Перейти к основному содержанию

Андрей ЕРМОЛАЕВ: «Европа является выбором общества, и он необратим»

Соглашение в Вильнюсе не будет подписано. Об этом свидетельствуют последние настроения и заявления украинского и европейского политикумов.
29 ноября, 10:46
28 НОЯБРЯ 2013 ГОДА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Соглашение в Вильнюсе не будет подписано. Об этом свидетельствуют последние настроения и заявления украинского и европейского политикумов. Чудо, конечно, может случиться, но для этого Киеву нужны серьезные финансовой гарантии. По крайней мере, этого требует власть в Украине. Почему не думали раньше? Ведь о ситуации в экономике знали давно (статистика не в счет), тем более, россияне тоже показали себя во всей красоте с применением известных уже методов давления на Украину. Промолчали, выдержали. Теперь — прозрение? Нет, ошибка.

«Проблема Тимошенко» как-то сама собой отпала. Некоторые еврочиновники даже признали — Евросоюз все-таки ошибся с требованиями относительно Украины, главное, оказывается, давление России. Наконец-то. Но уже может быть поздно. «День» давно писал, что европейская сторона плохо разбирается в украинско-русских отношениях и тех травмах, которые существуют в наших двусторонних отношениях. Не говоря уже о том, что «вопрос Тимошенко» важен, но вся страна не может быть заложником этой проблемы.

Что после Вильнюса? Какие аргументы «паузы» и последующая концепция? Повлияет ли на ситуацию Евромайдан? Общаемся с директором Национального института стратегических исследований при Президенте Украины Андреем Ермолаевим.

«В ВИЛЬНЮСЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДПИСАН ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПЕРСПЕКТИВУ СОТРУДНИЧЕСТВА С ЕВРОСОЮЗОМ»

— Господин Андрей, сегодня решающий день в Вильнюсе. Как вы оцениваете ситуацию?

— По моему мнению, в Вильнюсе должен быть подписан документ, который будет определять перспективу последующего сотрудничества с Евросоюзом. Основания для того, чтобы провести основательные переговоры с европейской стороной, конечно, были. И они были связаны с нерешенными проблемами относительно программы адаптации украинской экономики. В настоящий момент целый ряд известных европейских политиков, лидеров признает, что недооценка ситуации таки была. Другое дело, что возможно были разные подходы относительно решения этой проблемы. Тем не менее, после решения украинского правительства мы должны определяться — что делать дальше, что делать самой Украине. Я отстаиваю предложение формирования так называемой европейской повестки дня-2014. В ближайшее время такие предложения мы с коллегами подготовим. Это должен быть широкий план действий со стороны украинской власти, общественности, бизнеса относительно последующих внутренних превращений, ориентированных на адаптацию зоны свободной торговли и политической ассоциации с Евросоюзом. Параллельно, и это очень важно, также должно быть наработано собственное виденье, более четкие предложения встречного плана ЕС относительно Украины. Эти шаги нужно предпринять в ближайшее время.

«ОЖИДАТЬ ОТ РОССИИ ОБЪЯТИЙ ИЛИ ПОДАРКОВ НЕ НУЖНО. ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОЙ ПЛАН»

— Если прогнозировать временные рамки. Когда возможно подписание соглашения?

— Прогнозируются не сроки, прогнозируется то, с какой скоростью мы осуществим необходимые внутренние шаги. Необходимо развернуть программу национального диалога на всех уровнях: от политического диалога относительно законодательных и программных изменений к ускорению модернизационных реформ, пересмотра планов, которые были предварительно сформированы на 2014 год по экономическим изменениям, переакцентированием внимания с формального повышения эффективности экономики до углубленных структурных превращений. Нужна адаптация законодательства, ускорение конституционного процесса, в том числе, в плане изменений политической системы, концепции самоуправления, которая фактически готова. Также формирование более открытой инициативной программы секторного взаимодействия с Россией, потому что одно дело называть цифры потерь, а другое дело, понимать в каких проектах мы можем сотрудничать, а какие направления будут приоритетными в плане интеграции в европейскую экономику. Такое виденье должно быть выработано правительством и поддержано парламентским большинством. Все эти позиции должны быть заложены в европейскую повестку дня-2014. Если они будут осуществлены в ускоренном режиме, то уже в 2014 году можем рассчитывать не только на доработку программ адаптации и положение соглашения, но и на его подписание. Если же это не будет сделано, понятно, что сомнения и претензии останутся у двух сторон: Украины и Евросоюза.

— Европейские политики уже признают недооценку ситуации, но украинская власть также поздно заговорила об экономических компенсациях (фактически на финишной прямой). Почему не раньше?

— Этот вопрос более корректно задавать правительству, потому что оценки, расчеты и риски были во всех исследовательских материалах. Но вопрос не в оценке рисков, а в том, есть ли видение их преодоления. Я считаю, что нынче очень важный момент: можно пугать и останавливаться, а можно понять и двигаться дальше.

— Как будет действовать власть в российском направлении?

— Украине нужно просто сформировать свой прагматичный план отношений с РФ, не допуская при этом напряжения. Россия очень прагматична. Ожидать от нее объятий или подарков не нужно.

«МАЙДАНЫ — ЭТО ВИДЕНЬЕ, КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ УКРАИНА, И НА ЧТО НУЖНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ»

— Как могут повлиять на ситуацию протесты молодежи — Евромайданы?

— Я считаю, что активность граждан, особенно молодых, а также тот факт, что будущее связано не просто с геополитическим решением, а с внутренними превращениями, европейским выбором, который в первую очередь связан с будущим  детей, говорит о том, что это является внутренним выбором украинцев. Речь уже не идет о востоке или западе, речь идет о том, каким образом люди желали бы обустроить Украину. Майданы — это виденье, какой должна быть Украина, и на что нужно ориентироваться. Именно эта ориентация является позитивной, потому что она делает это движение необратимым. То есть европейский выбор является выбором общества, и он необратим. Я даже сравнил бы вопрос европейского выбора с вопросом независимости. В свое время, понимая какие есть риски, мы искали пути, каким образом минимизировать их и быть независимыми. Так и вопрос европейской интеграции. Понимая риски, мы должны просчитать и минимизировать их. Еще один момент. Относительно огромного количества цифр, которые в настоящий момент возникли. Часто это не просто деньги, речь идет о том, сколько нам усилий добавочной стоимости и собственного труда стоит приложить. Тогда европейский выбор будет необратимым.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать