37-й...
Компартия провела ритуальный съезд![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030624/4107-4-1_0.jpg)
Порядковый номер — XXXVII — состоявшегося в минувшие выходные съезда КПУ красноречиво свидетельствует о том, что, ведя отсчет от первого съезда украинских коммунистов (Москва, 1918 год), нынешняя КПУ несет ответственность за все «достижения» своих предшественников, включая голодоморы и репрессии. Весьма «конструктивная» позиция, особенно с учетом стремления сегодняшних украинских коммунистов «предложить народу» не оппозиционный, а «альтернативный» путь развития». Впрочем, обо всем по порядку.
Мероприятие прошло с размахом. Во всяком случае, чувствовалось, что хозяева стремятся к такому эффекту. Анонсы журналистам начали рассылать еще за две недели. Местом проведения был выбран Октябрьский дворец — пожалуй, самое «крутое» место, на которое реально могли рассчитывать коммунисты. Началось действо с довольно продолжительных приветствий делегатам вождя партии Петра Симоненко, все это время находящегося в президиуме в одиночестве. Затем на сцену были приглашены другие видные члены партии, а также гости. Последние заслуживают особого внимания. На съезд пожаловали почти три десятка иностранных делегаций. Причем не только дружественной КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым. Приехали левые товарищи из стран, где представить коммунистов при власти может только человек с очень развитой фантазией. Например, из Палестины и Японии.
Официально съезд был приурочен к 10-й годовщине возрождения КПУ, деятельность которой была запрещена в 1991 году. Согласно повестке дня, съезд заслушал политический отчет ЦК КПУ, внес изменения и дополнения в устав партии. Речь лидера КПУ Петра Симоненко была традиционно долгой. Выступая с трибуны, Петр Симоненко заявил, что КПУ является альтернативой правящему режиму. Комментируя это высказывание на пресс-конференции в перерыве съезда, а также отвечая на вопрос, чем отличается альтернатива от оппозиции, П. Симоненко заявил: «Оппозиция — это неопределенная политическая линия тех или иных политических и общественных структур в отношении курса, который проводится в государстве, оппозиция к власти или представителям власти, оппозиция к конкретному человеку». «Мы заявляем, что КПУ является альтернативой, и мы предлагаем альтернативный выбор для украинского общества, для граждан», — сказал он. Правда, кому или чему именно является в настоящий момент альтернативой Компартия Украины, так и осталось загадкой. Странным на этом фоне выглядело и высказывание Петра Симоненко о том, что коммунисты, в общем-то, не против интеграции Украины в ВТО и ЕС — ...при условии, что это не будет противоречить сближению Украины и России. (Парадокс в том, что Украине вряд ли нужно синхронизировать свои шаги в этом направлении с Россией, которая интегрироваться в упомянутые структуры явно не торопится.) Кстати, в интервью российской газете «Время новостей» накануне съезда «единственным гарантом дружеских отношений между Украиной и Россией» Петр Симоненко назвал ... «президента-коммуниста». Что бы это значило? Не может же лидер КПУ, как говорится, на полном серьезе подозревать президента РФ Владимира Путина в тайных симпатиях к коммунистам? А может, это свидетельство того, что и Компартии тоже отнюдь не чужды конъюнктурные соображения?..
Задачей украинских коммунистов сегодня Петр Симоненко назвал «организацию победы народно-демократической революции». При этом лидер КПУ подчеркнул, что коммунисты заинтересованы в мирном развитии этого процесса. Относительно политреформы Петр Симоненко сообщил на съезде, что фракция КПУ будет голосовать за законопроект об изменениях в Конституцию, разработанный специальной парламентской комиссией. По его мнению, выработать единый законопроект по политреформе на основе президентского и парламентского невозможно, поскольку эти документы базируются «на различных идеологических основах». В перерыве съезда Петр Симоненко и Геннадий Зюганов дали совместную пресс-конференцию. К слову, последний вел себя на форуме по-хозяйски, то и дело давал украинским коллегам советы, а также от имени российских коммунистов пообещал делиться с ними «интеллектуальным» опытом. Что же касается финансовой поддержки со стороны КПРФ кандидата от КПУ на будущих президентских выборах, то о ней речи быть не может, заявил, отвечая на «лобовой» вопрос одного из украинских журналистов, Г. Зюганов.
Таким образом, съезд Компартии дал целый ряд информационных поводов. Однако их реальный общественно-политический вес, как и вес принятых решений, заключающихся в незначительных изменениях к партийным документам и небольших кадровых перестановках, резко диссонирует с помпой, с которой это мероприятие проводилось. Важнейшие проблемы, стоящие в данный момент перед КПУ, достаточно очевидны. Что же касается вопроса о кандидате, то сложилось впечатление, что он преднамеренно замалчивался. По крайней мере, попытки разговорить на эту тему в кулуарах съезда нескольких депутатов-коммунистов ни к чему не привели. Ответ приблизительно один и тот же — не время еще об этом вести речь. Между тем стиль и место проведения съезда, обилие важных персон из-за рубежа, количество приглашенной прессы, совместная пресс-конференция Петра Симоненко с Геннадием Зюгановым, торжественные реляции в духе «Наше дело правое, победа будет за нами!», многократно звучавшие из уст как самого лидера, так и других выступавших (правда, не всех), и т.п. наводят на мысль, что главная цель действа — продемонстрировать всем, в том числе и собственным партийцам, две вещи. Во- первых: неправда, дескать, что Компартия на ладан дышит, есть еще, так сказать, порох в пороховницах. Во-вторых: к новым свершениям нас ведет товарищ Симоненко, альтернативы которому на капитанском мостике нет и быть не может. И то, что дважды он уже выборы проиграл, — не беда.
Правда, есть в КПУ и другие точки зрения. Одним из немногих «альтернативщиков» (правда, по своим причинам) в КПУ является Леонид Грач.
Подытоживая, можно сказать, что съезд не подал сигналов того, что КПУ готова стать проукраинской современной партией. Судя по всему, большую часть руководства Компартии вполне устраивает статус политического «рантье»: быть одним из главных «дилеров» протестных и ностальгических настроений.
Выпуск газеты №:
№107, (2003)Section
Подробности