Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

100 лет Курултаю крымскотатарского народа

Рефат ЧУБАРОВ: «Торжественное собрание в Верховной Раде — это демонстрация уважения со стороны украинского государства к одному из коренных народов Украины»
05 декабря, 19:34
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

6 декабря в сессионном зале Верховной Рады состоится торжественное заседание, посвященное 100-летию проведения первого Курултая крымскотатарского народа. Упомянутая дата является одной из наиболее выдающихся в истории Крыма. Тогда, 100 лет назад, по итогам первого Курултая крымскотатарского народа была провозглашена Крымская народная республика, сформировано правительство и принята Конституция. Накануне торжественного заседания мы встретились с народным депутатом, главой Меджлиса крымскотатарского народа Рефатом ЧУБАРОВЫМ, чтобы обсудить особенности тех события, причины поражения украинской и крымскотатарской революций, их последствия, аннексию Крыма в 2014-м и значение торжественного заседания. По словам пана Рефата, «это событие станет мощным сигналом для жителей временно оккупированного Россией Крыма о неотвратимости деоккупации полуострова и восстановления суверенитета Украины, а также будет способствовать сохранению национальной памяти и станет своеобразным символом близости украинского и крымскотатарского народов». Подробнее — в интервью с Рефатом Чубаровым.

«АНАРХИЯ, КОТОРАЯ ГОСПОДСТВОВАЛА В 1917 ГОДУ, ПОДТАЛКИВАЛА К САМОУПРАВЛЕНИЮ И САМООРГАНИЗАЦИИ»

— Что из себя представлял первый Курултай крымскотатарского народа? Что предшествовало этому событию 100-летней давности?

— В начале 1917 года распадается огромная Российская империя, где находились десятки и десятки порабощенных народов, которые при разных обстоятельствах были завоеваны, аннексированы, оккупированы и т.п. И понятно, что когда наступил этап распада этой империи, то каждый народ, который чувствовал себя самодостаточным, захотел использовать этот распад как шанс на свое восстановление. Украинцы и крымские татары не были исключением. Тем более что у многих крымских татар сохранялась передававшаяся из поколения в поколение память о ликвидации Россией Крымского ханства в 1783 г. На то время (в 1917 г.) прошло 134 года. Это не так и много.

В начале 1917 г. крымские татары объединились вокруг влиятельной группы молодых представителей народа, которые по большей части получили высшее образование в Турции. Эта группа также была под влиянием реформаторских идей, которые пропагандировал в свое время великий крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский (умер в 1914 г.). Их суть, в частности, была в том, что крымские татары имеют право и способны решать свою судьбу.

Практические действия начались с проведением 25 марта по старому стилю Съезда мусульман Крыма, на котором был избран Мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком). Возглавил эти процессы высокообразованный 32-летний юрист и богослов, муфтий Крыма Номан Челебиджихан. Были провозглашены идеи и цели, которые находили отзыв у жителей Крыма. Ведь, как известно, Временное правительство России оказалось неспособным удерживать порядок на огромной территории, соответственно господствовала анархия, что очень беспокоило людей. Это подталкивало к самоуправлению и самоорганизации. Конечно, фактором служило и этническое возрождение.

Но с точки зрения политики крымские татары по большей части были романтиками. На первых порах они озвучивали идеи об автономии в составе новой федеральной России. Собственно, об этом говорили и лидеры Украинской революции того времени. Сначала они не выдвигали идеи о независимости. Впоследствии украинцы и крымские татары начали разочаровываться в политической ситуации в России. Тем более, на то время в Крыму в этническом плане россияне уже составляли большинство, потому что такой была имперская политика, и они по большей части были монархистами с соответствующими взглядами. Украинская часть в Крыму также начала действовать более активно, и связано это было с национально-освободительными событиями в Киеве. В основном украинцы говорили об обеспечении своих прав в Крыму.

ФОТО АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА

В поисках возможности к самоорганизации в августе-сентябре 1917 г. крымские татары пришли к идее необходимости созвать Курултай. Были проведены выборы, которые прошли достаточно демократично, определены победители, в том числе и женщины. И 26 ноября, опять же по старому стилю, состоялось первое торжественное заседание в ханском дворце в Бахчисарае. Главой Курултая избрали Асана Сабри Айвазова, а позже, когда было создано правительство (Директория), его главой стал Номан Челебиджихан.

В конце 1917 — начале 1918 г., испытывая давление на представителей крымскотатарского народа со стороны российских организаций и новой большевистской власти, которая уже захватила Севастополь, крымские татары начали говорить о необходимости независимого образования. Стало очевидно, что нельзя рассчитывать на восстановление своих прав и вообще любое развитие в рамках автономии в составе федеральной России. У Номана Челебиджихана на первом этапе были слова о том, что мы не требуем политической автономии, но мы и не допустим никакой монополии другого сообщества на нашей земле. Соответственно, некоторые исследователи говорят, что крымские татары не хотели своего образования. В действительности крымские татары не хотели анархии и войны. Но в начале 1918-го уже шла речь о независимом образовании и о том, что нужно устанавливать договорные отношения с Киевом и Петроградом.

«В ПОРАЖЕНИИ УКРАИНСКОЙ И КРЫМСКОТАТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИЙ БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ БУДУЩИЕ ТРАГЕДИ...»

— Собственно, какими были тогда отношения с Украинской народной республикой, ведь известно, что лидеры крымских татар летом 1917 г. приезжали в Киев, где встречались с лидерами Украинской революции, которые видели Крым частью Украины?

— Зная настроения в Украине, а также то, что украинцы так же находились под гнетом России, крымские татары хотели найти большее понимание в Киеве. Но этого не произошло, в частности и из-за того, что не договорились по поводу автономных прав Крыма в составе Украинской народной республики. Насколько я знаю, те условия, которые были поставлены Киевом перед крымскотатарской делегацией, не были восприняты, потому что речь шла просто о вхождении полуострова в состав УНР. А следовательно, решение об объединении усилий для последующей общей борьбы, в том числе и против внешних врагов, не было достигнуто.

В результате проиграли как украинцы, так и крымские татары. Ведь, как известно, после переворота большевиков в Петрограде началось военное наступление на Украину, в частности Крым, что, фактически, поставило точку, хотя были еще попытки, на Украинской и Крымскотатарской революциях. Какими трагедиями в дальнейшем обернулся этот проигрыш?

— Новая, уже советская империя, которая появилась после прихода к власти большевиков и подавления национально-освободительных революций, на начальных этапах определенным образом заигрывала с народами, чтобы иметь время набраться сил, тем более после Первой мировой войны. Москва использовала разные подходы, чтобы удерживать возле себя отдельные народы, например, в Крыму в октябре 1921 г. была создана Крымская автономная социалистическая советская республика в составе РСФСР, где действовали два языка — крымскотатарский и русский. Разрешено было, как и для других народов, проводить так называемую политику «коренизации».

Когда же центральная власть почувствовала себя устоявшейся и сильной, это где-то вторая половина 1920-х гг., она начала сворачивать все предыдущие «вольности». Началась политика, направленная на окончательное «успокоение» народов. Конечно, это голодомор-геноцид 1932—1933 гг., который имел целью сломать хребет украинской нации. Это массовые репрессии, чтобы уничтожить любые иллюзии о самостоятельности. Против крымских татар это депортация народа в 1944 г., что также было геноцидом. И именно в поражении Украинской и Крымскотатарской революций были заложены будущие трагедии.

НОМАН ЧЕЛЕБИДЖИХАН (СПРАВА) И ДЖАФЕР СЕЙДАМЕТ

«КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ И УКРАИНЦЫ ТАК И НЕ БЫЛИ УРАВНЕНЫ В ПРАВАХ С ЭТНИЧЕСКИМ БОЛЬШИНСТВОМ НА ПОЛУОСТРОВЕ»

— Окно возможностей появилось в 1991 году, когда развалился Советский Союз. Насколько украинцы и крымские татары воспользовались этим шансом, чтобы построить сильное украинское государство, в частности в Крыму, ведь через 23 года опять произошла трагедия — Россия аннексировала полуостров?

— В том, что за 23 года в Крыму не были укреплены позиции украинской государственности, виновато абсолютное большинство украинских политиков. Свидетельством этого является то, что на момент оккупации в феврале 2014 г. органы власти оказались абсолютно неспособными выполнить свои обязанности. Кто-то в большей, кто-то в меньшей мере, но виноваты все. Да, возвращение крымских татар в Крым стало возможным при независимой Украине, и этому нужно отдать должное. Однако нужно было осуществлять последующие шаги по укреплению украинской государственности на полуострове. Причем крымские татары в этом плане всегда были союзниками украинцев. Но не было сделано ничего существенного, чтобы реально уравнять в правах всех в Крыму. Только вдумайтесь, за 23 года Украина смогла открыть всего шесть украинских и четырнадцать крымскотатарских школ. А всего школ на полуострове было более 540, то есть все другие были русскими.

Киев почему-то осознанно исходил из необходимости преференций местному этническому большинству. Понятно, не для того, чтобы они давили крымских татар, просто официальному Киеву было так удобно работать. Часто это было связано с поиском избирателей во время перманентных выборов — президентских, парламентских. Сколько было спекуляций вокруг русского языка, «старшего брата», «стратегического партнера», предоставлялись преференции российскому бизнесу, зато препятствовали другим зарубежным инвестициям на полуостров, существовало сотрудничество с российскими спецслужбами и т.п. Все это разрушало возможности украинской государственности. Крымские татары и украинцы так и не были уравнены в правах с этническим большинством. Поэтому и произошла беда.

«В КРИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ БЛАГОДАРЯ ЕВГЕНИЮ МАРЧУКУ УКРАИНЕ УДАЛОСЬ СОХРАНИТЬ КРЫМ»

— Вместе с тем мы знаем, что до 2014-го года дважды удалось отвернуть опасность, связанную с действиями России в отношении Украины в Крыму. Это так называемая мешковщина (1993—1994 гг.) и ситуация вокруг Тузлы (2003 г.). Почему не удалось в 2014-м?

— Тогда у власти находились люди, которые были способны профессионально реализовать решение в интересах Украины. В 1993—1994 гг. большую роль сыграл Евгений Марчук. Я лично имел несколько встреч с ним. Именно он тогда разработал и под его руководством была проведена спецоперация в Крыму, что позволило в критический момент для Украины сохранить полуостров. Это так называемая попытка переворота Мешковым, хотя за ним, конечно, стояли российские спецслужбы. Мятежники тогда захватили помещение министерства внутренних дел и поставили своего так называемого министра Кузнецова. Аналогично они хотели сделать и с помещением СБУ, но когда пришли туда, то оказалось, что там все готово к сопротивлению, потому что внутри уже находилась киевская «Альфа». То есть вовремя была продемонстрированная сила закона.

Вторая ситуация — Тузла. Тогда тоже была довольно острая ситуация, но столкновения удалось избежать. Украинские пограничники и военные сразу начали проводить учения и отработку возможной агрессии со стороны россиян, причем это делалось так, чтобы они это видели, что в случае чего будет отпор. А вот в 2014 г. этого всего уже не было. Россия выбрала такое время, когда Украина была наиболее уязвимой и обессиленной. Российские агенты, которые работали здесь годами, в итоге довели все до разрушения, а далее свою работу сделали военные. В Крыму не было никакой попытки со стороны исполнительной власти Украины собрать, например, руководителей районных администраций, сельских, поселковых советов. То есть вся конструкция, начиная от премьера Могилева и заканчивая председателями селких советов, оказались несостоятельными. Хотя, я думаю, если бы их собрали и вообще действовали более профессионально, то трагедии можно было бы избежать.       

Следовательно, 6 декабря состоится торжественное заседание, посвященное 100-летию проведения первого Курултая крымскотатарского народа. Конечно, дата символическая, но какова цель мероприятия, кроме торжеств?

— Если бы сейчас Крым не был оккупирован, то это мероприятие прошло бы там. Именно так мы и планировали. Но поскольку полуостров оккупирован, то понятно, что подобное торжественное заседание возможно только на свободной территории. Хотя мне стало известно, что оккупационные власти в Крыму позволили проводить отдельные общественные собрания по празднованию событий столетней давности. На официальном же уровне, конечно, никаких мероприятий не предусматривается.

Мы пригласили на торжественное заседание в Верховную Раду дипломатов, ведущих украинских деятелей, ученых. Будет высшее руководство государства. Приедет большая группа крымских татар из самого Крыма — делегаты Курултая, члены Меджлиса.

Это им не угрожает?

— Они имеют право приехать, и они приедут. В Верховной Раде откроется выставка, которая будет посвящена столетию Курултая. Торжественное собрание — это больше демонстрация уважения со стороны украинского государства к одному из коренных народов Украины.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ПЕРВОГО КУРУЛТАЯ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА В ХАНСКОМ ДВОРЦЕ БАХЧИСАРАЯ

«ЧТО БЫ НИ ГОВОРИЛИ, НО МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ ДЕЛАЮТ СВОЕ ДЕЛО»

— Недавно у себя в FB вы написали, что рабочая группа завершает наработку изменений к Конституции относительно Крыма: «Мы в преддверии многих очень практических вещей в отношении Крыма, начиная с его возвращения, дальнейшего обустройства, усовершенствования правового статуса Крыма. И мы буквально, я надеюсь, на выходе целостного текста этих изменений и дополнений, которые будут предложены в ближайшее время Конституционной комиссии по разделу 10-му Конституции Украины о Крыме». Итак, какой конкретный общий план по возвращению полуострова?

— Действительно, мы как государство, подвергшееся внешней агрессии, обязаны вместе со своими международными партнерами иметь четкий план по восстановлению территориальной целостности Украины. Можно дискутировать, есть ли у нас такой целостный план, но у нас точно есть алгоритм подходов, которые работают на деокупацию. Один из них — это совместные усилия на внешней арене. Без эффективной помощи наших партнеров мы не сможем вернуть Крым, потому что нам противостоит одно из самых мощных государств мира, особенно что касается военной силы. Кроме того, она является постоянным членом Совета безопасности ООН, а следовательно, блокирует все решения, касающиеся Украины. Что бы ни говорили, санкции делают свое дело. И мы постоянно требуем углубления этих санкций.

Но домашнее задание никто не отменял. Мы должны думать комплексно, в частности и о том, что мы будем делать, когда восстановим украинский суверенитет в Крыму. Вопрос с правами человека, их безопасностью, взаимодействием разных этнических сообществ и тому подобное. Я хочу, чтобы украинцы правильно меня поняли, но крымские татары уже никогда не согласятся на те права, которые они имели до оккупации. Мы иногда наступали на свои права, чтобы Украина стала более демократичной, чтобы она стала членом ЕС и НАТО. Из того выбора, который мы имели, мы всегда голосовали за украинские национал-демократические силы. Но Киев не занимался Крымом, хотя я понимаю, что по определенным причинам он не занимался и в целом страной.

Теперь же, когда произошла оккупация, а главное потом, когда мы все вместе вернем полуостров, мы уже не сможем сказать крымским татарам: давайте еще подождем, пока все уладится. Поэтому процессы должны идти параллельно. Уже сейчас мы должны четко сказать, какими будут права крымских татар как одного из коренных народов, какими будут правовые механизмы нашего сосуществования и правовые механизмы, которые будут обеспечивать равенство в управлении в Крыму. Все эти вещи требуют внесения изменений в Конституцию и принятия соответствующих законов. В рамках Конституционной комиссии при Президенте мы долго работали, дискутировали, советовались с законодателями и педагогами. И вот в ближайшее время соберется рабочая группа, которую возглавляет профессор Владимир Буткевич, где мы уже должны утвердить изменения к Конституции и представить их самой Конституционной комиссии. А далее по процедуре. 

Таким образом, внесение изменений в Конституцию Украины зафиксирует восстановление прав одного из коренных народов Украины. Также правовое определение дальнейшего развития устанавливает ясность для всех тех, для кого этот вопрос является важным, в частности, международного сооющества, которое будет видеть, что Украина не просто говорит о возвращении Крыма, а в практической плоскости работает над тем, что будет после возвращения полуострова, в том числе относительно крымских татар.

Что конкретно сегодня делается для того, чтобы по крайней мере усложнить жизнь оккупационной власти в Крыму, чтобы она чувствовала, что цена оккупации для нее очень высока?

— Знаю одно, что большинство крымских татар в Крыму готово терпеть. Но невозможно, например, отделить количество электроэнергии, которое поставляется Украиной в крымские больницы и к зенитно-ракетным комплексам оккупанта. Или невозможно разделить воду, которая идет на поля для аграриев и на производство военного техники или оборудования. Поэтому наша позиция относительно «блокады» четкая — она должна быть, но здесь нужен грамотный подход. Оккупационная власть обязана сама обеспечивать жизнедеятельность полуострова. И, кстати, по подсчетам экспертов, мы заставили оккупанта вкладывать намного больше средств в содержание Крыма, чем это было до аннексии, когда жизнедеятельность полуострова обеспечивала Украина.

«ДЛЯ МЕНЯ «ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК» — ЭТО ВРАГИ»

— Вы являетесь членом президентской фракции «Блок Петра Порошенко». В эти дни четыре года назад в Украине происходили известные события, которые закончились трагически для страны, но в результате которых высшие кабинеты заняла нынешняя власть. Во время последнего саммита Восточного партнерства в Брюсселе Украину сильно критиковали, не говоря уже о критике внутри самой страны. В правильном ли направлении движется нынешняя постмайданная власть?

— Если бы я сейчас стал на сторону критиков действующей власти, то моя критика была бы не меньшей. Но мы начали наш разговор с 1917 года, который закончился поражением для украинского и крымскотатарского народов, в частности из-за того, что существовали внутренние противоречия. Я не призываю всех молчать из-за того, что у нас война с Россией. Я призываю к конструктивной критике, которая бы позволила улучшить те или иные направления, в частности восстановить территориальную целостность страны. К сожалению, не всегда действия нынешней оппозиции способствуют консолидации общества.

Кого вы имеете в виду под оппозицией — «Оппозиционный блок»?

— Нет, «Оппозиционный блок» для меня это враги, потому что никто из них не назвал Россию и Путина главным фактором войны. Оппозицией я называю всех тех, кто в парламенте или вне его находятся в активной политике и критикуют власть, отказываясь сотрудничать с ней. Пусть они будут против власти, но не нужно разрушать страну. Пока не будет внутренней мобилизации всех, нам будет сложно вернуть оккупированные территории.

Фото из архива Гульнары Бекировой (сайт «Крим.Реалії»)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать