«Без политики», но с политиканством
Послесловие к концертному туру «Мы едины»9 ноября в Киеве завершился концертный тур «Мы едины», посвященный освобождению Украины от нацистов. Как неоднократно отмечали его участники, и весь тур, и киевский концерт — это акции без политики, это лишь искусство и дань памяти воинам освободителям. Что ж, возможно, музыканты действительно так считают. Но факты подтверждают другое.
По странному стечению обстоятельств, концерт под таким же названием состоялся 4 ноября в Москве в День народного единства России в Государственном Кремлевском дворце при участии некоторых ведущих участников киевского концерта — Кубанского казачьего хора, ансамбля «Любэ» и других. При этом в Москве на концерте звучал лозунг единства «народов нашего государства», а в Киеве — «народов наших государств». Очевидно, по мнению украинских участников действа, это не политика и не что-то преднамеренное, это просто случайность...
И то, что неподалеку от Майдана оказалась группа (по меньшей мере сотня) нанятых, как сообщают СМИ, за 50 гривен школьников с флагами Украины, России и Беларуси (говорят, еще с флагами, которые до боли напоминают знамена Таможенного союза) — тоже, по-видимому, случайность. Как и торжественный выход знаменосцев на предварительно оставленное пустым пространство перед сценой. Правда, на них жаловались и говорили, что они мешают зрителям, однако почему-то милицию организаторы так и не вызывали...
«Это концерт без политики», — заявлял со сцены ведущий Валерий Чигляев, — и здесь же начал разговор о единстве славянских народов, о братстве России-Украины-Беларуси, о «дедушках и бабушках», которые завоевывали победу. Это называется «без политики» или как-то иначе?
От ведущего («без политики»!) между тем досталось тем, кто называет «Великую Отечественную» Второй мировой войной. Мол, это недопустимо. А еще он поощрял толпу скандировать традиционную для российских акций подобного сорта кричалку — «Спасибо деду за победу!».
И вот на сцене появилась группа «Разные люди». Солист и гитарист группы, Александр Чернецкий, в ярко-красной футболке с надписью «СССР» («без политики!) сразу же взял быка за рога, продолжая дело ведущего — рассказывал о победах дедов. В перерывах между песнями он приветствовал аудиторию и с освобождением Киева, и с освобождением Украины, и с Днем Победы, а заодно боролся с украинским национализмом: «Те, кто устанавливает памятники тем, кто стрелял дедам в спины, будет гореть в аду!» — кричал со сцены (понятное дело, «без политики»!) Чернецкий.
Что ж, если действительно руководствоваться лозунгом «без политики» и стоять на почве фактов, то следует помнить, что в спину дедам и прадедам собравшихся на Майдане стреляли главным образом СМЕРШевцы, трибунальщики, заградительные отряды и политруки, убив приблизительно в сотню раз больше красноармейцев и командиров, чем украинские, литовские и латышские «буржуазные националисты» вместе взятые. Почему бы не вспомнить об этих палачах, о «внутренних» врагах Красной армии? Разве это нормально — убивать своих на каждом шагу или других стимулов к бою, к атаке, к наступлению, чем угроза выстрела в спину, красноармейцы не имели?
И вообще: неужели сталинская идеологема «Великая Отечественная война Советского Союза» — это норма, а научный термин «Вторая мировая война», принятый в мире, — это плохо?
И еще одна вещь действительно «без политики». Если говорить об Украине, то для нее «Великая Отечественная война» (даже если согласиться с правомочностью этого сталинского термина) была составляющей Второй мировой. Сто тысяч украинцев утром 1 сентября 1939 года в составе Войска Польского встретили огнем нацистские танки, тогда же немецкие бомбы упали на Львов, Луцк, Ковель и другие города Галичины и Волыни, принося смерть и руины. Кстати, для Западной Беларуси Вторая мировая началась тогда же. А затем было уничтожение НКВД десятков тысяч людей и депортация сотен тысяч с целью подготовки оперативного тыла театра будущих военных действий — Красная армия в 1940—1941 годах активно готовилась к войне с Германией. Что же теперь, это все забыть во имя фальшивого «братства победителей»?
Почему фальшивого? А потому что были россияне, которые задолго до 22 июня 1941 года не маршировали вместе с солдатами Вермахта в парадных рядах, а воевали с нацизмом. Российский исследователь Марк Солонин пишет о польских авиационных частях, которые активно участвовали в Битве за Британию 1940—1941 годов: «Среди «поляков» обнаруживается летчик по фамилии Шапошников (8 побед). Еще один «поляк» — князь по фамилии Голицын. Князь Голицын стал знаменит тем, что исхитрился сбить «Мессершмитт» на высоте более 10 км — сделать такое на «Харрикейне» технически невозможно, но, как говорят французы, noblesse oblige (благородное происхождение обязывает...)»
На таком фоне фиглярство ведущего мероприятия Валерия Чигляева (персонажа, кстати, с украинским паспортом) выглядело особенно неадекватным по отношению фактов истории и памяти павших: «Можно было бы обратиться к вам «дамы и господа». Но сегодня я сделаю иначе: здравствуйте, братишки и сестренки». Этакий Сталин-light, «дорогие братья и сестры...»
Вообще, дух Сталина и идеологемы сталинизма задавали тональность всему действу. И «Великая Отечественная», и «наша победа», и «братство славян» — все это из арсенала «великого вождя». Так как в действительности нацизм поставили на колени Объединенные Нации совместными усилиями, тогда как Красная армия после поражений 1941—1942 годов, по показаниям Жукова, Микояна и самого Сталина, самостоятельно вести боевые действия была не в состоянии, и только огромная помощь союзников оружием, автомобилями, средствами связи, бензином, металлом и новейшими технологиями позволила ей подняться на ноги и «перемолоть» 2/3 сухопутных войск Германии. Поэтому если вспоминать победителей — то всех, потому что иной подход — это откровенная подлость, хотя и номинально «без политики».
В канун начала концертного тура «Мы едины» некоторые украинские музыканты, объясняя свое участие в этом действе, настаивали на том, что иначе они не могут, что на Левобережной Украине в каждой семье кто-то воевал, кто-то погиб, поэтому павших и победителей нельзя забыть. Действительно, нельзя. Но вспомнил ли кто-то со сцены о судьбе «чернопиджачников» и «серых пиджаков»? О том, что от 500 до 800 тысяч людей на Левобережье погибли в 1943 году, даже не переодетые в однострои, часто даже без официальной мобилизации, не обученные, почти без оружия, брошенные на немецкие укрепления в лоб? Даже Леонид Кучма вспоминал об этом преступлении советской власти. Теперь же его, похоже, кем-то приказано забыть. То это «без политики» или без совести?
И в завершение вспомним, какие флаги вынесли наемные знаменосцы. Во-первых, флаг, под которым выступала Российская освободительная армия (РОА) генерала Андрея Власова, которая воевала с Красной армией. Во-вторых, флаг, под которым воевала УПА, — и против одного краснознаменного тоталитаризма, и против другого. В-третьих, флаг, который нынешние белорусские «буржуазные националисты» называют «рассвет над болотом», сугубо советский символ несвободной Беларуси... Вот оксюморон — нарочно не выдумаешь! И откровенное политиканство также.
А если по-честному, если по-человечески, то следовало бы вынести флаги всех военных и политических формаций, с которыми связан героизм украинцев, россиян и белорусов в той войне. Они воевали тогда далеко не только под сталинскими флагами, воевали за свои страны и свой дом, за лучшую судьбу — так, как ее понимали в тех трагических обстоятельствах. Не пора ли от барабанов и фанфар относительно «победы» перейти на другой, высший уровень понимания трагических событий 1939—1945 годов, который предусматривает и общенациональное, и междунациональное примирение и чествование всех (кроме военных преступников, которые были во всех армиях) павших на войне?
Тем более что громкое русское слово «победа», если вдуматься в его этимологию, означает «то, что приходит после беды», даже «в результате беды»...
Выпуск газеты №:
№207, (2013)Section
Подробности