Банкроты
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070927/4164-6-2.jpg)
Почему избирательная кампания оказалась бессодержательной, неинтересной — просто малозначимой для общества? Почему, если после выборов все же будет образована новая Верховная Рада, граждане снова увидят там все те же группировки со своими устарелыми конфликтами, закулисными гешефтами и демагогичными популистическими штампами?
Ответ простой. Для всех украинских политиков власть давно перестала быть средством содействия прогрессу общества. Она является только самоцелью и средством обогащения и удовлетворения примитивных амбиций. Политика борьбы идей и содержаний в Украине давно умерла. Ответа на вопрос Леонида Кучмы: «Скажите мне, что мы строим?..» — нет и спустя тринадцать лет после того, как он впервые его задал.
Государство исчерпало ресурс своего номинального существования. Уже сегодня функции большинства государственных институций дублируются или замещаются системой неформальных связей, коррупционными схемами или общественной активностью. При этом власть стоит гражданам недешево и как добросовестным налогоплательщикам, и как вынужденным соучастникам повсеместно распространенных коррупционных схем. Сегодня единственным примером эффективности государства является украинская платежная система — гривна действительно представляет собой почти полноценное платежное средство. Хотя о функции накопления этого не скажешь — граждане предпочитают конвертируемые валюты для хранения своих сбережений и осуществления крупных покупок.
Вообще, общество могло бы постепенно и безболезненно вытеснить власть из большинства плоскостей своего бытия. Но есть такие его сферы, где мы не можем обойтись без властных институций. Кроме уже упомянутой платежной системы, читателю автоматически сразу придут в голову: правоохранительная функция, экономическая безопасность, оборона, преодоление последствий стихийных бедствий и катастроф, государственная медицина, санитарные службы и образование, охрана заповедников и культурного достояния...
Качество выполнения этой работы властью уже настолько низкое, что работодателю (гражданину, избирателю, налогоплательщику) время подумать об увольнении неумелого работника. Система охраны прав граждан иллюстрирует свою вопиющую неэффективность на примере права собственности. Не только рейдерские атаки на предприятия, часто происходящие при участии представителей судебной власти, но и элементарное мошенничество с землей и недвижимостью сделали тысячи людей бедными и бесприютными при попустительстве или прямом участии чиновников. Контрабанда является просто нерушимым элементом украинского экономического ландшафта, а теневая экономика — это просто основа всех красок, которыми нарисована картина экономического состояния страны. Что касается качества государственных образования и медицины, работы заведений санитарной или пожарной охраны, то каждый может привести множество примеров: как некачественности их услуг, так и поборов и взяток, буйствующих там махровым цветом. Тем более ценен подвижнический труд тех работников этих заведений, которые в условиях сплошной коррупции пытаются честно выполнять свою работу. Но они являются исключениями. А должно же быть наоборот!
Работники государственных учреждений культуры не только ведут безнадежную борьбу с органами власти за минимальное их финансирование, но и вынуждены отражать те же рейдерские атаки на имущество и землю этих заведений. Культура проигрывает почти всегда.
Власть так долго тренировала граждан в борьбе с собой, что теперь они уже стали приобретать определенные навыки противодействия: либо путем силовых акций протеста, либо создания частных институций, дублирующих и замещающих государственные учреждения, либо игнорирования и перехода к «подпольным» способам удовлетворения своих потребностей и реализации интересов. Государство теряет внутреннюю конкурентоспособность. Казалось бы, просто эволюционным путем общество сможет минимализировать угрозу себе со стороны своей же власти. Но политический класс, мертвой хваткой уцепившись за власть, научился использовать ее только для примитивного политиканства и мародерства. Безразлично, кто из его представителей называет себя сегодня оппозицией или властью.
При этом глобальной проблемой для общества является то, что его политическая элита не выполняет двух главных своих функций, точнее говоря — миссий.
Во-первых, это восстановление и развитие жизненно важных инфраструктур. Очевидна быстрая стагнация сети учреждений здравоохранения, коммерциализация и в то же время ухудшение качества высшего и среднего образования, увеличение аварийности на транспорте. Но самая большая актуальная угроза — это изношенность коммунальных сетей: канализации, водо- и теплоснабжения. При этом из-за энергозатратности стоимость этих услуг постоянно растет для населения, а бесперебойность и качество продолжают уменьшаться. Общество не имеет организационных возможностей обеспечить качественную работу коммунального хозяйства, а власть занимается этим номинально, уделяя больше внимания приватизации и переприватизации энергокомпаний, водоканалов, муниципальных строительных и транспортных предприятий. Политические партии — участники выборов — практически не затрагивали эти проблемы, при этом они повсеместно составляют местные советы.
Во-вторых, и главное: формирование и реализация стратегии для страны. Различные группировки политиков все 16 лет независимости публично конкурируют между собой только по двум направлениям, в которых намереваются сдать (продать) национальный суверенитет: 1. Европейский Союз — НАТО; 2. Россия. Соответственно, и украинские аналитико-исследовательские центры тоже работают исключительно в этой парадигме. Других вариантов политическая элита, во всяком случае публично, не рассматривает. Вся стратегия банально сводится к предпродажной подготовке страны. При таких обстоятельствах основные политические группировки нуждаются в активной помощи именно заграничных, с Запада или с Востока, консультантов по вопросам стратегирования страны. Эта работа осуществляется ими в интересах своих стран, что естественно. Отечественным политологам, политтехнологам с имиджмейкерами и теми, кто себя ими называет, остается только адаптация для использования во время выборов в Украине вторичных политтехнологий манипуляции массовым сознанием, зомбирования избирателей. Из-за неспособности предложить собственные стратегии общественного развития, они тоже оказываются в обанкротившейся, в глазах мыслящей части общества, кампании импотентов всех без исключения цветов политического спектра.
Тем временем государство последовательно теряет и внешнюю конкурентоспособность. Украина становится все менее интересной ведущим международным игрокам и как союзник, и даже как объект, за который стоит бороться. Это прямое последствие симуляции элитой своей общественной роли. Украинская трагедия заключается в том, что нынешнюю верхушку некем заменить. Они оказались на сегодня безальтернативными. Организовать замену «касты незаменимых», в то же время запустив процесс стратегирования страны, может только сложный общественный субъект, сконструированный из отечественных интеллектуалов, компетентной общественности и системного бизнеса. Работа над его созданием уже началась.
Выпуск газеты №:
№164, (2007)Section
Подробности