Бей своих, чтобы чужие... не боялись?
Чтобы разобраться в ситуации с судом над Валентином Лихолитом, необходимо, наконец, определиться — у нас война или АТО...
Война не может быть без греха. И тот, кто погрузился в водоворот активной фазы противостояния с позиции мирного времени, неминуемо попадает под спектр статей уголовного кодекса.
Сам Президент признавал, что весной 2014 года у нас не было армии. И действительно, роль первой волны сопротивления была возложена на добровольческие батальоны. А еще — на милицию. Точнее на то, что от нее тогда осталось. Безусловно, методики работы добровольцев, милиции и ВСУ отличались. Но мы «имеем то, что имеем», и кому как ни украинцам нужно осторожно относиться к оценкам своих защитников. Особенно когда мы знаем о «панамских следах» во время Иловайска, знаем о странном поведении «центра» самые ответственные моменты и т.д. Конечно, преступников (если они действительно преступники) нужно наказывать. Но бросать камни в них имеют право те, кто «без греха». А еще нужны справедливые суды и прокуратура.
Вообще, как известно, добровольцы и волонтеры стали неожиданным фактором для агрессора. Врагу не удалось пройтись по Украине, как по свободной степи. Именно поэтому всегда, когда мы говорим о «грехах» добровольцев, мы должны считаться с этим фактором.
На прошлой неделе социальные сети и СМИ наполнились сообщениями и стримами из зала Печерского суда, где состоялся суд над «Батей» — комбатом «Айдара» Валентином Лихолитом. Обвинение стандартное для добробатов — мародерство. Правда, и подход к обвинению такой же предсказуемый. Например, для опознания «Бати» на роль статистов были приглашены гражданские лица, а Лихолита оставили в камуфляже. Особый момент — заявление на «Батю» написал подозреваемый общественностью в сепаратизме мэр Северодонецка Валентин Казаков. Есть информация, что Лихолит действительно в свое время посадил Казакова «на подвал». По версии обвинения, нюанс заключается в том, что сделал это «Батя» не для того, чтобы наказать сепаратиста, организовывавшего «народные дружины», а для того, чтобы украсть его деньги и имущество. Конечно, забыть это Казаков не мог.
С другой стороны, именно Казаков является действительно законно избранным мэром, которого недавно «подвинул», объединившись с местным «Опоблоком», другой одиозный персонаж — «радикал» Григорий Пригеба. Произошел сумбур: областной центр получил сразу двух мэров, а известные политики и медийные персоны разделились на два лагеря. Например, в упомянутой истории бывший глава Луганской ВГА Георгий Тука четко осудил упомянутого «Батю». К осуждению своего «коллеги» подвязался и бывший комбат «Айдара» Сергей Мельничук, которому в Печерском суде еще и досталось «на орехи» за такую позицию, ведь к Мельничуку вопросов намного больше, чем к Лихолиту. Все ждали «айдаровку» Надежду Савченко, но она предпочла высказываться о перспективах стать министром обороны и необходимости предоставления Донбассу «особого статуса», а не реагировать на ситуацию с Валентином Лихолитом.
За «Батю» вступились другие бывшие комбаты, а ныне политики, в частности Семен Семенченко. Крещатик, где находится Печерский суд, на выходных превратился в сцену для выступления политиков. Только на глазах киевлян начали сооружать палатки и народ поехал к дому Порошенко, как в суде появился генпрокурор Юрий Луценко и всех успокоил. Лихолита взяли на поруки народные депутаты. Острая фаза конфликта спала, а в воздухе осталось очередное облако тревоги. Ведь не впервые у нас сначала эффектно судят, потом драматично отпускают на поруки и держат обвиняемых «на веревке».
Возникает закономерный вопрос: можно ли назвать это правосудием?
Очевидно, что дело не в «Бате». Дело в двойных стандартах, которые продолжает применять власть. Например, на фоне истории с судом над Александром Ефремовым, по факту оказавшимся фарсом, общественность просто не может спокойно реагировать на суды над добробатовцами. Тем более, учитывая путаницу с определениями «войны» и «АТО», что усложняет ситуацию в базовом правовом измерении.
КАК ТОЛЬКО АКТИВИСТЫ НАЧАЛИ ВОЗВОДИТЬ ПАЛАТКУ ВОЗЛЕ ПЕЧЕРСКОГО СУДА НА КРЕЩАТИКЕ И ОТПРАВИЛИСЬ В ИМЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ПЕТРА ПОРОШЕНКО, КАК ВОПРОС СРАЗУ НАЧАЛ РЕШАТЬСЯ. РАЗБИРАТЬСЯ В СИТУАЦИИ В ПЕЧЕРСКИЙ СУД ПРИЕХАЛ ГЕНПРОКУРОР ЮРИЙ ЛУЦЕНКО / ФОТО РЕЙТЕР
Таким образом, сведение счетов между обиженным «регионалом» Валентином Казаковым и «айдаровцем» Валентином Лихолитом превратилось в очередной повод для грусти масс. Для самого Казакова, похоже, почувствовавшего, что сейчас снова наступило «его время», теперь такой выпад может кончиться «обраткой». Ему уже вспомнили среди прочего и создание упомянутых «народных дружин», хотя на самом деле опять же в той сверхсложной ситуации в 2014 году к оценкам высказываний и действий руководителей нужно подходить очень осторожно. Равно как и к обвинениям в адрес тех, кто в нужный момент стал на защиту государства. Особенно когда речь идет о стране, находящейся под влиянием агрессии.
Выпуск газеты №:
№115, (2016)Section
Подробности