Перейти к основному содержанию

Александр КУЦЫЙ: «У нас собрано достаточно доказательств...»

10 сентября, 00:00
Уже в третий раз Генеральная прокуратура Украины направила в Верховную Раду представление о привлечении к уголовной ответственности народного депутата Юлии Тимошенко. И, судя по всему, собирается довести это дело до суда. Что, по мнению Генпрокуратуры, должно убедить депутатов в этот раз проголосовать «за»? Каковы перспективы этого дела в случае негативного голосования в парламенте? Об этом — в интервью (записанном на прошлой неделе) с начальником главного следственного управления Генпрокуратуры Александром КУЦЫМ.

— Известно, что на днях Верховная Рада, возможно, будет рассматривать представление Генеральной прокуратуры на лишение лидера БЮТ Юлии Тимошенко депутатской неприкосновенности с тем, чтобы структура, которую вы представляете, довела дело до суда. Со стороны оппозиции уже не раз звучали обвинения в адрес прокуратуры в политической мотивации представления и выборочном применении закона. Как вы это прокомментируете?

— Генеральный прокурор Святослав Пискун, отвечая на вопросы журналистов, очень верно отметил попытки некоторых депутатов показать в прессе, что это политическое дело, что это «заказ» высшего руководства страны, что Юлию Тимошенко преследуют и не дают ей жить и работать. Но ведь даже несведущий в юриспруденции человек поймет, что собрать более 5 тысяч томов материалов «по заказу» на невиновного невозможно. А чтобы отмести обвинения в предвзятости нынешнего Генерального прокурора Украины, достаточно заметить, что уголовное дело было возбуждено и расследовалось еще тогда, когда Святослав Пискун не занимал данный пост.

Кстати, это уголовное дело касается не только Юлии Тимошенко. По нему проходит большая организованная группа, в которой участвовал и бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко, сама Юлия Тимошенко, ее родственники и коллеги по работе в ПФК «ЕЭСУ». У нас собраны достаточные доказательства, которые дают основания предъявить ей обвинение в совершении ряда преступлений. Причем эти доказательства собраны не только в нашем государстве, но и в ряде других стран, в частности в таких, о которых большинство наших граждан знает понаслышке. Например, в так называемых оффшорных зонах, на острове Джерси, где я лично побывал, выявлены счета Лазаренко на $148 миллионов. Все эти факты мы собирали по крупицам, и поверьте, очень сложно получить подобную информацию именно в таких государствах и оффшорных зонах.

Если же Тимошенко утверждает, что это «заказное дело», то почему она так избегает его судебного рассмотрения? Ведь только суд сможет установить ее «невиновность» и снять с нее необоснованные, как она считает, обвинения.

Мы уже в третий раз направляем в Верховную Раду Украины представление о лишении депутатской неприкосновенности Юлии Тимошенко, но пока безрезультатно. С одной стороны, это и неудивительно, ведь в состав комитета Верховной Рады, который обязан предварительно рассмотреть это представление, входят и члены возглавляемого ею же блока БЮТ. Какую они могут дать оценку собранным нами материалам, если, к тому же, в отношении двоих членов этого комитета — Степана Хмары и Александра Турчинова — мы также направили в Верховную Раду Украины представление о даче согласия на привлечение их к уголовной ответственности?

— Какие аргументы, по вашему мнению, должны убедить депутатов удовлетворить представление Генпрокуратуры?

— Прежде всего, собранные нами доказательства. Также одними из наиболее весомых являются факты, установленные американскими правоохранительными органами, на основании которых в США предъявлено обвинение Павлу Лазаренко. Так, у нас есть материалы, подтверждающие, что Юлия Владимировна перевела на счета Лазаренко в качестве взятки $ 86 миллионов 880 тысяч. То есть речь идет уже об уголовном деле международного масштаба и доказательствах, полученных в рамках международно-правового сотрудничества нескольких стран. Одновременно вырисовывается интересная картина: Лазаренко привлекается к уголовной ответственности в США за получение взяток от Ю. Тимошенко, которая у нас в это же время, как она заявляет, «борется с тоталитарным режимом». Любому другому на ее месте давно бы уже было предъявлено обвинение, даже за значительно меньшие суммы взяток или хищений, а ведь нами собраны доказательства, подтверждающие ее причастность к хищению более чем $ 2 миллиардов — это четвертая часть всего бюджета Украины. И хотя определенные силы пытаются представить Ю. Тимошенко как украинскую Жанну д’Арк, это ни в коей мере не может повлиять на установленные в ходе досудебного следствия факты. Если же мы в чем-то не правы, то это может установить только суд.

В связи с этим кто-то вспомнит, что Апелляционный суд Киевской области прекратил все уголовные дела в отношении Ю. Тимошенко. Но и этому есть простое объяснение. Когда Генеральная прокуратура получила это решение суда, я обнаружил, что в нем отсутствует упоминание о прекращении одного уголовного дела. А на следующий день к нам поступила новая копия этого же решения, в котором мы обнаружили более 200 несовпадений с первоначальным вариантом. Позже детальное исследование выявило более тысячи различных несоответствий, значительная часть которых существенно изменяла смысл принятого судом решения и порождала абсолютно новые правовые последствия. Эти несоответствия пытались объяснить ошибкой секретаря, но в это трудно поверить, не говоря уже о недопустимости подобного рода «исправления» судебных решений. Мы назначили и провели судебно-психологическую экспертизу, которая подтвердила, что человек с нормальной психикой такое количество «ошибок» при печатании 7 листов допустить не может, а также компьютерную экспертизу, которая буквально по секундам позволяет установить, когда и как именно исправлялся текст документа. То есть, по нашему мнению, подобные исправления в текст судебного решения были внесены умышленно.

— А почему Апелляционный суд вынес такое, как вы считаете, неадекватное решение?

— В ближайшее время, где-то к концу сентября — началу октября, мы закончим расследование по этому уголовному делу и с учетом всех собранных нами доказательств сможем более детально ответить на этот вопрос.

— В начале сентября в СМИ был распространен текст обращения сотрудников Генпрокуратуры к народным депутатам с просьбой объективно рассмотреть представление о привлечении к уголовной ответственности Юлии Тимошенко. Что заставило ваших коллег написать такое обращение?

— Хочу отметить, что в следственно-оперативной группе по уголовному делу Тимошенко было задействовано около 150 человек, в том числе следователей и оперативных работников, откомандированных из других регионов Украины. Многие из них длительное время работали буквально на износ, без отпусков и выходных, были лишены общения со своими семьями. Никто из них не хочет оказаться Дон Кихотом, борющимся с ветряными мельницами, и вполне естественно, что они возмущены тем, что была проделана огромная работа, однако не по их вине нет результатов. Единственное, чего они добиваются, — это объективного, непредвзятого рассмотрения нашего представления в Верховной Раде Украины.

— Если все-таки дойдет до голосования, каким, по вашему мнению, будет решение Верховной Рады и о чем могут свидетельствовать результаты голосования?

— Я беседовал со многими народными депутатами. Все они умудренные жизненным опытом люди, переживающие за судьбу нашего государства. И потому многие готовы голосовать «за». Да, я понимаю, что в Украине, как и во многих других странах мира, существует депутатская неприкосновенность. Но я публично прошу депутатов, чтобы они, как это делается и в других странах, объективно подошли к рассмотрению этого вопроса. Ведь Юлия Тимошенко, выступая с трибуны парламента в свою защиту, приводит аргументы, которые не выдерживают никакой критики. Все, о чем она говорит, сводится к тому, что ее умышленно «преследуют». Поэтому я очень хочу, чтобы материалы, переданные нами в Верховную Раду, были изучены соответствующим комитетом и рабочей группой депутатов-юристов, которые могли бы беспристрастно оценить, есть в этих документах доказательства совершения преступлений или нет. Мне кажется, что сегодня есть все основания полагать, что депутаты примут правильное решение.

— Большую часть депутатов парламента нынешнего созыва трудно назвать сторонниками Юлии Тимошенко. И тем не менее многие сомневаются, что парламентарии проголосуют за привлечение ее к ответственности...

— Я думаю, должен восторжествовать разумный, взвешенный подход. Если же нет, то это будет большой минус для всей Украины, который не добавит авторитета ни Верховной Раде, ни государству. Вспомните, в свое время Верховная Рада так же долго рассматривала аналогичный вопрос по Лазаренко, что позволило ему скрыться из страны.

Кстати, уголовное дело, которое мы хотим направить в суд — это только видимая часть айсберга. У нас есть еще материалы, над которыми мы работаем до сих пор.

— В интервью журналистам накануне первого заседания сессии Юлия Тимошенко сообщила о том, что на согласительном совете в руководстве парламента было принято решение заслушать информацию Генерального прокурора о состоянии законности в Украине. На этом настаивали как раз оппозиционные фракции. Как вы думаете, есть ли связь между вашим представлением и желанием депутатов послушать Генпрокурора?

— Я думаю, что Юлия Тимошенко как раз и постарается использовать этот повод исключительно в своих интересах. Однако, повторюсь, расследование уголовного дела происходило и будет происходить в соответствии с нормами закона, вне зависимости от того, кто руководит Генеральной прокуратурой Украины.

— Все-таки упорство Генпрокуратуры в деле Тимошенко не может не вызывать вопросов. У нее одной, по-вашему, в Украине не все в порядке с «биографией»?

— Я хочу напомнить о существовании презумпции невиновности. Сегодня мы можем говорить только по тем уголовным делам, по которым собраны достаточные доказательства для предъявления конкретных обвинений конкретным лицам в совершении конкретных преступлений.

— Что еще сделала Генпрокуратура, чтобы на этот раз получить согласие парламента?

— В прошлый раз, когда мы вносили аналогичное представление, Юлия Тимошенко в своем выступлении в сессионном зале парламента привела около 40 якобы доказательств своей невиновности и нашей предвзятости. Мы проанализировали приведенные ею аргументы, и теперь на все вопросы Юлии Тимошенко у нас есть ответы. Хотя уже тогда было видно, что многие ее так называемые доказательства несостоятельны. К примеру, она заявила о том, что у нее есть заключение бухгалтерской экспертизы, которая опровергает определенную часть наших обвинений. Мы провели еще одну бухгалтерскую экспертизу с привлечением высокопрофессиональных специалистов, которая подтвердила объективность наших обвинений, предъявленных Юлии Владимировне.

Собраны новые дополнительные доказательства, в том числе и с помощью правоохранительных органов других государств. И если дело все же дойдет до суда, то я уверен, что суд вынесет справедливое решение.

— Откуда такая уверенность? Ведь однажды суд ее уже оправдал. Да и с экспертизами, о которых вы только что говорили, странно получается. Одна свидетельствует о невиновности, другая — о финансовом преступлении. Что происходит? И кому в этой ситуации верить? Ведь из ваших слов получается, что суд может быть предвзятым, а значит предвзятым по отношению к любой стороне?

— Как руководитель следственной группы я не теряю надежды на объективность судов, несмотря на то, что отдельные из них несколько предвзято подошли к рассмотрению этого дела (речь идет о прекращении ряда уголовных дел в отношении Тимошенко Ю.В.). Именно поэтому по нашим протестам они были либо отменены, либо их законность в настоящее время проверяется вышестоящими судами.

Кстати, скоро Печерский районный суд должен вынести приговор гражданину Аленину, который обвиняется в совершении ряда преступлений в соучастии с Александром Тимошенко. Если его вина будет доказана, это послужит доказательством нашей правоты.

— Это еще один вариант развития событий?

— Да. И мы надеемся, что Печерский суд отнесется к этому делу объективно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать