Актуальный Петр Григоренко
«Он был наделен магнетизмом мужества — о том, что сегодня происходит в Крыму, узнал бы весь мир» — Мустафа ДЖЕМИЛЕВ
Мужественный и мудрый человек кардинал Любомир Гузар писал: «Быть собой — это невероятно трудный путь. Но это путь, единственно достойный настоящего христианина и человека». Эта установка была указателем для украинского диссидента, правозащитника, генерала Петра Григорьевича Григоренко (16.10.1907—21.02.1987). Именно он сумел рассказать мировой общественности о системных нарушениях советским тоталитарным режимом 60-70-х годов ХХ в. неотъемлемых фундаментальных прав человека на свободу слова, совести, политических взглядов, на свободную жизнь на родной земле. Именно он ознакомил западное общественное мнение с преступлением геноцида, совершенным Сталиным и его окружением против крымскотатарского народа, который был депортирован из своей Родины и потерял в ходе этой варварской акции половину людей.
Наследие Петра Григорьевича, которому брежневский режим отомстил за правозащитную деятельность шестью годами заключения в «спецбольницах» КГБ («психушках», как их называли), является поражающим свидетельством того, как настоящий украинский патриот может и должен защищать права не только своего народа, но и положить жизнь (когда речь идет о Григоренко, это истинный факт, а не преувеличение) за этнически «другой», репрессированный Сталиным, но не покоренный народ — крымских татар. Это никогда не будет забыто татарами, не может быть забыто и украинцами.
Беседу о публицистическом, духовном наследии Петра Григоренко как общественного деятеля, гуманиста, правозащитника в редакции нашей газеты вместе с журналистами «Дня» вели: лидер крымскотатарского народа, народный депутат Мустафа Джемилев, крымский историк, член украинского Пен-клуба Гульнара Бекирова, журналист Лариса Волошина.
«В ЛИЧНОСТИ ГРИГОРЕНКО КОНЦЕНТРИРОВАЛАСЬ ВСЯ «ПРОТЕСТНАЯ ЭЛИТА» 60—70-х годов»
Игорь СЮНДЮКОВ: — Петр Григоренко, его наследие и крымскотатарский народ являются в настоящий момент актуальными, как, возможно, никогда до сих пор. Потому что мы видим, что, в частности, последние трагические события в Керчи в который раз демонстрируют, насколько опасными являются последствия преступной, насильственной, репрессивной политики путинского оккупационного режима в Крыму и к чему эта политика приводит. Еще до предания огласке любых результатов следствия в России некоторые, с позволения сказать, журналисты уже обвиняют крымскотатарских и украинских активистов. Но правда в конце концов победит, как всегда говорил Петр Григоренко. Это убедительно доказывает, что наследие генерала, его идеи, мысли и сегодня, в этой тяжелой ситуации, являются насущными, востребованными. Поэтому хотелось бы спросить у наших гостей: какие советы, по вашему мнению, дал бы Петр Григорьевич сегодня борцам за права украинцев и крымских татар в оккупированном Крыму?
Мустафа ДЖЕМІЛЄВ: — Петр Григорьевич Григоренко, великий правозащитник, больше, чем кто-либо, сделал для возвращения крымских татар на свою Родину. А сейчас мы видим, что наш народ решает новую трагическую проблему — новой оккупации, которая вынуждает, как минимум, определенную часть народа снова покидать свою землю.
Мы никогда не забудем, что Петр Григорьевич был человеком исключительного мужества, не шел на компромиссы по принципиальным вопросам, какими бы ни были репрессии власти. Можно сказать, что он приближался к образу «идеального человека». Это была личность, которая всегда поступала согласно своим убеждениям, очень искренний человек.
Основным оружием Петра Григорьевича была гласность. Он неустанно предавал гласности те беззакония и злодеяния, которые творились в отношении крымских татар, так же, как и против любых других народов. Последние 20 лет жизни, начиная с 1966—1967 годов и до смерти, он посвятил прежде всего защите крымских татар. Если же строить гипотетические предположения о том, что сказал бы или сделал Петр Григоренко, то ясно одно: в соответствии с нормами справедливости он не молчал бы о том, что делается в оккупированном Крыму, он рассказал бы об этом всему миру. Есть, конечно же, и сейчас люди, говорящие об этом, хотя, с нашей точки зрения, недостаточно. Но именно Петр Григоренко умел мобилизовать на борьбу за правду сотни тысяч людей. Он был наделен «магнетизмом мужества».
Я лично могу засвидетельствовать, ибо некоторое время жил у него дома и работал его секретарем (у него не хватало времени отвечать на все обращения людей, особенно когда он отсутствовал дома, и я помогал ему), что в его личности концентрировалась вся «протестная элита» того времени. Напомню, что основной задачей крымскотатарского народа тогда было возвращение на историческую Родину и восстановление тех прав, которых народ был лишен в результате депортации. В том числе и восстановление национально-территориальной автономии. Григоренко отстаивал это. И сегодня мы видим и знаем, что нашему народу предстоит приложить огромные усилия, чтобы убедить, парламент в первую очередь, в необходимости для государства в целом восстановить эту автономию. А для крымскотатарского народа это жизненно важно. И, вне сомнения, Петр Григоренко был бы сегодня в этом деле нашим главным союзником.
«УКРАИНЕЦ ПЕТРО ГРРИГОРЕНКО И ЕВРЕЙ ИЛЬЯ ГАБАЙ ВСЕМ ПОЖЕРТВОВАЛИ, ЧТОБЫ О ПРОБЛЕМЕ КРЫМСКИХ ТАТАР УЗНАЛ МИР»
Гульнара БЕКИРОВА: — Октябрь — месяц «знаковый», связанный с событиями, важными для темы нашего разговора. 16 октября — это день рождения Петра Григорьевича, а 20 октября — день трагической гибели, самоубийства Ильи Габая, диссидента, правозащитника, борца за права крымских татар, удивительно светлого человека. Габай был «подельником» вместе с Мустафой-ага в процессе по «крымскотатарскому делу». Эти два человека — украинец Петро Грригоренко и еврей Илья Габай всем пожертвовали, буквально все отдали ради того, чтобы о проблеме крымских татар узнал весь мир.
Они разные — Григоренко, Габай, крымские татары. Но когда порядочные люди объединяются — именно тогда можно бороться за справедливость, против беззакония. Это мне кажется очень важным. И очень символично, что в редакции газеты «День» мы видим большой портрет Джеймса Мейса — ярчайшего человека из той же когорты «настоящих». Через месяц мы будем вспоминать трагедию Голодомора-геноцида 1932—1933 гг. Чужой боли не бывает. Меня это биение, этот «пульс истории» поражает. И сегодня: насколько люди объединятся в борьбе против оккупации Крыма — таким будет и успех. И я уверена: первое, о чем бы сейчас говорил Петр Григорьевич — это то, о чем он говорил в своей речи еще 50 лет назад. А именно: верните крымским татарам все, что вы у них отняли — национально-территориальную автономию, язык, права, их землю. К счастью, очень многие люди в Украине (хоть далеко не все) понимают, что он был прав.
Это был святой человек не только для крымских татар, но и, конечно, для украинцев — вспомним, сколько сделал Григоренко для украинского национального движения в 1970—1980-е годы. И меня очень огорчает и ранит, что сегодня на мероприятия памяти Петра Григорьевича приходит множество крымских татар и... несколько украинцев!
Игорь СЮНДЮКОВ: — Хочу отметить, что «День» в данном направлении работает уже много лет, регулярно публикуя статьи, посвященные генералу. Также сборник его трудов вышел в нашей серии «Бронебойная публицистика». Так что мы прилагали и будем прилагать все усилия, чтобы о Григоренко знали.
М.Д.: — Мы об этом знаем и благодарны Вам.
«Я УБЕДИЛАСЬ, ЧТО 99% СТУДЕНТОВ МОГИЛЯНКИ НЕ ЗНАЮТ, КТО ТАКОЙ ПЕТР ГРИГОРЕНКО»
Иван КАПСАМУН: — Наш главный редактор Лариса Ившина ежегодно, встречаясь с участниками Летней школы журналистики «Дня» проводит своеобразный тест для студентов. Она интересуется у них: «Знаете ли Вы, кто такой Петр Григоренко?». В ответ молчание... Очень редко, если кто-то слышал или что-то знает.
Г.Б.: — Я до 2014 года преподавала в крымских вузах. И тоже адресовала своим студентам тот же самый вопрос. 99% крымскотатарских студентов мне четко отвечали, кто такой Григоренко. Потом я читала лекции в Киево-Могилянской академии и задавала тот же самый вопрос уже киевским студентам. 99 % из них не знало, кто такой Григоренко! Они — заложники этой системы образования и этих программ. Их тоже можно понять.
И.К.: — Что не обходимо сделать, чтобы актуализировать память о Петре Григоренко? И какова тут роль власти?
М.Д.: — Я помню, в 2007 году группа депутатов (я, Рефат Чубаров, покойный Левко Лукьяненко, Нина Карпачева из Партии Регионов) внесли в Раду законопроект в связи со 100-летием Петра Григоренко. Хотели увековечить его память. Карпачеву привлекли как человека либеральных взглядов — вдруг сможет убедить часть депутатов из «регионов». Но коммунисты, прочитав этот проект, пригрозили выходом из правящей коалиции (в нее входили «регионы» и социалисты) — и проект был отклонен. Табло показало 198 голосов.
И.К.: — Это было 11 лет назад. Но ведь сегодня другая власть...
М.Д.: — Но и тогда, учитывая, что президентом был Ющенко, нам удалось на президентском уровне реализовать многие пункты этого проекта. Многое удалось «пропустить» через Кабмин. А в целом — проблема в том, что у нас не совсем здоровое общество. Хотя постепенно «выздоравливаем» — Евромайдан помог.
Г.Б.: — Надо менять учебники, готовить литературу о Григоренко. Это очевидно. Например, я помню, что еще в 2010 году в украинских учебниках писали о крымских татарах как о «врагах славян». После 2014 года школьная программа, к счастью, изменилась к лучшему. Очень важно, чтобы Украина знала о неравной ненасильственной борьбе крымских татар за свои права. Поэтому я прошу через вашу газету помочь, чтобы украинские общественные организации выдвинули Мустафу-ага Джемилева на Нобелевскую премию мира. Он достоин этого. И это тот опыт, который позволит привлечь внимание к Крыму мирового сообщества.
МУСТАФА ДЖЕМИЛЕВ И АНДРЕЙ ГРИГОРЕНКО ВОЗЛЕ ПАМЯТНИКА ПЕТРУ ГРИГОРЕНКО В СИМФЕРОПОЛЕ. 2007 ГОД. ЧЕРЕЗ СЕМЬ ЛЕТ ОККУПАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ ЗАПРЕТИЛА ЛИДЕРУ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА ВЪЕЗД В КРЫМ, А В ОТНОШЕНИИ САМИХ КРЫМЧАН С ПРОУКРАИНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ ПРОВОДЯТСЯ РЕПРЕССИИ / ФОТО ЛЕНЬЯРЫ АБИБУЛАЕВОЙ
ПЕТР ГРИГОРЕНКО: «НЕ ПРОСИТЕ, А ТРЕБУЙТЕ СОБЛЮДЕНИЯ СВОИХ ПРАВ!»
И.С.: — Если говорить о просвещении общества, которое должно знать о том, кем был Петр Григоренко и кто такие крымские татары, то мы не можем не напомнить о том, что еще в 2015 году в серии «Библиотека газеты «День» вышла книга «Повернення в Царгород», где целый раздел был посвящен истории крымских татар и их связям с Украиной, аннексии Крыма и т.д. А вопрос такой. В 1968 году, на похоронах Алексея Костерина, человека, проведшего 3 года в царских лагерях и 17 лет (!) в сталинских, Петр Григоренко сказал, обращаясь к крымским татарам: «Не просите того, что вам положено по праву, даже по советской Конституции. Не просите, а требуйте этого!». Как, на ваш взгляд, эта мысль может быть актуализирована в реалиях сегодняшнего Крыма?
М.Д.: — Маленькое уточнение: эти слова («Перестаньте просить то, что положено Вам по праву. Требуйте») Григоренко сказал на банкете в честь 72-я Алексея Костерина. На похоронах он сказал другую вещь, он сказал о гражданском мужестве, о том, что на его глазах совершались героические поступки: люди под танки бросались. Но потом эти же герои плакали, унижались и доносы писали на ссылках в НКВД. Григоренко приводил в пример гражданское мужество Алексея Костерина, мужество которого не хватает советскому обществу — мужество называть вещи своими именами.
И.С.: — Вот сейчас, когда в Крыму тяжелейшая ситуация для украинцев, для крымскотатарского народа, призыв Петра Григорьевича «Требуйте свои права!» может быть применим в условиях 2018 года?
М.Д.: — Он и применяется. Собственно говоря, ценность слов Петра Григорьевича на банкете в честь дня рождения Костерина в том, что надо быть более радикальным и прекратить писать унизительные письма. Подобные заявления среди крымскотатарского национального движения были тоже, но открытые высказывания генерал-майора, известного правозащитника — усиливало национальное движение. В целом крымскотатарское национальное движение не было таким однозначным. Оно начиналось с того, что просили и писали петиции, начиная с 1950-х годов. Для этого просили бывших членов правительства Автономной республики Крым, героев Советского Союза, потому что этих людей нелегко арестовать. Соответственно тональность писем была такой: «Дорогой Никита Сергеевич, ....», «Дорогой Леонид Ильич, вот у нас самая справедливая Конституция... «, а затем говорится, что «...несправедливо поступили в отношении крымских татар». Под влиянием же Петра Григоренка и вообще московского диссидентского движения, тональность изменилась. Заявления стали более радикальными, не было уже этих холопских выражений о «лучшей Конституции в мире...», т.е. вещи назывались своими именами. И если на Западе публиковались обращения крымских татар, то они уже были написаны в духе, о котором говорил Петр Григоренко.
«РЕЧЬ ИДЕТ О НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА»
Лариса ВОЛОШИНА: — Петр Григоренко — это человек, который поднял права на щит. И для него как для правозащитника, борьба с тоталитарным режимом и борьба за справедливость в отношении крымскотатарского народа были неразделимы. Он понимал, что если кто-то лишен прав — это уже неправовая ситуация. Мне любопытно, почему сейчас Петр Григоренко, основатель Хельсинской правозащитной группы, флагман общесоюзного диссидентского движения, почему сейчас его идеи о защите прав, о восстановлении прав крымскотатарского народа не являются трендом в украинском правозащитном движении? Почему до сих пор в независимой Украине ни правящая элита, ни ТОПы правозащитного украинского движения не подымают на свой щит идею восстановления прав народа на своей родине как возможность Украины прекратить быть в тени авторитарной, тоталитарной России?
М.Д.: — Это длительный процесс. То, что уже значительная часть украинского общества знает о проблеме крымских татар, особенно после событий 2014-го года, когда в обстановке страха и предательства, крымскотатарский народ оказался наиболее здоровым ядром, да и сейчас является единственной организованной силой, которая хоть в какою-то мере противостоит оккупантам, уже хорошо. Для того, чтобы поднять на щит данную проблематику, нужно знать о самой проблематике. Даже сейчас в рамках того, что мы делаем в порядке изменений в Конституцию Украины, определенные люди из разных политических сил говорят: «Мы против крымских татар ничего не имеем, но завтра потребуют автономию венгры, румыны... и Украина распадется». Люди не понимают, что государства распадаются не от того, что удовлетворяются права граждан, а совершенно по другим причинам.
Г.Б.: — То, что у нас четверть века существовала государственность (с 1921 по 1945 гг. Крымская АССР) — об этом помнят единицы. То, что у нас еще раньше 340 лет существовала государственность в Крыму — об этом тоже помнят только единицы: историки, крымские татары. Это, кстати, в два раза дольше, чем так называемая русская государственность в Крыму, которая существовала с 1783 до 1917. Как сделать так, чтобы самое элементарное историческое знание донести до всех? Учебники, популярные издания, телепередачи. Как?
М.Д.: — Я бы не стал говорить о крымскотатарской государственности в виде Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. Это все равно, что говорить о государственности Украинской ССР. Создание Крымской АССР — это воздание крымским татарам за те страдания, которые они перенесли под гнетом царской России. Но как только произошла депортация, необходимости сохранять автономию не было, так не было уже коренного народа. На самом деле, мы жили совершенно в унитарном государстве, где любое слово в защиту своей «независимости» сразу пресекалось.
Первое настоящее крымскотатарское государство в XX веке просуществовало всего лишь несколько месяцев. В 1917 году на Курултае под председательством Номана Челебиджихана была провозглашена Крымская Народная Республика. Это был первый Курултай — Курултай расстрелянных, потому что сразу после прихода большевиков Номана Челебиджихана убили.
Сейчас речь идет о восстановлении национально-территориальной автономии как составляющей Украинского государства. А для этого необходимо внести изменения в Конституцию. Вопрос сейчас состоит в том, как мобилизировать общественность, которое должно получить правильную информацию о целесообразности и необходимости этого шага.
И.К.: — Что вы имеете в виду, когда говорите о крымскотатарской национально-территориальной автономии?
М.Д.: — Сразу после оккупации Крыма в 2014 году, президент сам сказал, что после деоккупации на полуострове должна быть Крымскотатарская Народная Республика. Я ему тогда сказал, что название для нас не столь важно, главное содержание. Пусть она называется Крымской Автономной Республикой, но должны быть механизмы защиты прав коренного народа. В первую очередь это норма представительства коренного народа во всех структурах власти и функционирование крымскотатарского языка наряду с государственным. В соответствии с этим Петр Алексеевич дал распоряжение о создании рабочей комиссии по подготовке изменений в статью 10 Конституции Украины, касающейся автономии Крыма. Мы подготовили данные изменения — речь идет о нормах представительства, функционировании языка, Меджлисе крымскотатарского народа, Курултае... Сейчас важно, чтобы парламент поддержал данные изменения — думаю изначально (226 голосов), проблем не будет, но затем (300 голосів) вопросы могут возникнуть.
«В ОТЛИЧИЕ ОТ СОВЕТСКОГО, ПУТИНСКИЙ РЕЖИМ БОЛЕЕ ХИТРЫЙ И ИЗОЩРЕННЫЙ»
И.К.: — Вы подчеркивали, что Петро Григоренко умел консолидировать людей, был человеком целеустремленным и сильным. Он и Вы в том числе, находясь в самой системе и отстаивая права человека, фактически помогали развалить Советский Союз. Если сравнивать тот режим с современной Россией, существует ли сегодня возможность для людей, не согласные с путинским режимом, которые живут в Крыму, да и в самой России, сопротивляться изнутри?
М.Д.: — Можно сказать, что там сегодня советский режим, но несколько хуже. Давление и контроль повсеместный, причем современные инструменты позволяют это делать более изощренно. Если человек, по мнению российских спецслужб, поставил лайк не под тем постом в соцсетях, то с ним как минимум проведут беседу. Крымчан за свободу мысли в соцсетях обязывают платить огромные штрафы или привлекают к уголовной ответственности. Например, известный случай, когда Зарема Куламетова оставила свой комментарий в Фейсбуке после хвастливого заявления Путина о том, что женщины и дети стояли впереди, а русские солдаты сзади, когда они захватывали военные объекты Украины в Крыму, и пусть бы только украинцы приняли ответные меры. А Зарема написала, что «какое большое отличие в менталитете между крымскими татарами и россиянами, я даже не представлю себе, чтобы крымские татары в военное время выставляли впереди себя женщин и детей». За это ее арестовали, три дня держали в подвале и возбудили уголовное дело по статье «разжигание межнациональной розни». Но поскольку в прессе поднялся шум, то ограничились штрафом приблизительно в пять тысяч долларов (в переводе с рублей). Тогда весь народ начал собирать деньги под лозунгом — презренную копейку оккупантам. Люди специально собирали деньги в десятирублевом монетном эквиваленте, которые через две недели принесли в участок в мешках и ведрах. Вроде бы власть оккупантов наказала «нарушителей», а на самом деле она мобилизовала крымских татар, которые показали презрение к таким методам.
Или другой пример, когда отдельные люди выходят с одиночными пикетами. На плакате у них написано — наши дети не террористы. Казалось бы, что опасного для власти оккупантов? Но этих людей все равно арестовывают, против них возбуждают уголовные дела, назначают высокие штрафы, чтобы они оставались без средств существования. Правда, на полуострове сейчас действует организация «Крымская солидарность», которая занимается сбором штрафов для тех, кому их незаконно присуждают.
Вот такая там сегодня ситуация. Поэтому говорить о каком-то массовом гражданском движении в Крыму, сегодня не приходится.
Г.Б.: — Я часто думаю о природе путинизма. Его отличие в том, что в советское время чекисты не управляли государством. Они все-таки находились под контролем партии. А сегодня ФСБ фактически управляет государством, поэтому этот режим может делать все что угодно. Этот режим более хитрый, изощренный и жестокий. Человека могут обвинить за то, что он читает Коран или что-то написал в соцсетях.
Но в самой России все равно есть люди, которые борятся против системы. Пусть эти люди в одиночестве, но они есть — Борис Стомахин, Вера Лавришина, Диана Ретинская... Они вызывают мое восхищение. Когда будет свободная Россия, надеюсь Борис Стомахин доживет до того времени, так сегодня этот человек сидит в крытой тюрьме (самый жестокий режим), то как минимум он достоин получить героя. Вред ли эти одиночки справятся с режимом, но они делают свое дело, как когда делали это правозащитники в Советском Союзе.
Почему сегодня власть оккупантов боится крымских татар? Потому что они более организованные. Поэтому сегодня десятки крымских татар находятся в тюрьмах. По версии так называемого российского правосудия эти люди террористы и экстремисты. Да что только не пишут о Мустафе-ага в российских пропагандистских СМИ. Даже уже в рассекреченных российских документах черным по белому написано, что он писал очерк истории тюркских народах. А их СМИ продолжают писать, что Мустафа-ага насильник, враг и т.д. Для них абсурд стал нормой жизни. Вот этим и страшен путинский режим, который шизофренически заявляет, что «мы попадем в рай, а вы сдохнете». Давайте всем миром посадим этого больного в психушку.
М.Д.: — Что мене поразило в последнем случае, когда случилась трагедия в Керчи, так это то, как они после всего написали, что мы надеемся найти в этом украинский след. Как это — надеемся найти?
«ЧЕМ БЫСТРЕЕ РОССИЯ УЙДЕТ С ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ТЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ ДЛЯ НИХ»
И.С.: — Есть точка зрения, что Крым вернется в Украину не раньше, чем падет режим Путина, а некоторые говорят, что не раньше, чем развалится Россия. Другие считают, что проблему можно решить политико-дипломатическим путем. Что вы думаете?
М.Д.: — Чем быстрее Россия уйдет с оккупированных территорий, тем лучше будет для них. Но проблема в том, что российская власть не думает о государстве. Путин нанес России намного больше вреда, чем какой-либо враг. Я думаю, он понимал, что данную оккупацию никто не признает и будут санкции, но Кремль рассчитывал, что Украина в настолько слабом положении, что им плюс ко всему удастся установить в Киеве лояльную для себя власть, которая признает оккупацию территорий. У них это не получилось, но это не означает, что они отказались от своих планов. Думаю, сегодня Москва будут делать ставку на дестабилизацию ситуации через предстоящие выборы в Украине.
Когда возможна деоккупация? Когда власть в России будет думать о своем государстве и народе. В чеченской песне есть такие слова: «Ошибаются все, но только настоящий мужчина может сказать, что я был не прав». Так вот — сам Путин и в его окружении таких мужчин нет. Пока деоккупации ожидать не приходиться, поэтому более вероятным является распад российского государства. В свое время Советский Союз оккупировал Афганистан, за что на него были наложены экономические санкции, и через десять с лишним лет это привело к распаду СССР. Примерно по такому же сценарию может пойти и российское государство.
Когда говорят, что Крым может вернуться в Украину после того, как мы построим процветающее государство, то это абсурд. Развивать Украину нужно, но кто спросит крымчан куда они хотят. Сразу задавят.
Поэтому главный фактор здесь — усиление санкции. Несмотря на бравурные заявления российского руководства, что якобы санкции никак на них не влияют, это не так. Экономика России идет вниз, а в некоторых моментах происходят необратимые процессы. Для нас самое главное, чтобы данная тема была постоянно на повестке дня, чтобы об этом не забывали, а еще лучше, чтобы санкции усиливали. Вот недавно русские делали все, чтобы ПАСЕ изменила свой регламент, таким образом, затруднив механизм наложения санкций на те страны, которые нарушают демократические нормы, и наоборот, облегчив снятие санкций с России. Это бы давало возможность Кремлю, не выполнив условия ПАСЕ, вернуться в эту организацию. Когда им это не удалось, они были в ярости.
Выпуск газеты №:
№193-194, (2018)