены. Я второй раз принимаю участие в фестивале, и в этих проектах, по сравнению с прошлым годом, чувствуется завершенность. Радует также то, что было из чего выбирать, и даже несколько десятков проектов не попали в финал. Во-вторых, выросло количество членов жюри, которые проявляют интерес к фестивалю и к проектам, презентуемым здесь», — говорит член ассоциации предпринимателей Израиля, директор бизнес-инкубатора «Be Next IT» Игорь Пеер.
Главной же темой разговоров стал вопрос коммерциализации науки. К примеру, в США университеты уже давно не получают финансирования из государственного бюджета, или эти суммы довольно незначительны. На техническое обустройство лабораторий и инфраструктуру учебных заведений там зарабатывают сами студенты и преподаватели, за счет собственных разработок. «Если сложить фонды университета Гарварда и Стендфорда, то это приблизительно 40—50 миллиардов долларов. Наука приносит очень много денег», — рассказывает предприниматель и инвестор из Сан-Францизко Игорь Шойфот, который преподавал более 15 лет в университетах, в частности, в Беркли, Сан-Франциско и Нью-Йоркском. Как объясняет он, в привлечении дополнительных средств учебным заведениям помогает мощное направление филантропии. «Люди, которые достигают успехов, очень любят свою альма-матер, и потому они на старости дарят учебным заведениям большую сумму денег. Другие университеты, именно то, что делает КПИ, активно занимаются инвестициями и зарабатывают деньги. Они занимаются коммерциализацией», — говорит Игорь Шойфот.
Что же мешает отечественной науке привлекать большие средства на свое развитие? «В 2009 году в НТУУ «КПИ» было проведено исследование преград на пути коммерциализации научных идей. Были выделены четыре основные причины. Во-первых, ученым не хватало знаний и опыта в коммерциализации технологий. Во-вторых, финансирование для инноваций слишком мало. В-третьих, юридическая структура недостаточно благоприятна для исследовательской деятельности. И последнее: управление научно-исследовательской деятельностью неэффективно», — объясняет американский профессор и председатель интернационального жюри конкурса Sikorsky Challendge Вик Корсун. По его словам, за шесть лет украинской науке удалось достичь определенного прогресса в первом, третьем и четвертом пунктах. Вторая проблема тоже получила определенное внимание, но недостаточное. «Поэтому понятно, что финансированию необходимо будет всегда уделять больше внимания», — добавляет Корсун.
Впрочем, главной преградой для украинских ученых остается психологический барьер. «Большая часть исследователей, например, в НТУУ «КПИ» привыкли работать на оборонный сектор, не думая над тем, каким образом будут внедряться результаты работы. Этим занимались другие люди. А сегодня нужно думать обо всех стадиях — как создать продукт, который нужен конечному потребителю», — говорит генеральный директор Научного парка «Киевская политехника» Ярослав Кологривов.
Еще одной проблемой на пути коммерциализации науки является то, что технологическое решение часто не имеет практического применения. «Многие разработчики плохо понимают, для чего делают тот или иной проект. А это первый вопрос, который должен задавать себе творец. Потом он должен думать, что он хочет создать. А у нас наоборот. В основе должна лежать философия», — говорит организатор и идеолог Copters Race, руководитель представительства «Ноосфера Венчурс Юэсей инкорпорейтейд» Михаил Рябоконь.
ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ — ФИНАНСИРОВАНИЕ. РЕШИТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ МОГУТ МОЛОДЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ, КОТОРЫЕ НАУЧАТСЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ НА СВОИХ ИЗОБРЕТЕНИЯХ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Нужно думать не о том, чтобы что-то сделать, но и над тем, как это можно претворить в жизнь и продать. Нужно убрать это ограничение. Мы этим и занимаемся в стартап-школе Sikorsky. Мы даем возможность людям думать по-другому. Когда мы меняем виденье и ставим бизнес на первое место, тогда становится намного проще. Нужно делать наоборот: понять проблему, а уже потом думать, как ее решить», — добавляет Игорь Пеер.
С этим согласны и молодые стартаперы. «Научные разработки, на мой взгляд, всегда должны иметь свое научное применение. При этом в любой успешной команде должно быть минимум два человека: ученый-инноватор и предприниматель-продавец. Причем их сферы деятельности могут пересекаться, но главное, чтобы они дополняли друг друга. Если у вас есть исследование, результаты которого в той или иной степени изменят мир, то вам обязательно необходимо начинать проверять вашу гипотезу на практике. Создать фокус-группу для опросов и тестов, а также попытаться продать (как минимум по предзаказам) ваш продукт, который на данный момент может находиться в разработке. Именно такой путь и является главным ключом к получению финансирования со стороны инвесторов. Так как на этом этапе у вас будут все важнейшие составляющие успеха: слаженная команда, исследование и прототип, а также первые клиенты, которые проголосовали за ваш продукт деньгами», — говорит основатель стартапа Luciding, студент НТУУ «КПИ» Михаил Скричевский. Свое устройство для программирования снов парень презентовал на Sikorsky Challendge 2014 и уже через неделю получил первую инвестицию. Сегодня проект успешно реализуется и совершенствуется, базируясь на отзывах первых клиентов в Германии.
«Когда у тебя есть идея, возникает сложность в том, с кем ее реализовывать, то есть поиска команды. Если ты хочешь сделать и аппаратный, и софтверный продукт, но ты имеешь знания только в аппаратной части, то тебе необходимо найти того, кто поможет в софтверной части. Но главное — чтобы этот человек «горел» тоже твоей идеей. А если этот проект делает что-то новое и инновационное, то проблема — в том, как реализовать эту идею, тут тоже сложность: нужно найти людей с идеями, которые хотят ими делиться и в первые месяцы работы не получать за это деньги», — делится опытом создания своего собственного стартапа CumTouch тоже студент КПИ Андрей Коноваленко. Парень изобрел технологию, способную превратить любую поверхность в сенсорную, которую также презентовал на прошлогоднем фестивале Sikorsky Challendge. По его словам, также не стоит забывать о работе с пользователями. Кстати, сейчас проект Андрея Коноваленко готовят к тестированию в школах. «И это тот этап, когда нужно дать твою разработку людям, которые его оценят на практике», — говорит он.
УНИВЕРСИТЕТАМ — СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ
Приблизить науку к бизнесу поможет и расширение автономии университетов, считают участники фестиваля и жюри конкурсов. «Их нужно отпустить «в свободное плавание». Если учебное заведение способно готовить специалистов, которые востребованы на рынке, тогда оно выживает. Если нет — то его деятельность нужно прекращать, чтобы оно не тратило деньги налогоплательщиков. Ведь есть множество факультетов, которые сегодня не реализуют себя в прикладном плане», — добавляет Михаил Рябоконь. При этом средства за обучение, которые платят студенты, должны оставаться в университете, а государству он должен оплатить только налоги. «И тогда университет будет самодостаточным, будет вкладывать в инфраструктуру, развитие, наполнение лабораторий новейшим оборудованием. И будет готовить специалистов, которые будут всемирно признаны и будут прославлять Украину», — считает Михаил Рябоконь.
Впрочем, существенную роль в этом процессе должно играть не только государство, но и сами студенты. «Такие проекты должны создаваться не сверху, а снизу. Должно произойти изменение мировоззрения критической массы студентов, чтобы такое создать. Задача администрации университета — вовремя заметить это изменение мировоззрения и создать все условия. Чтобы это развивалось, так как и у нас. Нам очень повезло. Наш ректор — очень креативный человек, он был и в Силиконовой долине, в Израиле и увидел, как все это делается там, и привез опыт сюда. Он был драйвером этого процесса», — говорит Ярослав Кологривов.
О результатах конкурсов в рамках фестиваля Sikorsky Challendge 2015 читайте в следующих номерах «Дня».
Выпуск газеты №:
№187, (2015)