Андрей КЛИМЕНКО: «Нужно строить корабли ближней морской зоны»

Сегодня мы продолжаем тему Военно-Морских сил Украины. 25 марта 2015 р. «День» опубликовал авторский материал «Пять аспектов, или Почему не следует забывать о ВМС и как защитить национальные интересы на море» адмирала запаса, заместителя министра обороны Украины 2014 года, военного эксперта Игоря КАБАНЕНКО, который обозначил проблемы на морском направлении и предложил шаги реформирования ВМС Украины. В сегодняшнем номере мы продолжаем тему и предлагаем вашему вниманию видение состояния дел и как нужно действовать — главного редактора интернет-портала BlaskSeaNews Андрея КЛИМЕНКО.
— Известна цифра, что из Крыма вышло 30% личного состава, 2/3 военных осталось на полуострове. На сегодняшний день в ВМС Украины из того, что называется «боевыми кораблями» (я не учитываю вспомогательные корабли, катера и т.д.), есть флагман «Сагайдачний» — один из наиболее современных и боеспособных кораблей украинских ВМС, построенный в 1993 году. Есть очень старый средний десантный корабль «Кировоград», построенный в 1970 году, и корвет «Винница». Все остальное — один ракетный катер, один тральщик — и все. При этом корабли «Кировоград», «Винница», ракетный катер «Прилуки», тральщик «Геническ» и корабль управления «Донбасс» — это те, что были возвращены Россией из Крыма. Когда я говорю «возвращен Россией», то стоит учитывать, как в 90-х годах делили Черноморский флот. Тогда и сейчас все, что получила Украина, было максимально испорчено: что можно снять — сняли, что нельзя — изуродовали кувалдами, вплоть до унитазов. Поэтому этими тремя боевыми кораблями обеспечить прикрытие морского побережья от Измаила до Скадовска невозможно.
Пример, который я все время привожу, — так называемые вышки Бойко, за которые Украина заплатила едва ли не 1 млрд долл. и которые находятся ближе к одесскому побережью, нежели к крымскому, сейчас ведут добычу на одесском месторождении и планируют ее увеличивать. Все морские буровые, которые находятся на Черноморском шельфе и связаны между собой подводными газопроводами, выходящими на территорию оккупированного Крыма, охраняются кораблями Черноморского флота России. Условно говоря, две «вышки Бойко» на одесском месторождении стоит и прикрывает малый ракетный корабль ЧФ РФ. Если бы рядом стоял корабль такого же класса ВМФ Украины, то РФ ничего бы там не добывала. В итоге в Крыму добывается 2 млрд куб. м газа в год, и захваченный российскими оккупантами «Черноморнефтегаз» планирует увеличивать добычу до 2,5 млрд куб. м. Таким образом, Украина закупает газ у РФ, та говорит, что мы ей все время должны, но ведь Россия уже за прошлый год украла у нас 2 млрд куб. м газа. Плюс стоимость активов — самих вышек, платформ, газопроводов, судов технологического флота — все это многие миллионы долларов, которые украли у Украины.
На сегодняшний момент в строю ЧФ РФ находится семь больших десантных кораблей, три-четыре больших десантных кораблей Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов. Каждый из них берет батальон морской пехоты с техникой. При этом все побережье Украины — от Измаила до Скадовска — десантоопасное. Как известно, Россия очень большими темпами наращивает военную группировку в Крыму, при этом состояние украинской группировки, в том числе морской, после утраты Крыма известно. В этом и следующем году Россия получит шесть новых фрегатов и шесть подводных лодок. Таким образом, создается гигантский военный перевес РФ на Черном море. И если вы не контролируете свои территориальные воды и свою исключительную экономическую зону, значит, противник контролирует все ваши воды, вплоть до линии прибоя. За месяц, даже зимой, когда морские коммуникации работают не так активно, 500 — 600 торговых судов идут из пролива Босфор в порты Черного моря — Одессу, Ильичевск, Южный, Херсон, николаевские порты и т.д. Это весь импорт и экспорт Украины, который касается ЕС только частично — стран южной Европы, — Франции, Италии. Сейчас можно предположить, что если произойдет диверсия с иностранным судном, которое направляется в украинский порт, весь гигантский поток экспорта-импорта остановится, и сотни тысяч людей, работающие в портах, приморских городах или торговом флоте, останутся без работы.
Естественно, Украине необходимо модернизировать Сухопутные войска и авиацию, но нельзя забывать о возрождении Военно-Морских сил, исходя из складывающейся военно-стратегической ситуации на Черном море. Агрессию с моря невозможно остановить только ракетами или артиллерией, тем более — теми средствами и силами, которые учились воевать на суше. Стрелять по танку и стрелять по кораблю — две разные вещи. Так же, как летать на штурмовике над сушей или над морем, — разные условия и науки. Поэтому нужно оставлять ВМС как вид Вооруженных сил — нужны войска береговой обороны, морская пехота, морская авиация и нужен флот. Конфигурацию этих сил должны разрабатывать специалисты, которые есть у нас в стране. Один из сильнейших авторитетов в области военно-морской стратегии — адмирал Кабаненко. Также есть соответствующие специалисты в ВМС Украины, многие из которых прошли школу совместных украинско-американских учений по стандартам НАТО и которые получили образование за рубежом. Те из них, кто сейчас в строю, должны быть на соответствующих должностях, а тем, кто уволился, должны быть созданы необходимые условия для возвращения в ВМС.
На сегодняшний день из Крыма вышли, условно говоря, 3500 служащих, которые оставили там практически все имущество. Это наши патриоты, среди них много россиян по национальности, но они сохранили верность Украине. Сегодня нужно дать понять этим патриотам, что они и ВМС нужны государству, что будет запускаться национальная программа, и появится забота о кадрах. Командир корабля — это человек, который должен прослужить офицером около 15 лет, подготовка этих специалистов долгая, дорогая, поэтому нужно очень бережно относиться к нашим кадрам, чтобы у людей не возникало настроения увольняться.
Специалисты должны решить, какие военно-морские корабли и в каком количестве нам нужны, а также определить, как это все реализовать. Логика подсказывает, что нам не нужны огромные ракетные крейсера, ведь на Черном море они будут просто большими мишенями. Необходимы корабли ближней морской зоны и многофункциональные корабли дальней морской зоны типа корвета. Программа украинского корвета уже существует, и такой корабль строят в Николаеве. Но эта программа была заморожена, и я жду, когда ее восстановят.
Украина — кораблестроительное государство, ведь у нас есть огромный опыт и большие мощности. Они серьезно пострадали после оккупации Крыма — Керченский, Феодосийский и Севастопольский заводы. Но мы имеем возможность развивать судостроительство в Николаеве, и если программу по корвету не возобновить, то мы не дадим работу корабелам и получим штрафные санкции, ведь украинский корабль планировалось оснастить западным вооружением и системами управления. Специалисты утверждают, что корвет удастся построить за год-полтора, еще столько же займут ходовые испытания и запуск в серию. Таким образом, Украине нужно пять-шесть лет, чтобы запустить весь процесс судопроизводства.
Многие наши предприятия работали и работают на экспорт. Например, на трех из шести упомянутых новых российских фрегатах для ЧФ РФ стоят турбины «Зоря-Машпроект». Есть артиллерийские и ракетные системы.
Что нужно делать сейчас? Нужно строить корабли ближней морской зоны, а их проекты есть, и строить их может не только Николаев, но и Киевский завод «Ленинская кузница», который может делать это уже сейчас. Сегодня нам нужно решать вопросы по нескольким направлениям. Во-первых, по принципу лендлиза арендовать достаточно современные корабли того же класса корвет, которые имеются в США, Великобритании, — сотни боеспособных законсервированных кораблей на базах. Во-вторых, необходимо заключать договоры с Германией, Швецией и т.д. о приобретении проектов современных кораблей. Это не экспериментальные суда, как украинский корвет, а те, что уже строились и находились в эксплуатации в разных странах. Да, это очень дорого — корабль такого класса стоит несколько сот миллионов долл., но независимость стоит дороже. Защита своего побережья и торговых путей от Одессы до Босфора — это принципиально важная задача. Кроме того, должна работать дипломатия и политическое руководство с нашими союзниками на предмет того, чтобы, как и в минувшем году, в Черном море практически постоянно присутствовали военные корабли НАТО и наших союзников — США, Германии, Франции, Италии и т.д. При этом нужно развивать с ними совместные военные учения, как Sea Breeze. Кроме того, в них надо вводить военно-воздушные, спецназовские и другие компоненты. В целом, речь идет о большой программе возрождения Военно-Морских сил.
Ранее были разговоры о сокращении ВМС, о преобразовании его во флотилию и перевод в Николаев. Но благодаря прессе и волонтерам этот процесс удалось остановить. Сейчас же появилась информация о значительном сокращении личного состава ВМС. Естественно, нужно оптимизировать структуру, но она должна отвечать перспективным задачам.
Выпуск газеты №:
№55, (2015)Section
Подробности