Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Анатолий МАТВИЕНКО: «Я предлагаю для Крыма политику украинства, а не украинизации...»

29 июня, 20:30
АНАТОЛИЙ МАТВИЕНКО

С новым главой правительства Крыма определялись долго. В результате этот пост занял Анатолий Матвиенко. В прошлом — комсомольский работник (1997—1990 гг.), президент Украинского центра экономических и социологических исследований (1990—1996 гг.), глава Винницкой обладминистрации (1996—1998), лидер партии «Собор», народный депутат Украины нескольких созывов, глава комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. Новому председателю Совета министров Крымской автономии предстоит решать немало вопросов, в том числе — как остановить отток с полуострова инвестиций. Об этом, а также о других задачах и проблемах — в интервью «Дню».

— Анатолий Сергеевич, ваш предшественник Сергей Куницын как-то сказал, что он поддерживает вас как политик, однако у вас есть два серьезных недостатка: у вас еще нет команды и вы еще не знаете Крыма. Следовательно — как идет узнавание Крыма, что вас поразило, что вам понравилось, что не понравилось? Как быстро вы сможете сказать, что уже достаточно знаете Крым?

— Крым — это такой исторический, естественный и социальный феномен, который нужно узнавать всю жизнь. Узнав, насколько он глубок, я думаю, что в совершенстве и полностью его знают только единицы. В моем случае речь идет о знаниях, достаточных для управления, и я думаю, что для этого нужно не так уже и много времени. Во всяком случае, за последние недели я узнал много интересного. Например, я давно знал, что только городам здесь по 25—26 веков, а Симферополь почему-то празднует 221-ю годовщину, и я удивляюсь: насколько нужно себя не уважать, хотя бы депутатам горсовета и городскому голове, чтобы считать, что до Екатерины II и Потемкина здесь вообще ничего не было. Почему не принимается во внимание история города Ак-Мечеть? Странно как-то, что до этого времени никто даже не подумал: ведь еще и сейчас сохранилась большая часть города, которая называется «старый город», существовавшего до основания нынешнего Симферополя. Так откуда он взялся и сколько ему лет? Я думаю, что если Неаполь-Скифский был здесь в свое время столицей государства, пусть и скифского, то вообще нет никаких оснований праздновать только 221-й год! А все празднуют и молчат! Это как же нужно было зомбировать людей, чтобы они не требовали настоящего знания Крыма!

Что касается команды, то я действительно не привез с собой команду людей, исключительно с которыми я бы работал. Для чего? Чтобы и их обвиняли в незнании Крыма? Поэтому передо мной стоит значительно более сложное задание, которое, по моему мнению, успешно решается: здесь есть много людей, которые по-настоящему любят Крым и заботятся о его настоящем росте, готовы самоотверженно для этого работать, а потому я в одной команде именно с такими людьми и выполняю роль главы правительства. Разве нет примеров, когда управленческие команды создавались на месте? Есть, и я уверен, что так будет и в этот раз, я с самого начала планировал опираться на местных профессионалов, сочетать их опыт и свое управление.

Прежде всего, меня поразило то, что я увидел: определение «мятежный», «беспокойный», «нестабильный» Крым — это вымысел политиков. Кому-то было даже выгодно надуваться и делать вид, что он работает в таком сложном регионе. На самом деле Крым является нормальным, правда несколько специфическим, не без проблем, конечно, регионом Украины, но все проблемы здесь не фатальны, они могут быть успешно решены. Богатство Крыма — в богатстве его этноса. Русская община имеет право на сохранение своей культуры и идентичности, и это следует уважать. Потому что подавляющее большинство понимает, что нужно строить Украину. А удивили меня украинцы, 24% которых здесь даже не слышно. Никто так быстро не ассимилируется, как украинцы. Они живут с сознанием меньшинства, хотя им не являются. И я не обвиняю этих людей, просто это мне сегодня больнее всего. Вместе с тем украинцы должны понять, что именно они являются фактором стабилизации и именно они — титульная нация, т.е. они наиболее ответственны за то, в каком государстве и как мы живем.

Я предлагаю для Крыма политику украинства, а не украинизации. Нужно создать условия, когда бы все этносы видели свое будущее в цивилизованном государстве и имели цель строить его в согласии, потому что иначе эта цель недосягаема. Это, так сказать, «национальная идея» для Крыма, и другой быть не может, и именно она приведет к успеху. А больше всего мне не понравилась привычка политических сил Крыма решать свои проблемы исключительно на баррикадах, в палатках, путем противостояния и борьбы.

Я этого не воспринимаю. Здесь стало правилом друг с другом воевать вместо того, чтобы поладить и работать вместе. Почему крымские россияне против всех, разве среди них нет державосоздателей? Почему крымские татары на баррикадах против всех? Разве у них нет единомышленников? Я увидел, что в Крыму в последние шесть десятилетий просто утратили умение строить многонациональное сообщество, объединяемое общей целью. И именно возрождение этого умения должно быть следующим этапом развития автономии, и это будет ключом к разрешению всех проблем, — ведь Крым имеет чрезвычайно богатые как природные, так и человеческие ресурсы, которые следует использовать на благо всем крымчанам и всей Украине. Поэтому многие сферы здесь нуждаются в реорганизации...

— Вас в Крыму с самого начала восприняли как реформатора. Поскольку вы об этом уже заговорили, то что, с вашей точки зрения, в республике нуждается в реорганизации? На каких основах вы планируете это делать?

— Во-первых, Крым должен изменить философию и понять, что раз у него такая мощная потенция, то следует не быть дотационным регионом и не выживать, как это было до сих пор, а жить зажиточно и прибыльно. Крым может жить лучше всего в Украине. Для этого есть все. Дело в кадровом потенциале. Нужно найти и привести к власти такие кадры, которые смогут наиболее эффективно распорядиться всеми богатствами республики. Это смогут сделать те люди, которые ставят перед собой не личную прагматическую цель, не передел собственности, а благо всех. У меня есть чувство, что если по закону, то всем всего будет достаточно. Весь мир будет сюда ездить за здоровьем и везти сюда инвестиции, нужно только не спешить. И правильно расставить приоритеты: сначала общегосударственные интересы, потом региональные, потом партийные и личные...

— Давайте посмотрим на конкретные отрасли. Какого усовершенствования, по вашему мнению, требует крымский курорт?

— Нужно смотреть на вещи объективно. У Крыма недостаточно длинный сезон, именно поэтому все дорого, теряется конкурентоспособность. Туристическая отрасль в Крыму — это не только солнце и море, но и лечебный потенциал, который используется очень слабо — освоена только небольшая часть крымских лечебных минеральных вод и грязей. В конечном счете, почему мы не делаем, как во Франции, праздник молодого вина, к тому же в ноябре, когда сезон считается законченным, но крымский климат еще способствует отдыху? Я уверен, что приедут тысячи гостей отовсюду. Почему у нас слабо развиты зимние виды спорта, почему мало бассейнов, аквапарков? В конечном счете, в Крыму в плане курорта и туризма освоен только Южный берег, это треть потенциала. Отрасль следует распространять на западный и восточный Крым, нужно осваивать крымский берег Азовского моря, Арабатскую стрелку, где также огромные курортные и туристические возможности, а там и до этого времени еще курортная пустыня! За счет этого крымский курорт может вырасти вдвое, а то и втрое. Большие надежды у нас здесь на новую государственную программу «Морской берег». Мы надеемся, что в июле в Крыму будет проведено выездное заседание правительства Украины, на котором будут рассмотрены и программа «Морской берег», и проблема обеспечения полуострова качественной питьевой водой. Мы надеемся, что толчок курорту даст изготовление земельного кадастра, пересмотр общей стратегии развития курорта: от спорадических шагов до целеустремленного развития на мировом уровне.

— Бытует мнение, что экономическая ситуация и инвестиционный климат в Украине в общем и в Крыму в частности ухудшаются. Так ли это? Понимаете ли вы, почему так невероятно растут цены? Возможно, этот процесс кто- то стимулирует?

— Знаете, наш бюджет в этом году оказался перегруженным социально, и это понятно, потому что люди хотят жить лучше. В обращение выброшены значительные средства, которые не сбалансированы товарами. Повышение цен обусловлено именно этим. Реальные доходы людей выросли за пять месяцев на 35 процентов, но еще теневая экономика дала свое. Всплески дефицита горючего, сахара, мяса — это адекватная реакция рынка на увеличение денег в обращении, толчок которому, кстати, дан предыдущим правительством Украины, поэтому наше правительство должно это контролировать. Инфляцию нам удалось обуздать, за последний месяц она составляет только полпроцента, хотя первые месяцы достигала четырех с половиной. Сегодня инвестиции приостановились, потому что власть наводит порядок, следует закону, и я думаю, что эта приостановка инвестиций будет перекрыта их увеличением через определенное время. Точно так и экономика: если где-то есть спад, то это исключительно из- за прекращения незаконных махинаций с приватизацией, контрабанды, требования соблюдения законов. И экономика через определенное время наверстает упущенное. Но мы серьезно поддержали людей: на тысячу процентов поднялась помощь при рождении ребенка, в пять-шесть раз помощь сиротам, мы впервые вышли на уровень пенсии, которая равна прожиточному минимуму, на 57 процентов выросли зарплаты бюджетников. Вы правы: цены догоняют, они все рвутся до мирового уровня. Таков экономический закон, и правительство будет делать все, чтобы люди были в состоянии потреблять все при таких условиях. Этот процесс рано или поздно должен произойти, и он выпал именно на наше время, в этом никто не виноват. Нужно подождать, между количеством денег и товаров будет установлен баланс, который будет удовлетворять и товаропроизводителей, и торговлю, и потребителей.

Сегодня в Крыму говорят о наличии 50 инвестиционных проектов, но это такой мизер! Практически единственный наиболее значительную инвестиционную деятельность в Крыму ведет Национальный резервный банк России через свое отделение в Украине, который в развитие Алушты вложил более 100 миллионов долларов. А остаток — это слезы, потому что нет стратегии, а большой бизнес, который не имеет стратегии, не может развиваться. НРБ — это серьезные инвесторы, которые действительно демонстрируют цивилизованную политику инвестиций. Мы недавно встречались с руководством НРБ и наладили все наши отношения, они сняли все вопросы по Крыму, изменили свое предыдущее намерение прекратить инвестирование, мы будем работать далее загражденно и творчески, прозрачно. Мы заинтересованы в сотрудничестве с инвесторами такого уровня и качества, поэтому мы будем помогать им. Есть определенные проблемы с Киевом, но и там мы будем защищать право НРБ работать в Украине.

— Как, по-вашему, должна развиваться крымская энергетика? Ведь и до сих пор Крым производит только 8 процентов электроэнергии, полностью зависит от поставок автомобильного топлива...

— Это проблема. Мы должны перейти на новые генерирующие мощности, найти возможность увеличить добычу нефти и газа на шельфе наших морей, потому что мы здесь используем только маленькую часть того, что у нас есть. Мы уже договорились привлечь сюда американских инвесторов. Недавно мы с НАК «Нафтогаз України» подписали соглашение о развитии нефтегазовой отрасли Крыма. НАК берет на себя обязательство инвестировать в крымский регион 168 млн. грн., которые будут направлены на развитие социальной сферы полуострова и объектов хозяйственного комплекса. Важнейшим пунктом соглашения является договор о завершении строительства газопровода-перемычки Суворово—Железнодорожное, который обеспечит надежное газоснабжение Южного берега Крыма и Севастополя. Также утверждена схема газификации всех населенных пунктов Крыма. Этим же документом предусмотрено наращивание объемов добычи газа на шельфе Азовского и Черного морей и значительное расширение разведывательных работ. Мы должны кардинально развить производство энергии нетрадиционными путями, в частности ветровой, мы планируем построить небольшой, но достаточной мощности нефтеперерабатывающий завод, чтобы мы имели качественный бензин, потому что эта проблема уже отпугивает автотуристов. В Крыму в общем все должно быть чистым, сам Крым должен быть зоной высокого качества...

— Удовлетворяет ли требования современной экономики крымский транспорт?

— Не удовлетворяет. Транспорт — составная часть курорта, и она все меньше справляется с заданиями. Дорога на Ялту нуждается в серьезной реконструкции. Чтобы это сделать, нужно иметь прямую дорогу на Ялту в объезд Симферополя, которая бы разгрузила нынешнюю единственную трассу. И нужно иметь еще одну скоростную трассу на Ялту, хоть и платную, но высококачественную. Мы сейчас и с поляками, и с турками, и с украинскими коммерческими структурами, например ИСД, с государственной компанией автомобильных дорог ищем возможности для финансирования такого строительства. Сейчас готовится проект, он будет доработан с учетом экологических требований, через одну-две недели будет объявлен тендер. Очень важно реально оценивать свои перспективы, а не вынашивать романтические проекты типа строительства моста или подземного туннеля через Керченский пролив в то время, когда там грузов не хватает даже на паром...

— Есть ли планы перестройки бюджетной сферы?

— Крым должен быть донором, но это за счет роста производства. Я тут еще могу добавить, что важно развивать местные налоги и коммунальные предприятия, поскольку их налоги остаются здесь. По моему мнению, есть возможности расширить подакцизное производство, поскольку акциз остается Крыму. Кроме того, налоговая сфера должна инвестировать полученные средства именно в развитие крымского производства, курорта, а пока эти деньги просто проедаются...

— Как вы представляете межнациональные отношения в Крыму и предложения относительно изменения характера автономии?

— Я считаю, что нужно уважать нашу историю, но всю историю, а не только отдельных общин. История в 1944 году не закончилась, на самом деле она имела свое продолжение, и я несколько раз говорил, что люди, которые переселены в Крым из России и Украины после войны — они такие же депортированные, только с меньшим цинизмом. Не они виноваты, что их заставили ехать. Нужно исходить из реалий. Автономия будет трансформироваться, но медленно и исходя из конкретных потребностей людей: и крымские татары должны развивать свой язык и историю, и россияне, и украинцы, и другие народы. С этим нельзя шутить. Я считаю, что, кроме своего языка, мы должны изучать русский язык, а также в украинских школах все крымчане должны изучать и крымскотатарский язык. Это будет хороший жест к примирению. Но и украинский язык нужно учить всем, иначе что же это за государство...

— Насколько известно, вы изучаете крымскотатарский язык. Каких успехов вы достигли?

— О, это оказалось довольно сложно. Во-первых, очень мало времени, два урока в неделю — это мало. Во всяком случае, я должен иметь хотя бы представление, что собой представляет язык крымских татар, одного из коренных народов Украины...

— Каковы ваши прогнозы относительно выборов местных органов власти в Крыму в марте 2006 года, в частности насколько конструктивными будут выборы в Верховную Раду Крыма?

— Я уверен, в Крыму уже никогда не победят сепаратистские настроения или криминальные структуры, не будет и реванша прокоммунистических сил, как это было дважды в 90-х годах. Крым будет становиться все больше украинским по духу, хотя и многонациональным регионом. Политики, которые преследуют частные цели, сейчас не могут победить. Избиратели уже хорошо различают, кто хочет урвать что-то себе, а кто будет работать ради общего блага. Ситуация, конечно, не будет проста, однако и драматизировать ее нет оснований.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать