Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Владимир ГОРБУЛИН: «Военно-техническая география» будет расширяться
21 сентября, 00:00
С начала 2002 г. подготовка и проведение мероприятий по участию Украины в международных выставках были возложены на Госкомиссию по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины. Defense-Express попросил прокомментировать организацию в Киеве международного авиакосмического салона «АВІАСВІТ-ХХI», а также перспективы этого форума главу Госкомиссии Владимира ГОРБУЛИНА.

— Владимир Павлович, что на «Авіасвіте» можно считать украинской изюминкой?

— Сегодня авиакосмические салоны и международные оружейные выставки на своей территории проводят гораздо больше стран, чем непосредственно создатели и производители сложной техники. Круг выставочных держав уже давно расширился за пределы даже тех участников мирового рынка, которые приобрели лицензии. Например, выставки на собственной территории уже проводят такие государства как Индия, Малайзия, Пакистан, Иран, ОАЭ и ряд других. Украина, на территории которой в течение полстолетия разрабатывались и производились наиболее современные ракеты и самые мощные по грузоподъемности самолеты, просто обязана быть выставочной державой. Поэтому главной изюминкой можно считать, что наши «Мрія», «Руслан», Ан-70, Ан 140, Ан-74ТК-300, и еще целый рядразработок в области авиастроения, космоса, ракетостроения, радиолокации будут продемонстрированы в Киеве, все вместе. Ни на одной зарубежной выставке это сделать бы не удалось. Еще одна важная тенденция в развитии украинского «Авіасвіта» — это расширение спектра демонстрируемой продукции. Теперь на выставке можно увидеть не только самолеты, но и, скажем, недавно разработанную цифровую антенную решетку для создающихся средств радиолокации, основанных на новых принципах. Или систему оптико-электронного противодействия высокоточному оружию, которая практически позволяет избежать поражения от оружия с использованием лазерного наведения. У этих разработок, безусловно, обнадеживающие перспективы, и особенно, после прошлогодних событий 11 сентября. Актуальность защиты стратегических объектов сегодня резко возросла, и для высокотехнологических отраслей ОПК Украины чрезвычайно важно иметь возможность показать это всему миру. А потенциальным партнерам и заказчикам надо дать возможность присмотреться к отечественным разработкам и технологиям.

— Избитый, и может быть, несколько болезненный вопрос: что можно сказать о нынешнем финансировании авиационной и ракетно-космической отраслей? И что делать сейчас, когда средств не хватает?

— Каждая страна стремится к тому, чтобы иметь свои замкнутые циклы производства, и особенно в таких наукоемких отраслях как авиастроение и ракетно-космическая техника. В Украине исторически существует замкнутый цикл производства транспортных и военно-транспортных самолетов, и его сохранение — дело чести нынешних руководителей, непосредственно причастных к этой отрасли. В современных условиях Украине необходимо активнее искать пути интеграции с иностранными разработчиками и производителями. Проводить реструктуризацию и акционирование предприятий для обеспечения возможности появления интенриванных структур сначала внутри государства, а потом — и вхождения в транстациональные корпорации и финансово-промышленные группы. Нужно, чтобы Ан-70 и ракетоноситель «Днепр» не оставались удачными совместными проектами в единственном числе, чтобы они были лишь первыми из многих. Ну, а если говорить о перспективах финансирования, необходим баланс коропоративного и государственного финансирования в таких чувствительных наукоемких отраслях как авиастроительная и ракетно-космическая. Но даже опыт западно-европейских государств говорит о том, что такой симбиоз не вечен — роль государственных средств там все меньше, зато политический вес держав в значительной степени направляется в русло обеспечения корпоративных интересов. Для отечественных предприятий отрасли важно уяснить — ожидание подачек от государства мало что может изменить. Необходимо действовать.

— Как можно оценить ситуацию с разделом интеллектуальной собственности?

— Безусловно, это не простой вопрос. Если говорить об интеллектуальной собственности на разработки исключительно украинского происхождения, тут надо жестко стоять на защите отечественных прав. Но если речь идет о проектах, начавшихся еще во времена СССР, нужно искать компромиссы. Тем более, что совместный выход на рынки некоторых третьих стран может оказаться успешным лишь при условии такого партнерства.

— Вы назвали удачные совместные проекты с Россией. А с кем еще, кроме России, может выступить Украина?

— Сегодня можно отметить довольно тесное сотрудничество с французами. Например, с фирмами — «Sagem» и «Giat Industry». Переговорный процесс позволяет надеяться на успех такого сотрудничества. Большие перспективы я вижу в сотрудничестве с немецкими и израильскими промышленными структурами. В частности, в области авиации, и еще в некоторых других областях. Поэтому, есть все основания полагать, что такой подход Украины к военно-технической географии может привнести в промышленную сферу Украины оживление и активизировать работу по многих направлениям, где она либо ведется вяло, либо приостановлена в силу финансовых ограничений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать