Перейти к основному содержанию

Андрей СЕНЧЕНКО: Приватизация земли является главной ставкой выборов в Крыму

21 марта, 00:00

— Андрей Виленович, Леонид Грач обещал «обнародовать» имена тех, кто проводил проверку его избирательной документации, уверяя, что «они» от этого сильно пострадают. Действительно ли в данном случае допущено нарушение?

— Грач является нашим давним политическим противником, но дело не в этом. А в том, что мы отчетливо понимаем: если бы Леонид Грач с его неудовлетворенными амбициями еще раз стал во главе парламента, а тем более, если бы ему удалось получить, как он собирался, «контрольный пакет» крымской власти, то для Крыма это была бы трагедия. Известно, что Грача мнение меньшинства не интересует вообще, а поэтому владение даже относительным большинством в его руках становится абсолютной диктатурой в собственных интересах. Так он управлял Крымом до сих пор, и это привело только к обострению противоречий в республике.

У нас с Грачом давние и публичные споры. Когда он через СМИ стал обвинять меня в чем попало, я предложил ему встретиться в прямом эфире и ответить на вопросы друг друга, но он испугался и от диалога отказался. Чтобы отвести от себя его ложные обвинения, я подал иск в суд. После 13 месяцев разбирательств суд пришел к выводу, что Грач распространял информацию, не соответствующую действительности и обязал его извиниться передо мной и возместить мне моральный ущерб. Я назначил ему цену в 1 гривню. Но до сих пор он решение суда не выполнил, что говорит о его отношении к судебной системе страны. С таким же пренебрежением он относится и к данному решению суда о его снятии с регистрации.

— Расскажите, как и почему именно вы обратили внимание на избирательные документы Грача?

— Леонид Грач изначально не собирался честно избираться, поэтому с самого начала формирование Центризбиркома и окружных комиссий сопровождалось серией скандалов. Следующий этап — это фальсификация подписей. Доверенные лица Грача в пятницу вечером получили 8 подписных листов, на каждом из которых помещается 23 подписи и не больше, а в понедельник объявили, что принесли 5100 подписей, хотя для этого необходимо было больше 230 подписных листов. Грач не задумывался о придании своим действиям даже внешне законного вида. И когда мы «громко» спросили, где они взяли подписные листы, и можно ли за два дня на округе, где всего 15 тысяч избирателей, собрать столько подписей, они испугались. Спрятали подписные листы, оставив только 8 штук и заявив, что подписей всего 170...

Тогда мы поставили вопрос о проверке документов Леонида Грача и вдруг оказалось, что подписей в документах Грача нет вообще. Председатель окружного избиркома объяснил, что они сданы в Центризбирком «на хранение», но глава крымской ЦИК Иван Поляков публично опроверг эту информацию. Мы потребовали акт о приеме-передаче подписей, но и его не оказалось. Фактически уже тогда можно было заявить, что избирком незаконно принял документы у Леонида Грача и решение о его регистрации подлежит немедленной отмене.

Во время проверки члены комиссии скопировали все его документы и потом передали эти документы в суд. И несоответствие было выявлено в первую очередь в декларации. Как оказалось, в первом ее варианте дом площадью в 44,6(!) квадратных метра числился за супругой Леонида Грача. Обнаружились и другие нарушения: не указаны доходы от продажи квартиры, не написано заявление о сложении полномочий и уходе в отпуск. Когда нам стали известны эти факты, мое доверенное лицо, он же юрист комитета «Прозрачная власть» Валерий Воробьев вместе с доверенным лицом Татьяны Красиковой Инной Галкиной подали иск в суд…

— Почему некоторые сомневаются в законности решения суда?

— По-моему, у суда не было особых затруднений с решением, так как фактов, представленных истцом и адвокатом, хватило бы на четыре таких решения. Суд просто не стал исследовать еще одну линию — о подмене документов. Когда суд запросил документы Леонида Грача у избиркома, то туда была предоставлена совсем другая декларация, где дом уже был площадью около 450 квадратных метров. Причем члены комиссии, допрошенные в суде как свидетели, показали, что в первоначальной декларации значились 44,6 метра, а эксперт-почерковед сделал заключение, что обе декларации написаны рукой одного и того же человека.

Я не буду рассказывать о том давлении, которое было организовано Грачом на суд, — кому еще позволено во время судебного разбирательства ездить по городу и созывать людей на митинг под зданием суда? По какому праву государственный служащий Лентун Безазиев на этом митинге перед телекамерами призывал к проведению референдума по присоединению к России? Это вопросы, на которые мы будем искать ответы уже после выборов…

Не стоит говорить и о беззаконности того беспрецедентного давления на Президента, на общественное мнение, на все государственные институты, которое организовал Грач после решения суда. Он, видимо, считал, что он настолько велик в Крыму, что ему зазорно проиграть крымчанам, поэтому заявил, что против него действуют «из киевских кабинетов», и даже Мадлен Олбрайт приезжала чуть ли не для того, чтобы снимать его с регистрации. Но все это блеф. Грач проиграл обычный процесс, в обычном суде, обычным крымчанам. И на самом деле он сам в этом виноват, потому что до такой степени пренебрегать законом нельзя…

— Однако Центризбирком Украины признал декларацию Леонида Грача соответствующей действительности и отказал в удовлетворении жалобы члена вашего комитета Татьяны Красиковой. В чем тут дело?

— Для выборов в Крыму это не будет иметь последствий. Председатель Центризбиркома Украины Михаил Рябец говорил, что, согласно декларации, площадь дома Леонида Грача составляет 446 квадратных метров, и, по заключению налоговой, это отвечает действительности. Но дело в том, что Центризбирком не запрашивал сведений о доме Грача ни в Симферопольской налоговой администрации, ни в мэрии Симферополя или в ее БТИ, ни в Центральном суде. Суд же Центрального района Симферополя во время судебного разбирательства запрашивал документы по дому в городском БТИ, в которых значится, что площадь дома Грача составляет 673 метра плюс 99 метров гаража и построек, возведенных в едином комплексе с домом. Итого больше 770 метров. Поэтому 446 метров — это либо ошибка, либо подтасовка. Мы направим в ЦИК дополнительные оригинальные материалы и будем настаивать, чтобы ЦИК их рассмотрела…

— Блок партий «ДемПУ-Демсоюз» требует привлечения к уголовной ответственности председателя крымского избиркома Ивана Полякова. Как относится к этому комитет «Прозрачная власть»?

— Это внешние проявления более глубинной борьбы участников предвыборного процесса. Именно такая работа крымского избиркома была запрограммирована самим процессом его создания. За победой на этих выборах стоит очень многое, поэтому Леонид Грач, который просил поддержки российских коллег и общественных деятелей, многое им пообещал. Если он проиграет, они ничего не получат. Потому так и протестуют. Главный процесс, который будет определять будущее Крыма, — это приватизация крымской земли, и он начнется сразу же после этих выборов. У многих политиков, в том числе и у Грача, тут слишком серьезные ставки, чтобы так просто сдаться. Поэтому нынешняя предвыборная борьба — это борьба за то, будет ли крымская земля приватизироваться на основе рыночных механизмов, открыто и гласно, или этим правом смогут воспользоваться только приближенные коммунистических вождей. Уже в прошлом году, по нашим оценкам, оборот черного рынка земли в Крыму достиг половины годового бюджета Крыма! А что будет завтра? Очень многие в Росси надеются на то, что этим процессом в Крыму будет управлять Леонид Грач. Поэтому избирком Крыма оказался в центре внимания и с деятельностью Ивана Полякова, конечно, еще следует разобраться. Во всяком случае, избирательная кампания дезорганизована не без его участия…

— Правда ли, что за Грачом стоят значительные общественные силы?

— Нет. Грач давно шантажировал Киев какими-то потенциальными массовыми акциями, референдумом, общественным протестом, столкновением на национальной или религиозной почве. Но русские организации отказались от Грача, они заявили, что он не является их лидером и они не поддерживают его линию, многие другие организации также не считают его лидером. Даже на митинг в прошлый четверг собралось примерно тысяча человек! Что стоит за Грачом? Несколько сот коммунистических чиновников и столько же их активистов? Но это никакая не общественная сила. И практика это показала: Киеву сейчас представился случай посмотреть в глаза тому монстру, которого он сам и взрастил. Но оказалось, что в значительной степени он просто надувался, чтобы казаться грознее, потому что, собственно, никакой это не общественный протест: в тех 15 палатках ночуют иногда 10, а иногда еще меньше человек, только сторожа. А утром сходятся на посиделки под гармошку два десятка бабушек…

— Некоторые политики обвиняют комитет «Прозрачная власть» в том, что он не зарегистрирован. Влияет ли это на вашу работу?

— Да, наш комитет не зарегистрирован в Минюсте, но это ничуть не лишает нас права проводить общественную работу. Мы и не собираемся регистрировать наше право контролировать действия власти и добиваться ее прозрачности. Наша «лицензия» на эту деятельность — Конституция Украины, которая гарантировала право каждого гражданина требовать у власти отчета о ее действиях, бороться с коррупцией и злоупотреблениями. Даже беглого перечня того, что мы добились, хватит, чтобы понять, что такая деятельность сильно дисциплинирует власть. По инициативе членов комитета и их силами в Крыму решаются земельные проблемы, — мы помогаем людям бесплатно получать госакты на владение землей, вскрываем механизмы махинаций, вскрыли обман пайщиков потребкооперации и теперь около сотни тысяч пайщиков восстановлены в правах. Организуем в нескольких регионах Крыма филиалы швейной фабрики, чтобы снизить остроту безработицы. Десяткам тысяч людей разъясняем их права, оплачиваем для них адвокатов в судах, возвращаем им надежду и веру в новую власть, которая неминуемо должна очиститься от скверны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать