1000 правок и... одна ночь
Ветеран бюджетного процесса и, что характерно, — член президентской фракции, опытный финансист и политик Виктор ПИНЗЕНИК вчера объяснил, почему не смог поддержать правительственный проект бюджета: «...Как можно было сделать выбор, когда рассматривается проект закона, в котором более 1000 поправок, а он появился в зале буквально перед голосованием? Может, этим чрезвычайным режимом надо было предупредить изменение течения рек в обратном направлении или наступления конца света? Или завтра начинается новый бюджетный год? Ни одно, ни другое, ни третье. На этой неделе еще и среда, и четверг, и пятница. И есть еще целая следующая неделя для нормальной, неавральнои работы до наступления нового года. ... Подумаешь, какой-то закон о бюджете?! 50 млрд. туда, 50 — сюда. Этому дали, у того забрали — сойдет. С таким подходом к решениям так и живем. Как-то».
…А ПИНЗЕНЫК – ПРОТИВ!
Принятие бюджета страны — это всегда большое «событие». Независимо от cмены правительств. Какими бы ни были слова и форма вокруг бюджетного процесса, борьба за главную смету страны всегда идет до последнего. Причем принимается под елку. Здесь и эмоции, и картинка, и договорняки, и спешка, и цинизм, и большие деньги. Государственные интересы? Возможно. Но по остаточному принципу. Какие особенности госбюджета-2017?
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТОРОНА
Для Владимира Гройсмана нынешний бюджет — дебют. Когда его приняли, он радовался, и скорее искренне. Действительно, Кабмин соблюдал сроки бюджетного процесса, предусмотренные законодательством Украины (подал в парламент проект закона о государственном бюджете до 15 сентября). Свою работу не выполнила Верховная Рада (ее срок — принятия документа — до 1 декабря), а последнее заседание бюджетного комитета по поводу госбюджета вообще проходило за закрытыми дверями. Поэтому, отвечая на критику лидера «Батьківщини» Юлии Тимошенко о том, что «таких бюджетов не было никогда за 25 лет — это не бюджет», Гройсман эмоционально ответил: «Читайте регламент, учите материальную часть. Я всегда говорил, что вы профессиональные бездари. Вы никогда в жизни, будучи премьер-министром, не подавали бюджет вовремя».
Итак, за бюджет проголосовали 274 народных депутата. «За» проголосовали 122 депутата «Блоку Петра Порошенка», 74 депутата «Народного фронту», 5 депутатов из «Самопомочі» (но большинство фракции воздержалось), 18 депутатов «Радикальної партії», 24 депутатов из «Відрождення», 13 депутатов из «Волі народу», 18 внефракционных депутатов. Ни одного голоса «за» не дали «Батьківщина» и «Опозиційний блок».
Решение было принято ночью. И как метко написал в ФБ политический эксперт Александр Солонтай — этому «правилу» уже 3 года»: «Что касается времени, то оно немного скачет: в 2014 г. — 4:23; в 2015 г. — 4:03; в 2016 г. — 4:52. Что касается дня/даты. 2014 год: в ночь с воскресенья на понедельник 29 декабря. Депутаты прямо из зала разлетались на отдых; 2015 год: в ночь с четверга на пятницу 25 декабря, то есть на Рождество (пошли отмечать, кто отмечает); 2016 год: в ночь со вторника на среду 21 декабря, то есть засели после Николая и справились еще до каникул..., или каникулы начнутся досрочно)))».
БУКВАЛЬНО ПЕРЕД САМЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ ЗА БЮДЖЕТ ПРЕМЬЕР ВЛАДИМИР ГРОЙСМАН В 4.45 УТРА ОБРАТИЛСЯ К НАРОДНЫМ ДЕПУТАТАМ С ПЛАМЕННОЙ РЕЧЬЮ: «УВАЖАЕМЫЕ И ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, Я ХОЧУ ПОДЧЕРКНУТЬ, ЧТО ЭТО ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНИЙ БЮДЖЕТ. МЫ ОБЕСПЕЧИМ РАСХОДЫ ОБОРОНЫ, МЫ БУДЕМ СТРОИТЬ МАСШТАБНЫЕ ДОРОГИ, МЫ БУДЕМ ПОДДЕРЖИВАТЬ АГРАРНЫЙ СЕКТОР, МЫ ПОВЫСИМ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ УЧИТЕЛЯМ НА 50 ПРОЦЕНТОВ, НА 30 ПРОЦЕНТОВ — ВРАЧАМ. МЫ 6 МИЛЛИАРДОВ СРЕДСТВ ВЫДЕЛИМ НА ЛЕКАРСТВА...»
Вообще — принимать важные решения ночью стало для нынешней власти традицией. Кроме голосования за бюджет, еще один из последних примеров — решение о национализации «Приватбанка». Каким был бюджетный процесс в этот раз? «Я член налогового комитета, но даже не видел, как главную смету страны обсуждали в бюджетном комитете, — комментирует «Дню» народный депутат от «Народного фронту» Александр Кирш, который единственный из фракции проголосовал «против». — Когда же мне члены бюджетного комитета сказали, что минимальная зарплата будет 3200 грн., а прожиточный минимум 1600 грн., то «офигели все». Принятый бюджет — это профанация, потому что курс заложен нереальный, доходы не обеспечены, а расходов становится все больше, спецконфискация учтена, но, по сути, ее нет, национализация «Приватбанка» не учтена, но на него придется выделять деньги... То есть бюджет несерьезный, он также загоняет предпринимателей в тень и вообще убивает предпринимательство, тем самым снижая курс гривни и вызывая реальную безработицу. Я уверен, что депутаты проголосовали, но сами не верят в его реальность».
«Народний фронт» не мог не проголосовать, потому что он является частью коалиции, его представители являются членами правительства, соответственно, если бы «НФ» не проголосовал, то коалиция бы развалилась, — продолжает Александр Кирш. — А ее распад — это новые выборы, которые точно не привнесут стране стабильности и денег. Голосование за бюджет — это политический торг между главами фракций, в частности и с некоалиционной частью. Фракция Ляшко, например, повела себя традиционно — утром она «против», вечером — «за». Скорее, для них позже нашли аргументы. Эта ситуация лишний раз показала, что Верховной Раде не нужно столько депутатов, ведь решают вопрос максимум пять-шесть человек. Каждый из них пришел и говорит, у меня столько голосов, а у меня столько, дальше разложили пасьянс между собой и все решили. Зачем тогда депутаты, если все решается политическим заговором лидеров политических фракций?».
ПОЛИТИКО-ЭРОТИЧЕСКАЯ ОТКРОВЕННОСТЬ. ПОСЛЕ ГОЛОСОВАНИЯ СПИКЕР АНДРЕЙ ПАРУБИЙ ОБРАТИЛСЯ К НАРОДНЫМ ДЕПУТАТАМ: «УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, Я ХОЧУ ПОБЛАГОДАРИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗА КАЧЕСТВЕННУЮ РАБОТУ, Я ХОЧУ ПОБЛАГОДАРИТЬ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЗА ЭТУ НОЧЬ, КОТОРУЮ МЫ ПРОВЕЛИ ВМЕСТЕ…» ... ЛУЧШЕ БЫ ВЫ НОЧЕВАЛИ ДОМА
Но, похоже, вопросы решаются не только лидерами фракций. По данным «РБК-Украина», ночью во время рассмотрения госбюджета Президент Петр Порошенко и лидер «Народного фронту» Арсений Яценюк находились в Раде — «сидели в Каминном зале и наблюдали за событиями по телевизору». Мы обратились к пресс-секретарю экс-премьера Ольге Лаппо прокомментировать эту информацию — на самом ли деле Арсений Яценюк, не занимая официально никакой государственной должности, находился в стенах парламента во время принятия бюджета? «Арсений Петрович Яценюк является лидером Политической партии «Народний фронт», представленной одной из самых крупных фракций в Верховной Раде, и которая является членом коалиции. В этот день в парламенте рассматривались сверхважные вопросы — принятие государственного бюджета и создание Высшего совета правосудия», -ответила пресс-секретарь.
Реакция Ольги Лаппо фактически свидетельствует о том, что Арсений Петрович таки был в парламенте во время важного голосования. Вряд ли общество до конца узнает все подробности кулуарных договоренностей политикума вокруг бюджета — кто, кому, сколько и за что, однако настроения граждан точно свидетельствуют, что доверие к власти падает. «Мы живем в четвертый президентский срок Леонида Кучмы (хотя мы в «Дне» писали, что это уже даже пятый срок. — Ред.), — пишет в ФБ Максим Кухар. — Это показала бюджетная ночь в парламенте. Всю ночь бились не за Программу промышленного развития, не за Программу развития транзита, не за Программу развития науки, не за Программу развития добычи недр. Нет. Бились просто за роспись, кому сколько. И экономические балансы страны становились жертвой перетягивания этого каната».
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ «БЮДЖЕТНОЙ НОЧИ»
Эксперты «Дня» провели довольно обстоятельный анализ текста проекта Бюджета на 2017 год за отведенных на обсуждение документа 2,5 месяца. Итоговая позиция, как должен был бы выглядеть бюджет 2017-го года, чтобы он был программой развития, а не «консервирования», вышла вчера на странице ЭКОНОМИКА под заголовком «Хуже ли новый проект бюджета, чем предыдущий». Автор — эксперт по экономическим программам Украинского института будущего Ольга ХОМЕНКО четко очертила наибольшие риски Госбюджета.
Несмотря на то, что у парламентариев было достаточно времени для внесения поправок в главный финансовый документ страны — больше двух месяцев — до самого последнему момента все вопросы так и не были решены. И все из-за того, что политики никак не могли договориться относительно принятия так называемого бюджетообразующего пакета законодательных решений — изменений в Налоговый и Бюджетный кодекс, который принимался накануне принятия бюджета. Именно данные законы стали причиной срыва парламентом бюджетного процесса и сверхурочных ночных часов работы парламента. Без данных законов, объясняли депутаты на диктофон, нельзя точно рассчитать расходы и доходы сметы. В то же время эксперты утверждают, что большинство этих законодательных инициатив — это так называемая цена за голос, которую власть соглашалась заплатить за принятие правительственного проекта Бюджета на 2017 год.
«-» ПАРЛАМЕНТ ПЕРЕЛОЖИЛ НА МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ
Больше всего обсуждений вызвала передача на финансовое обеспечение из местных бюджетов компенсаций за льготный проезд граждан, содержание заведений профтехобразования, зачисления в местные бюджеты экологического налога.
Премьер Владимир Гройсман убеждает: децентрализация не пострадает. Даже наоборот: по расчетами, в следующем году местные бюджеты вырастут на треть или четверть. «Местные бюджеты будут полностью наполнены. Будет рост еще на 25% местных бюджетов, как минимум», — заверяет премьер.
В то же время мэры городов утверждают, что глава правительства лукавит. В частности, мэр Львова Андрей САДОВЫЙ в комментарии «Дню» заметил, что в результате таких правительственных «новаций» бюджеты развития городов сокращаются и становятся бюджетами «проедания».
«+» ЧАСТЬ РЕНТЫ ПО НЕФТИ И ГАЗУ БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТАХ
По закону рента от добычи углеводородов будет распределяться следующим образом: 2% от рентной платы предлагается перечислять в областной бюджет, 2% — в районный бюджет и 1% в бюджет населенного пункта по месту добычи. Или же если на территории района создано объединенная громада и населенный пункт находится именно в ней, то 3% предлагается отдавать в бюджет этой объединенной громады.
«Для местных громад это будут действительно очень и очень значительные средства, которые позволят существенно улучшить и инфраструктуру, и социальную сферу. Поскольку от добычи нефти и газа больше всего страдают местные дороги, которые вдребезги разбиваются техникой, часто промысел имеет пагубное влияние на экологию. Когда законопроект вступит в силу, бюджеты и областные, и районного, и местного уровней должны дополнительно получить миллионы гривен. Это действительно те средства, которые могут быть компенсатором вреда, который наносит добыча...» — прокомментировал один из авторов законодательной инициативы, народный депутат от 147-го избирательного округа Олег Кулинич.
«-» МАЛЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ БУДЕТ ПЛАТИТЬ ВДВОЕ БОЛЬШИЙ ЕСВ
Повышение минимальной заработной платы означает, что база налогообложения автоматически вырастет. Хотя сами налоговые ставки не изменятся.
Сумма Единого социального взноса (ЕСВ) в Пенсионный фонд будет равняться 22% от минимальной ЗП, то есть — 704 грн в месяц, независимо от получения прибыли. Выходит, что для большинства предпринимателей размер этого сбора увеличится почти в два раза. Поскольку ранее он составлял 352 грн.
По словам юристов, 352 гривни будут платить в будущем году только плательщики налога 1 группы (0,5 от минимального размера страхового взноса).
Кроме того, физические лица-предприниматели, за исключением тех, которые находятся на едином налоге 1 группы, с 2017 года будут обязаны платить ЕСВ в том числе за месяцы, в которых они не получили доход.
«+» ОТМЕНЕН 2% ПЕНСИОННЫЙ СБОР С ОБМЕНА ВАЛЮТЫ
«За» законопроект №5132 проголосовало 235 народных депутатов. Как известно, с 2015 года Верховная Рада повысила сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование с операций покупки иностранной валюты физическими лицами с 0,5% до 2%. Пенсионный сбор при покупке иностранной валюты (ставка 2%) платили только физические лица, которые осуществляли приобретение валюты исключительно в наличной форме (кроме физических лиц, которые покупали иностранную валюту для погашения кредитов).
«+» РАДА ПОЗВОЛИЛА АВИАСТРОИТЕЛЯМ НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Парламент внес изменения в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса по поддержке самолетостроительной отрасли, освободив от налогообложения до 2025 года субъекты самолетостроения. «За» законопроект №3457 проголосовали 253 депутата. Согласно объяснительной записке, законопроектом предусматривается предоставить субъектам самолетостроения, которые подпадают под действие норм статьи 2 Закона «О развитии самолетостроительной промышленности», налоговые льготы для налаживания полномасштабного серийного производства современных отечественных самолетов и улучшения финансового состояния с учетом среднего срока разработки, подготовки и оснащения серийного производства новых самолетов.
«-» РАДА ПРИНЯЛА ЗАКОН О СОЗДАНИИ ФИНПОЛИЦИИ И ЕДИНОГО РЕЕСТРА НДС
«За» законопроект №5368 проголосовали 240 народных депутатов.
Закон предусматривает внедрение единого публичного Реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС, в соответствии с которым средства, подлежащие возмещению, будут перечисляться в автоматическом режиме.
Также документ предусматривает ликвидацию налоговой милиции и создание нового органа — Финансовой полиции, деятельность которой будет регламентироваться отдельным законом.
Как известно, на заседании комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики во вторник, депутаты убрали из законопроекта предложение о передаче баз данных от ГФС в Минфин, которую правительство и Минфин ранее называли одной из ключевых антикоррупционных норм в этом проекте.
Минфин согласился с таким исключением, а глава комитета Нина Южанина сказала, что отказ от этой статьи является требованием Международного валютного фонда.
Комитет выступил с инициативой до 1 июля провести независимый аудит этих баз данных, после чего Кабинет Министров будет решать вопрос их мониторинга, администрирования и контроля.
«В прошлом году Южанина протащила отдельный реестр заявок на возмещение НДС для кланов, благодаря которому из бюджета было украдено 7 миллиардов гривен. В этом году она заблокировала передачу баз данных от ГФС и тем самым защитила налоговые ямы, конвертационные центры, операции с оффшорами. Оценить убытки нереально. Это миллиарды долларов в их кармане», — оценивает «успехи» эксперт Реанимационного Пакета Реформ Илья Несходовский.
«+» СОЗДАЕТСЯ АГЕНСТВО ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКСПОРТА УКРАИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Экспортно-кредитное агентство, в соответствии с Законом, будет осуществлять страхование, перестрахование, предоставлять гарантии по договорам, которые обеспечивают развитие экспорта, а также будет принимать участие в реализации программы частичной компенсации процентной ставки по экспортным кредитам.
«Украинское ЭКА будет страховать, гарантировать экспортные контракты украинских производителей и компенсировать процентные ставки по кредитам, как это принято во всех нормальных уважающих себя странах», — отметил народный депутат, соавтор законопроекта №2142а «О создании Украинского кредитно-экспортного агентства» Виктор ГАЛАСЮК.
В целом в мире таких агентств насчитывается свыше 70. Из всех стран Европы (включая Восточную Европу и даже Россию), комплексного агентства по развитию экспорта до сих пор нет только в Украине и Албании.
Как отметил в комментарии «Дню» Галасюк, приняв Закон, Рада наконец заложила фундамент для появления ЭКА. Сама же структура в реальности, по словам депутата, может появиться и заработать ближе к лету 2017 года.
«+/-» ПАРЛАМЕНТ ОДОБРИЛ ПОДНЯТИЕ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНЫЕ И ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
«За» законопроект №5132 проголосовали 235 народных депутатов.
По оценкам экспертов Украинского центра контроля над табаком, в результате повышения акциза цены на более дешевые сигареты в 2017 году вырастут до 20 гривен за пачку или более, на дорогие — до 40—50 гривен. Благодаря этому рынок сигарет прогнозируемо сократится на 10—11% до 67 млрд штук сигарет. Однако повышение акцизов принесет бюджету приблизительно 40 млрд грн в 2017 г., то есть на 7 млрд грн больше, чем в 2016 г.
«Из-за значительного давления табачного лобби в налоговом комитете депутаты провалили повышение адвалорной ставки акциза на табак, что позволило бы получить еще дополнительные 2 миллиарда грн в бюджет в 2017. В ручном режиме под руководством главы налогового комитета, несмотря на настояние Министерства финансов, адвалор был переголосован и отменен комитетом. Даже поддержанные ставки являются значительным шагом к уменьшению ценовой доступности сигарет», — отмечает руководитель Украинского центра контроля над табаком ГО «Жизнь» Андрей Скипальский.
Выпуск газеты №:
№234, (2016)Section
Подробности