Аграрии не хотят быть «пиратами» на внешнем рынке
«Никто не против, все — за» — под таким лейтмотивом в Минагрополитики (МинАП) на днях прошло обсуждение перспектив вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Может быть, в последний раз украинские аграрии сверили координаты избранного курса: ведь, как заявил вице-премьер-министр Василий Роговой, Украина «практически находится на финишной прямой переговорного процесса» и рассчитывает уже в этом году перейти к следующему этапу работы — подготовке протокола рабочей группы по вступлению в ВТО.
Прогресс Украины на двусторонних переговорах особенно ощутим в той части, которая относится к сельскому хозяйству: по словам первого заместителя госсекретаря МинАП Юрия Лузана, уже согласовано более 95% тарифных таможенных предложений. Впрочем, обольщаться достигнутым пока не приходится, поскольку оставшаяся часть вопросов, по мнению В. Рогового, является совсем не простой. Прежде всего это относится к требованию Австралии, Бразилии, Кубы и некоторых других стран об установлении ежегодной квоты на импорт в Украину 200 тыс. тонн сахара-сырца (впоследствии эта квота должна быть доведена до 260 тыс. тонн). Ситуация, обрисованная вице-премьером, настолько серьезна, что возникшие разногласия стали чуть ли не главным тормозом на переговорах. Дело в том, что Украина в течение нескольких лет сама устанавливает такую квоту, поэтому, считает В. Роговой, в этом вопросе у нас нет возможностей для маневра и достаточных контраргументов. «Чтобы получить преимущества, необходимо согласиться на соответствующие уступки. Это аксиома переговорного процесса», — резюмировал В. Роговой. Минагрополитики не стало оспаривать эту точку зрения, и тут же в зале министр аграрной политики Сергей Рыжук сказал, что введение квоты не повлияет отрицательно на внутренний рынок сахара, емкость которого оценивается в 2 млн. тонн. Так и осталось непонятно, почему эта проблема не решилась раньше.
Что касается другого принципиального вопроса на переговорах — сохранения за Украиной государственной поддержки аграрного сектора на уровне $1,38 млрд. в год с постепенным ее сокращением на протяжении десяти лет, то здесь, подтвердил Ю. Лузан, наша позиция остается непоколебимой, несмотря на противодействие США, Канады, Австралии и других стран. По мнению Ю. Лузана, эта сумма намного уступает внутренней поддержке сельского хозяйства в развитых странах, и притом она просто несравнима с масштабами продовольственного рынка Украины, который в прошлом году оценивался в 84 млрд. грн. Серьезный урон в деле государственной поддержки села, как напомнил заместитель главы Администрации Президента Украины Павел Гайдуцкий, может вскоре произойти из-за того, что 1 января 2004 года истекает срок действия фиксированного сельскохозяйственного налога.
Даже не являясь членом ВТО, Украина активно экспортирует сельскохозяйственную продукцию: в 2001 году ее доля в структуре общего экспорта составила 17%, а в денежном выражении — $2,1 млрд. Между тем экспортный потенциал украинского аграрного сектора гораздо выше и полностью он может быть реализован только в рамках ВТО. «Сейчас, к большому сожалению, нам приходится быть немного пиратами: либо торговать по заниженным ценам и получать антидемпинговые процессы, либо пользоваться услугами посредников, которые оставляют сельхозпроизводителя ни с чем», — сетует народный депутат Украины Иван Кириленко. По словам Ю. Лузана, украинский сельскохозяйственный экспорт носит эпизодический характер и имеет преимущественно сырьевую направленность, вследствие чего Украина до сих пор не завоевала постоянного статуса на мировом рынке. Только при экспорте зерна в 2001 году, если сравнивать с ценами продаж мировых производителей этой продукции, Украина потеряла свыше 1 млрд. грн. Присоединение Украины к ВТО, считает Ю. Лузан, позволит ей получить максимальный доступ на мировые продовольственные рынки и установить с ними паритетные отношения.
Для стран, готовящихся стать членами ВТО, немаловажно и то обстоятельство, что в этой организации недавно произошла смена руководства. Как сообщает Страна.Ru со ссылкой на РИА «Новости», новый генеральный директор ВТО Супачай Панитчпакди является сторонником упрощения и ускорения действующей процедуры вступления в ВТО. По его мнению, процедура приема должна ограничиваться 3—4 годами. Это может означать, что ВТО займется изменением правил игры, но произойдет это, конечно, не так скоро, как нам хотелось бы.
Выпуск газеты №:
№173, (2002)Section
Подробности