Aлександр КОВТУНЕНКО: «Два Виктора разводят одну Юлию»

Де-юре в оппозиции, де- факто в коалиции. Именно в таком, «подвешенном» состоянии находится нынче народный депутат от фракции БЮТ Александр Ковтуненко. На прошлой неделе его заявление о переходе в лагерь правящего большинства вызвало эффект информационной бомбы. Ведь аналитики в унисон заявляли о том, что, вероятными «эмигрантами» от блока Тимошенко в коалицию станут представители большого бизнеса, такие как, скажем, Богдан Губский или Константин Жеваго. Однако никто не ожидал, что идеологические «лица» БЮТ — Александр Ковтуненко, Олег Надоша, Владимир Ткаченко и Сергей Полищук покинут оппозиционный лагерь. Однако эта история в который раз подтвердила то, что отечественная политика и последовательность — априори несовместимы. В интервью «Дню» господин Ковтуненко попытался объяснить свой поступок.
Подоконник, рабочий стол и стены кабинета Александра Ковтуненко все еще украшают фотоснимки госпожи Тимошенко...
Это фото вышло в «Дне» 8 июля 2006 года (с текстовкой: такой Юлю мы еще не видели...) в день, когда Верховная Рада избрала спикером Александра Мороза, а в самом парламенте состоялся «системный сдвиг». Сегодня, во время визита во Францию, Юлия Тимошенко заявляет, что проволочка с роспуском парламента является предательством национальных интересов Украины, сообщает korrespondent.net со ссылкой на УНИАН. По убеждению Тимошенко, парламент следовало бы распустить «еще вчера, и то, что это сделано не было, отбрасывает Украину назад в демократическом развитии». «У Президента, — говорит она, — есть все основания подписать указ о роспуске ВР и досрочных парламентских выборах». Как известно, отметила лидер БЮТ, в соответствии с законодательством коалиция должна быть сформирована исключительно парламентскими фракциями и участие в этом отдельных депутатов не предусмотрено, поэтому нынешняя коалиция является нелегитимной. Также она подчеркнула, что роспуск парламента Президентом правомерен на основании статьи 102 Конституции Украины (в ст. 102 речь идет о том, что Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и воли человека и гражданина). По словам лидера БЮТ, поскольку формирование конституционного большинства состоялось на коррупционных принципах, идет массовая продажа должностей в правительстве и этих должностей хронически не хватает, создается впечатление, что вскоре правительству придется работать в две смены, чтобы решить вопрос трудоустройства всех, кому нужна должность за предательство демократических принципов. Поэтому, отметила Тимошенко, с каждым днем от деятельности этого правительства Украина теряет возможности для демократического развития страны и только досрочные выборы дают нам шанс. На вопрос журналистов, не боится ли она, что спикер и премьер отговорят Президента от досрочных выборов, лидер БЮТ ответила: «Боюсь, поэтому быстро возвращаюсь в Украину».
— Александр Владимирович, ваш переход в коалицию обсуждался с коллегами по фракции или бютовцами?
— Я не сообщал заранее о своем решении. Вечером я принял решение, а утром Мороз зачитал заявление.
— А не считаете ли вы такое поведение, мягко говоря, некорректным?
— Вы знаете, когда я узнал о том, что втайне от депутатов фракции БЮТ четыре сотрудника аппарата Тимошенко сотрудничают с Витренко, то о корректности как-то не задумывался.
— Однако госпожа Витренко публично опровергла всевозможные отношения с БЮТ.
— Поверьте, она скоро это подтвердит. Как только команду соответствующую получит, так сразу и признается.
— Допустим тайное сотрудничество между БЮТ и прогрессивными социалистами Витренко было. Вы — вчерашний оппозиционер сегодня также будете работать с теми, кого вчера называли едва ли не злоумышленниками.
— После того как я узнал, что за спиной фракции ведется сотрудничество с прогрессивными социалистами, я понял, что в политике, возможно, все, даже самое, казалось бы, невозможное. Кстати, я допускаю, что сотрудничество с Витренко далеко не единственная тайная спецоперация руководства БЮТ.
— Что вы имеете в виду?
— Например, я до конца еще не осознал, каким образом мы проголосовали за закон о Кабмине и кто, собственно, был ключевым переговорщиком между Партией регионов и БЮТ. У меня есть информация о том, кто реально вел эти переговоры, и если она подтвердится, поверьте, это будет «бомба» на порядок мощнее, нежели сотрудничество с Витренко.
— Вы можете назвать фамилию этого человека?
— Нет.
— А намекнуть?
— Да: этого человека называют демоном украинской политики. Все, я сказал все, что мог.
— С кем из представителей коалиции вы обсуждали свой переход?
— Ни с кем.
— То есть, другими словами, депутат Ковтуненко вечером принимает решение перейти в лагерь правящего большинства, и руководство ВР и коалиции принимает вас в свои ряды без каких-либо вопросов? Морозу, Мартынюку, координатору большинства госпоже Богатыревой не было интересно узнать, почему столь рьяный оппозиционер Ковтуненко вдруг решил кардинально изменить свои убеждения?
— Нет. Никто меня ни о чем не спрашивал. Все депутаты, в том числе и Александр Мороз знают о том, что я всегда работал и работаю на украинское государство. Поэтому моя фамилия была воспринята позитивно, поскольку я, подчеркиваю, работаю на национальные интересы, а не национальное противостояние.
— Если, как вы говорите, никто из коалиционеров не переубеждал вас перейти в ряды большинства, что привело вас к мысли о необходимости смены парламентской прописки?
— Знаете, совсем недавно на Бессарабском рынке ко мне подошла пожилая женщина. Она сказала, что поддерживает Юлию Владимировну, но вместе с тем попросила: «Не делайте гражданской войны». Я попытался с ней поспорить, ведь назвать перевыборы, к которым призывает БЮТ, гражданской войной вряд ли возможно. Но она настаивала на том, что БЮТ ведет агрессивную политику. Так вот, я пообщался с этой женщиной и забыл наш разговор, но в памяти этот диалог отложился. Очевидно, с этим настроением я пришел на заседание комитета, на котором рассматривался вопрос о злоупотреблениях бывшего руководства НАК «Нефтегаз». Заседание вела Александровская (Алла Александровская, Компартия. — Ред. ). Все происходило в ужасной атмосфере: оппозиции не давали не то что права слова, но и отказывались предоставить документы по делу для ознакомления. Тогда у меня, кстати, впервые в жизни возникло сильное желание задушить одного депутата из Партии регионов, который сидел рядом со мной. Да, я знаю, что это политика, но эта неадекватная реакция заставила меня задуматься над тем, что пора немедленно останавливать этот процесс. Я задался вопросом: что я делаю в жизни? Что мы сделали вместе в 2004-м? В 2006 году? Почему мы как политики делим страну на две части? Почему у нас нет лидера, который бы объединил всю страну? Реально последние годы в Украине нет политики, поскольку идет борьба «стенка на стенку», и я понял, что такая линия — подталкивание к общественному противостоянию… Возможно, мне не нравятся многие представители коалиции, возможно, меня дергает при одном их виде, но вместе с тем, я не хочу дальше быть участником чужой шоу-программы.
— Позиция БЮТ — это чужая шоу- программа?
— Позиция БЮТ выглядит следующим образом: Тимошенко Юлия Владимировна встречается с Виктором Андреевичем и считает, что он работает в режиме оппозиции и обещает распустить парламент в ближайшее время. Хотя мы видели, что реально Президент больше сотрудничает с Виктором Федоровичем. И когда мы голосовали по вопросу сотрудничества с «Нашей Украиной» половина фракции не поддерживала руководство и высказывалась против, но, к сожалению, мы поддавались решению лидеров фракции. Но мы же видим, что как только мы с Ющенко, то проигрываем все, что можно проиграть! А как только Тимошенко выступает как самостоятельная политическая сила, БЮТ выигрывает. Именно таким образом мы выиграли Закон «Об императивном мандате», в первом чтении «Закон об оппозиции». Но как только мы стали в стойло к Ющенко, начали снова проигрывать: мы опять оказались в подвале или у электрощитовой. Такие методы работы — не политика взрослых людей, это безответственное детство. Мы ведь не должны забывать о том, что в стране живет почти 47 миллионов человек, и мы не имеем права так себя вести! Знаете, я последний раз выключал свет в девчачьей раздевалке в седьмом классе… А тут не школа, тут парламент и за неадекватные действия нужно нести ответственность.
Ведь мы как народные депутаты давали клятву не партии, не лидеру партии, не Президенту, а народу Украины и государству. И в клятве черным по белому написано, что мы должны служить интересам всего украинского народа. Я подчеркиваю, всего, а не той его части, которая нас поддержала на выборах.
— Что, кому и зачем, вы, Олег Надоша, Владимир Ткаченко, Сергей Полищук попытались доказать, неожиданно перейдя в лагерь оппонентов?
— Я уже говорил о том, что БЮТ разделился на два лагеря. Тех, кто искренне верил, что Ющенко работает на стороне Тимошенко, было около двенадцати человек, а тех, кто считал, что мы должны работать, как отдельная политическая сила, было на порядок больше. Так вот, в то время как большая часть фракции понимает, что Ющенко нас использует, Юлия Владимировна придерживается иной точки зрения. К огромному сожалению, а может счастью, тот политический десант, который мы совершили, засвидетельствовал то, что Ющенко играет не с БЮТ, а против. Мы, перейдя в коалицию, фактически создали предпосылки для роспуска парламента. Ведь индивидуальное членство в коалиции не предусмотрено законом. Таким образом, мы четко показали, на чьей стороне играет Президент. К слову, мне стало известно о том, что новое название коалиции придумал именно Ющенко и рекомендовал применить его Виктору Федоровичу. Это один факт. Есть и второй: например, у меня возникает вопрос: куда после увольнения с поста министра экономики, который отдали Кинаху, девался господин Макуха? Я вам скажу, куда! Макуху предварительно должны были отправить послом в Японию, а в конечном итоге он стал первым заместителем Яценюка. А министр иностранных дел это ведь полностью президентская квота! После дальновидного анализа таких рокировок, можно прийти к выводу: сейчас два Виктора разводят одну Юлию, вот и все. Кстати, тот факт, с какой легкостью Яценюк сбежал от Президента к Януковичу, также о многом говорит.
— Что значит, убежал? Виктор Ющенко сам внес его кандидатуру.
— Я думаю, все же, сбежал. Помните, как у этих молодых людей глаза горели, когда они пришли в Секретариат? Тогда они говорили, что многого достигнут, и что в итоге? Назовите мне хоть один результат Яценюка в Секретариате Президента!
— Что вы намерены делать дальше?
— Мне уже звонили двa регионалa, которые готовы присоединиться к межфракционному объединению, которое мы вскоре планируем создать. Знаете, ведь в Партии регионов тоже есть нормальные люди, которые осуждают эскалацию и революционные действия. К нашей группе также присоединятся представители БЮТ, которые не согласны с революционной риторикой и линией поведение руководства. И мы будем «бить» по головам политиков из всех лагерей, которыe призывают к противостоянию, бунту. А мы позиционируем себя как миротворцы.
— Александр Ковтуненко, как субъект коалиции, будет голосовать в унисон с большинством?
— Я буду голосовать в унисон и с БЮТ, но всегда здраво мыслить, имея при этом собственную позицию.
— Не задумывались ли вы над тем, что ваш демарш, во- первых, нанес мощный удар как по позициям объединенной парламентской оппозиции, так и по фракции БЮТ в частности, и, во-вторых, дал зеленый свет депутатам от БЮТ и НУ, которые хотели перейти в коалицию, но не решались?
— Не может один Ковтуненко разрушить всю оппозицию. А вообще, я думаю, что к концу недели нам следует ждать указа о роспуске парламента, не даром ведь Балога ночью судей КС собирал (интервью от 27 марта. — Aвт. )
— Александр Владимирович, не кажется ли вам, что вы сами себе противоречите. Во- первых, называя себя миротворцем, ожидаете избирательной кампании, которая отнюдь не будет мирной. Во- вторых, говоря о том, что Ющенко играет с Януковичем против Тимошенко, заявляете, что Президент осуществит заветную мечту лидера БЮТ и распустит ВР.
— В данном случае есть два выхода из конфликтной ситуации. Первый, провести демократические, прозрачные выборы. Второй — шаг на встречу, как с одной, так и с другой стороны.
— Вы действительно всерьез верите, что второй вариант возможен?
— А третьего не дано. На следующих президентских всенародных выборах в 2009 году при рейтинге Ющенко в три процента, даже если его поддержит БЮТ, мы все равно проиграем! Можете себе представить, кто будет Президентом, кто будет премьером? Где мы тогда будем? А что делает Ющенко сейчас? Он оговаривает для себя с Морозом и Януковичем право повторного президентства на досрочных выборах в парламенте.
— Виктор Ющенко публично критикует перспективу избрания президента в парламенте…
— Я уверен, что вскоре мы сможем увидеть, как коалиция единогласно поддержит Президента Ющенко в парламенте.
— Когда у коалиции будет триста голосов?
— Виктор Ющенко постепенно вводит голоса в коалицию. Постепенно потому, что бы не потерять свой электорат на Западе. Сначала был Кинах — как тест, вскоре вы увидите еще, как минимум, две группы. Я думаю, что от «Нашей Украины» в коалицию перейдет сорок человек.
— А от БЮТ?
— Не в том суть, кто перейдет. Мы ведь переходим не в Госдуму или польский Сейм.
— Вы можете дать четкий ответ на вопрос: Александр Ковтуненко сейчас на чьей стороне?
— На стороне Украины.
— А если говорить о лидерах?
— Я до сих пор считаю, что наилучший менеджер для Украины — это Юлия Тимошенко.
— Вы не жалеете о своем переходе в коалицию?
— Если на этой неделе будет указ Президента о роспуске парламента, я буду героем.
— Лидер БЮТ заявила, что цена вашего демарша миллионы долларов. Известны ли вам факты подкупа бютовцев или это лишь риторика Тимошенко?
— Скорее всего, риторика. Откровенно говоря, мне кажется, что когда речь заходит о больших деньгах, человек судит так, как он бы поступил в той или иной ситуации. То есть в этот момент, каждый в какой- то мере фактически выказывает свои мечты. Это психология.
Выпуск газеты №:
№54, (2007)Section
Подробности