450 списков
Представленный депутатской группой «Народовладдя» проект пропорционального закона о выборах заставил по- новому посмотреть на вопрос, из которого отдельные политики вывели достаточно сомнительную формулировку. Уже не первый год нам предлагают считать всех сторонников пропорциональной избирательной системы исключительно прогрессивными, а оппонентов именно такого способа народного волеизъявления исключительно консервативными, подверженными чрезмерному использованию админресурса.
Несмотря на достаточно тщательную пропаганду именно такого подхода к классификации отношения к выборам, чувствовалось, что это не совсем так. Особенно когда политики, не способные избраться даже в горсовет там, где их знают, стали законодателями благодаря существующей смешанной избирательной системе. О братьях, сыновьях, кумовьях и других близких к популярным политикам людях, прошедших в парламент по спискам за спинами лидеров, и говорить не приходится.
Предложенный «народовладцами» проект предусматривает партийные выборы в 450 округах, когда в каждом округе кандидатов выдвигают только партии и блоки партий. Идея партийных выборов доведена в проекте до грани, за которой она почти ничем не отличается от мажоритарной системы. Предлагаемый вариант свободен от недостатков «мажоритарки», потому что нельзя заявлять самовыдвиженцев- «двойников», и одновременно сводит к «нулю» возможность «торговли» местами в партийном списке. Формально же все пожелания любителей пропорциональных выборов учтены — выдвигайтесь от вашего блока или партии в каждом округе и побеждайте хоть во всех!
Подобная система применяется в ряде стран и также не свободна от недостатков. Если принять такой способ выборов, то партия, за которую проголосуют, например, 49% избирателей, может не получить ни одного места в парламенте. Зато именно такая система отсечет от выборов партии и блоки, просто не имеющие в своих рядах тех 450 кандидатов не на бумаге, а реально. К тому же такие выборы способны очень быстро осуществить политическую структуризацию общества, отбросив за борт большой политики добрую сотню маргинальных партий и избавив Минюст от рутинной работы по проверке этих политических структур на действительность.
Когда дорога в парламент проляжет исключительно через партийную определенность на выборах конкретных лиц, устранив вариант «пристройки к спискам», разве это будет плохо? Когда популярный политик или политикесса не смогут протянуть за собой в парламент «хвост» из нужных лично лидеру партии или блока людей, разве пострадает от этого отечественная демократия?
Проект пропорционального закона с 450 округами будет бесспорно поддержан крепкими мажоритарщиками, депутатами, которых хорошо знают в их избирательных округах, уверенными в своем авторитете среди избирателей. Таких среди наших парламентариев — меньшинство. Поэтому достоверность принятия именно такого варианта избирательного закона практически нулевая. В случае с предлагаемым вариантом избирательного закона налицо ситуация, когда важен не столько результат, сколько процесс обсуждения проекта группы «Народовладдя», если таковой будет иметь место. Даже воображаемая перспектива избираться не на партийном съезде, а в конкретном регионе, необходимость смотреть в глаза не только партийному лидеру, но и живым избирателям, без сомнения, вызовет бурную реакцию среди части депутатов Верховной Рады. Но дело стоит того, чтобы увидеть результат.
Выпуск газеты №:
№184, (2003)Section
Подробности