Анатолий ТОЛСТОУХОВ: «Власти есть над чем задуматься...»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020404/462-4-2_0.jpg)
— Вы считаете результат блока «За единую Украину!» на выборах победой или поражением?
— Соединение усилий стольких партий во время самих ответственных выборов — это пока еще беспрецедентный случай для украинских избирательных кампаний. Учитывая то, в каких условиях создавался блок, сколько времени у него было как у субъекта избирательного процесса для раскрутки, я бы сказал, что блок свою миссию выполнил. Он мог бы сделать это еще лучше, но в принципе, он свое дело сделал. А если, кроме прочего, учесть, что «За единую Украину!» был единственной силой, которая шла на выборах под перекрестным огнем недовольства людей властью, критики со стороны всех оппонентов и шушуканья всех завистников, то я думаю, что это успех.
А вот если посмотреть с той точки зрения, что, как мы говорили, для блока эти выборы — это референдум о доверии народа к власти, то, я думаю, партии власти в широком смысле этого слова есть над чем задуматься.
— Не повредит ли, на ваш взгляд, блоку в будущем его конформизм — декларируемая его лидером Владимиром Литвином готовность сотрудничать со всеми политическими силами в парламенте?
— Наш блок называется «За единую Украину!», а единая Украина не сможет существовать, если мы искусственно, а тем более естественно, будем отделять от нее фрагменты «неугодного» электората, политических сил и т.д. Поэтому то, что вы называете конформизмом, на самом деле должно называться по-другому — поиском компромиссов. И в поисках этих компромиссов блок может занимать как мягкую, так и жесткую позицию, но все равно искать. А конформизм — это несколько другое. Это уступчивость и слабость. Мне представляется, что у нас нет другого пути, кроме как стараться идеологически, политически, экономически объединять Украину. Но все дело в том, что такую задачу должен ставить перед собой не только блок «За единую Украину!» или те партии, которые его составляют. Эту задачу должны решать все. А чего стоят в это время эксперименты, которые пытались провести на избирательном поле «Єднiсть», «Женщины за будущее», КОПы, — вы увидели по цифрам.
— По-прежнему под сомнением монолитность блока: слишком уж велики внутри него бизнесовые, региональные, личностные и другие центробежные силы. Есть ли гарантия, что блок останется единым целым? И что может послужить такой гарантией?
— То, что на первый взгляд является вопросом о монолитности блока, с другой стороны является вопросом о будущем украинской политической элиты, о перспективе объединительных процессов. Нельзя сказать, что у нас нет вопросов, которые мы готовы задать друг другу. Но эти вопросы являются вторичными по отношению к пониманию ответственности, которую мы на себя взвалили, и необходимости реализовать эту ответственность в практических действиях. Поэтому я не вижу оснований для раскола блока и думаю, что и вы убедитесь в этом, когда мы пойдем тем путем, о котором заявили в начале избирательной кампании, то есть путем создания единой партии.
— В свое время было немало размышлений и критики на тему того, что лидером блока власти целесообразнее было бы сделать более популярного в народе политика Анатолия Кинаха, чем главу администрации Президента. Насколько, по вашему мнению, справедливы были подобные упреки?
— Когда пятеро равных собрались и не смогли решить, кто из них наиболее достоин стать лидером блока, решили, что им должен стать шестой. Вот шестой и стал лидером. И ход избирательной кампании показал, что мы не ошиблись.
Выпуск газеты №:
№62, (2002)Section
Подробности