Перейти к основному содержанию

Чего стоит пассивность власти в решающий момент

К 95-летию боя под Крутами
29 января, 10:26
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Одной из первых «реформ» власти стало удаление из учебников истории упоминания о бое под Крутами. Ныне режим идет дальше — заменяет в учебниках и тестах героев, которые защищали украинский народ, на иностранных холуев и тех, кем помыкают или, в лучшем случае, попутчиков. Что же такого видит нынешний режим в украинских героях?

Ныне у историков консенсусное представление о событиях под станцией Круты около города Нежина в конце января 1918 года.

29 января 1918 года из Киева навстречу российским большевистским войскам, которые наступали на Украину, отправился отряд, в состав которого входил добровольческий Студенческий курень. Он состоял из студентов Университета им. Святого Владимира (ныне это Киевский национальный университет им. Т. Шевченко), вновь созданного Украинского народного университета, а также из гимназистов киевских гимназий. Эти юноши происходили преимущественно из известных и уважаемых в Киеве семей, однако почти не имели боевой подготовки. Победа под Крутами давала шансы отбить станцию Бахмач, разрушить пути и подождать прибытия в Киев воинских частей из регионов. Поражение открывало врагу путь на Киев. Студенческий курень составлял до 300 юношей, а все украинские силы под Крутами не насчитывали шести сотен бойцов.

Против них двигался передовой отряд большевистских войск под командованием полковника Муравьева в количестве около 6 тысяч воинов, который поддерживала огнем артиллерия из бронепоездов. У защитников Крут была одна пушка.

Бой под Крутами проходил с утра до вечера 29 января 1918 года. Огнем пулеметов и ружей студенты и школьники отбили несколько большевистских атак. Вечером, когда закончились патроны, командир правого крыла дал приказ отступать. Однако левое крыло (Студенческий курень) не сориентировался или не услышал приказа и фактически в темноте пошел в наступление и вышел прямо на позиции большевиков. В итоге большая часть студентов погибла, а около 30 попали в плен. Студентов убивали под Крутами         — сначала расстреливали, а затем резали и кололи штыками и ножами. Потом убийцы привели и расстреляли двадцать восьмого пленного, который босиком бежал в село. Сельскую хату, которая дала ему убежище, большевики сожгли.

Как свидетельствовали крестьяне, которые видели казнь, молодой парень, которого потом идентифицировали как ученика седьмого класса гимназии Григория Пипского запел гимн «Ще не вмерла Україна», который подхватили другие. В целом потери украинцев во время боя под Крутами составляли около 300 бойцов. Потери большевиков оценивают по непрямым данным. Известно, что в Киев из 6 тысяч передового отряда большевиков пришло до 4 тысяч, хотя по пути в Киев, кроме боя под Крутами, других значительных столкновений не было.

Бой под Крутами несколько посодействовал украинским войскам подавить Январский мятеж в Киеве, который в январе 1918 года в разгар большевистского наступления на Киев начали большевистские агенты. Центром бунта стал киевский завод «Арсенал». Большевики захватили почти весь центр столицы, но в жестоких боях были выбиты из своих позиций и капитулировали перед украинскими частями.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ: чем заканчивается проигрыш и чего стоит пассивность в решающий момент. Большевики обстреливали Киев с левого берега Днепра, попав, в частности, в несколько церквей столицы. После ожесточенных боев в столице и отступления украинских войск в Киеве начался красный террор. Расстреливали за «буржуйский вид», за «косой взгляд», «за каждое украинское слово» или просто так, как писал очевидец тех событий, уроженец Дебальцево (Донецкая область) поэт Владимир Сосюра. Людей хватали просто на улицах или в домах и расстреливали просто за то, что они говорили по-украински или имели опрятный («непролетарский») вид. В целом за неполный месяц оккупации красными было убито, по разным оценкам, от 10 до 30 тысяч горожан (население города на то время не превышало 300 тысяч). Если бы передовой отряд Муравьева был уничтожен, а железная дорога разобрана, поход большевиков на Киев мог бы захлебнуться. Но они долго запрягали.

ВТОРОЙ ВЫВОД — иллюстрация, к каким разрушительным последствиям приводит измена.

Все многотысячные человеческие жертвы, как результат террора российских большевиков в Киеве и по пути в столицу, были принесены из-за бессмысленной и кое-где предательской политики деятелей Центральной Рады.

После объявления большевистского ультиматума Украинской Центральной Раде она оказалась не готовой ни организационно, ни психологически к отражению агрессии советской России. В стране мародерствовали банды российских солдат, которые бежали с фронта Первой мировой войны через территорию Украины, и совершали преступления против гражданских. Наступление большевистских войск происходило в условиях подрывной деятельности большевистской партии, даже не запрещенной Центральной Радой. Никто не препятствовал действиям отличной системы революционных агитаторов в составе большевистских войск, которые склоняли на свою сторону население и даже отряды украинской армии. Российские войска захватывали один беззащитный город за другим, пользуясь тем, что украинская власть неразумно демобилизовала свои войска. Политики Центральной Рады, действуя под социалистическими лозунгами, популярными в то время, в 1917 году последовательно препятствовали попыткам трезвомыслящих политиков, в частности Симона Петлюры и Павла Скоропадского, создать украинскую армию. Кроме того, в Центральной Раде за оборону отвечали люди, которые были тесно связаны с Москвой, в частности как ее агенты. Из-за этого все попытки организации и самоорганизации украинской армии гасились сверху. Был сознательно прекращен бурный рост Вильного казачества, который объединял десятки тысяч боеспособных казаков в регионах. Также были расформированы ряд украинизированных частей российской армии, которые проявляли готовность воевать и с белыми, и с красными. Всем им приказали разойтись по домам. Фактически это была измена.

ТРЕТИЙ ВЫВОД — в решающие времена место не «полутонам» умеренности или, тем более — некомпетентности и растерянности.

Председатель Центральной Рады Михаил Грушевский был человеком науки, далеким от реальной политики или, тем более, от военного строительства. Он сам признался, что начал понимать содержание российской политики в отношении Украины сразу после того, как во время безумного артиллерийского обстрела Киева, который с левого берега Днепра в январе 1918 года вели большевики, был разрушен его собственный дом.

Едва ли не самым главным недостатком политики Центральной Рады стало то, что в Украине не было организовано внутренней безопасности и противодействия большевистской пропаганде, которая разъедала общество и воинские части. В самом Киеве действовали агенты и провокаторы, которые почти открыто готовили мятеж.

Поэтому когда российская советская армия в составе около 30 тысяч воинов двинулась в Украину, им реально не было кого противопоставить. Центральная Рада спешно начала искать верные ей части. Связь не работала, а поэтому быстро вызывать из регионов и организовать расформированные войска не было никакой возможности. У власти под рукой были очень небольшие воинские силы.

Через несколько недель после боя под Крутами Михаил Грушевский писал: «Недаром пролилась кровь тысяч украинских интеллигентов и молодежи, когда она принесла духовное освобождение от самого тяжелого и самого вредного московского ига: добровольно принятого духовного закрепощения!» Однако такого закрепощения не было у тех бойцов, которые воевали под Крутами. Оно оставалось только у безответственных политиков, которые оказались неспособными мобилизовать свой народ и победить в тех условиях, когда поражение означало смертельную угрозу самому существованию украинского народа.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВЫВОД — по-своему логичный и особенно поучительный для нынешней власти.

В преступлениях против Украины принимали участие и отдельные украинцы и выходцы из Украины, в частности Юрий Коцюбинский, сын выдающегося украинского писателя Михаила Коцюбинского, Затонский и др. Они служили «украинским» фасадом большевистской агрессии Муравьева, скрывая ее иностранную оккупационную сущность. Во время репрессий в СССР в 1930-е годы практически все эти деятели были казнены, что в целом должно было бы стать уроком для всех предателей своего народа. Как сказал когда-то Юлий Цезарь: «Я люблю результаты измены, но не люблю изменников».

♦ Наконец, ВЫВОД ПЯТЫЙ. Почему нынешняя власть воюет с украинской памятью?

Ответ на это дает вековая мудрость.

«Не знать историю — значит, всегда быть ребенком» (Цицерон).

«Народ, который допустил кремацию своей истории, не может быть политическим потому, что он лишается будущего, теряет все ориентиры» (историк В. Бутенко). «Люди, у которых нет гордости от благородных свершений своих отдаленных предков, никогда не достигнут чего-то стоящего, чтобы их с гордостью вспоминали отдаленные потомки» (Т. Маколей).

В то же время беспамятство — едва ли не главная причина исторических бед и неудач. Человеку (или народу) дается опыт, полученный тяжелым трудом и кровью его предков, с тем, чтобы можно было не повторять своих и чужих ошибок.

Зато украинцам предлагают искусственно лишить себя в будущем героев. Ведь ученик, воспитанный на таких принципах, став взрослым гражданином своей страны, будет безвольно пасовать перед внешним давлением.

Этим в сознание украинцев закладывают ценностную установку, что можно обойтись без собственного государства, а политические и экономические уступки в интересах соседей ради чьих-то меркантильных интересов вполне вписываются в «многомерную правду».

Что происходит в действительности? В действительности три года назад состоялась и продолжается до сих пор передача власти гуманитарной политики Украины в руки России. «Правильный» герой для таких, как Табачник и Колесниченко, — только тот герой, которого утвердил Кремль. А тот, кто защищает украинский народ — априори «фашист», потому что он имеет большой «грех» — любовь к своей стране и народу.

Есть еще и такой момент. Гегель как-то сказал интересную фразу: «Ни один человек не может быть героем для лакея. Не потому что он не герой, а потому что лакей — только лакей». Как говорят военные психологи, по отношению к героизму можно безошибочно определять, на что способен человек — и способен ли он на что-то.

Власти, основанной на частном обогащении, от природы враждебно понятие героизма. Люди, которые на 99% составляют нынешнюю верхушку (оставим 1% для чуда) вряд ли поймут, как можно рисковать за какую-то нематериальную, а следовательно, эфемерную для них вещь. Как можно отдавать самое дорогое «ради страны», если слаще у нее брать.

Власть панически боится героического примера. Именно поэтому в гуманитарной сфере власть проявляет наибольшую спешку. Массированное издание «исправленных» учебников для детей имеет целью максимально зацементировать национальные комплексы второсортности, которые разрушаются каждым новым поколением украинцев.

Теперь из молодежи, по старым имперским лекалам, будут пытаться сделать ублюдков, которые презирают собственную страну и ее путь к свободе, привить вирусы равнодушия, коррупции и предательства. С такими приоритетами можно воспитать потребителя телевизионной белены и товаров массового потребления, но никоим образом не человека, который сможет заступиться за свой народ и его будущее.

В сущности, это является продолжением политики культурного геноцида украинцев и фиксацией результатов физического геноцида.

Люди, воспитанные на героическом, предтавляют природную угрозу для клептоманского режима. Именно поэтому ныне из украинских учебников и тестов убирают героев.

КСТАТИ

Сегодня в 19.00 в Киевском Доме учителя состоится вечер памяти, посвященный 95-й годовщине боя под Крутами. На вечере будут выступать писатель, общественный деятель, почетный президент Украинского отделения международного Пен-клуба Евгений Сверстюк; директор издательства «Смолоскип» Ростислав Семкив; кандидат исторических наук Василий Деревинский. Во время мероприятия будет звучать поэзия в исполнении лауреата премии им. В. Стуса Леси Матвийчук, выступят ансамбль старинной музыки «Хорея козацька», бандурист Даниил Мельник и скрипачка Вера Бондарь. Гости вечера смогут подписаться на «День» от редакции и приобрести книги из серии «Библиотека газеты «День».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать