Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Безальтернативно: Киевская Русь — Русь-Украина — Украина → Европа

Александр СУШКО: «Более чем двадцатилетняя практика украинского гражданского общества показывает, что спроса на общенациональном уровне на пророссийские движения нет»
31 июля, 09:49
ФОТО ИЗ АРХИВА «ДНЯ»

У Виктора Януковича действительно сегодня есть уникальный шанс. Если князь Владимир Великий в свое время присоединил Киевскую Русь (Украину) к Европе через Крещение, то у нынешнего Президента есть возможность сделать это через подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и последующую интеграцию в европейские структуры. Украинской оппозиции, чтобы продемонстрировать настоящую альтернативу, нужно очень постараться, по крайней мере, не заниматься словесными баталиями.

Очередным испытанием евроинтеграционного курса Украины стало празднование 1025-летия Крещения Киевской Руси. А именно его политическая составляющая, которая доминировала во время этого события. Все наши эксперты как один заявляли — недешевое празднование не стало историческим и духовным толчком к переосмыслению важности прошлого Киевской Руси для современной Украины. Однако мы в очередной раз услышали заявления президента России Владимира Путина и Патриарха Московского Кирилла об общих ценностях и едином народе.

Очень показательным сигналом на этот раз стало поведение российского президента. Опоздав на встречу с Виктором Януковичем на 50 минут и переговорив с ним всего 15 минут, он сразу поехал на конференцию к Виктору Медведчуку. Организовывало это мероприятие, о котором ранее никто не слышал, возглавляемое Медведчуком общественное движение «Украинский выбор» и называлось оно «Православно-славянские ценности — основа цивилизационного выбора Украины». На конференции Путин снова говорил о едином народе и агитировал Украину за «интеграционные процессы на постсоветском пространстве».

«Путин подчеркивает, что он едет в Украину как паломник, — заявила «Дню» накануне народный депутат от Партии регионов Анна Герман. — Я думаю, что в этой позиции тоже присутствует духовная составляющая. Не политическая. И это правильно. Это тоже его выбор, его позиция, и мы очень рады тому, что он приедет в Украину — на землю, откуда начиналось христианство, на Киевскую Русь». Хороший получился «визит паломника» с агитацией за Таможенный союз.

Нельзя было не заметить и еще одну особенность. Несмотря на прогнозируемую пропаганду российского руководителя (они еще с Януковичем вместе праздновали Дни Флота Украины и ВМФ России в Севастополе), внешний образ Путина в Украине был представлен совсем в другом ракурсе. Здесь Владимир Владимирович был тем, кем есть на самом деле: без правильно наведенных камер, «подтанцовывающих» чиновников и других составляющих, которые формируют «русский образ властителя». Известная харизма Путина в Украине себя не проявила, потому что у нас нет антуража самодержавия.

Об украинско-российских отношениях по результатам празднований Крещения Киевской Руси беседуем с директором Института Евро-Атлантического сотрудничества Александром СУШКО.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

* * *

— Пан Александр, уже понятно, что невзирая на официальный повод — празднование даты Крещения, приезд Владимира Путина в Украину носил и политический характер. Как вы прокомментируете результаты визита?

— Результаты визита свидетельствуют о готовности российского президента играть достаточно сложную, откровенную и нетипичную для взаимоотношений двух суверенных государств политическую партию. Основной его целью была демонстрация своего неудовлетворения действиями украинской стороны во внешнеполитической сфере — выборе европейского вектора интеграции. В частности, российский лидер засвидетельствовал готовность к прямой поддержке других политических деятелей в том случае, если Президент Украины не прислушивается к его аргументам. Здесь уже не идет речь о намеках. Путин публично продемонстрировал, каким образом российская сторона будет действовать в Украине — и это лишь верхушка айсберга — в случае отсутствия позитивной реакции со стороны Киева на настойчивые предложения относительно интеграции в Таможенный союз. Именно это является пунктом №1 в российской политике относительно Украины. Другие пункты носят отчетливо подчиненный характер.

Ситуация будет неизменной до тех пор, пока украинская сторона не предпримет решительного шага в одну или другую сторону, потому что иначе опять придется пересматривать инструменты влияния.

«Российская сторона в настоящий момент пытается овладеть теми моделями влияния на украинскую ситуацию, которые раньше недооценивались и игнорировались. А именно — действовать через институт гражданского общества»

Конечно, такая тактика не является типичной для двусторонних отношений государств, которые уважают друг друга. Кроме того, это не прибавляет авторитет руководству Украины, которое не только позволило лидеру соседнего государства чувствовать себя первым лицом во время празднований на территории Украины, а дало ему возможность продемонстрировать все пренебрежение к государству и его главам. Большую часть пребывания в Киеве Путин посвятил не официальным переговорам, а встречам с теми, кто считается оплотом России в Украине, вопреки низкому рейтингу и несущественному рейтингу доверия к этим людям.

— Вы, очевидно, говорите о Викторе Медведчуке. Учитывая поддержку таких фигур, можно ли говорить о том, что российская сторона понимает украинский контекст?

— В случае Медведчука речь идет скорее не о поддержке, а о культивации. Его «Украинский выбор» — это один из ключевых проектов, которые поддерживаются российской стороной всеми возможными средствами, как ни один проект до этого. Мы можем вспомнить, как прошлым летом, сократив свою встречу с Виктором Януковичем, президент России лично посещал с визитом Медведчука в Крыму. То же произошло и в этом году.

Думаю, что все действия, связанные с активной раскруткой, являются свидетельством того, что Медведчук выступает не как самостоятельная политическая фигура, которой он и не является, а как переводчик, который артикулирует в Украине позицию Путина относительно тех или иных вопросов.

Понятно также, что в качестве одного из возможных вариантов рассматривается политическая поддержка Медведчука как кандидата в президенты, но эта карта вряд ли будет разыграна. Все понимают нулевые шансы избрания Медведчука на свободных выборах. Сейчас он выполняет другую миссию — выступает в роли одного из общественных лидеров, под патронатом которого должны сцементировать разрозненные пророссийские группы в Украине. «Украинский выбор» должен не просто дать им определенный импульс к консолидации, но и обеспечить их конкретной программой действий и виденья будущего. Активизация этих групп должна засвидетельствовать, что украинское общество имеет очень заметный сегмент, сориентированный на Россию. Хотя, конечно, это не так.

— Насколько эффективной может быть такая модель взаимодействия между Россией и Украиной?

— Российская сторона в настоящий момент пытается овладеть теми моделями влияния на украинскую ситуацию, которые раньше недооценивались и игнорировались. А именно — действовать через институт гражданского общества. Долгое время это поле было прерогативой европейскоориентированных организаций и той части граждан, которые поддерживают европейский выбор. То есть быть общественным активистом в Украине означало ориентироваться на Европу. Новообразованная пророссийская организация призвана разрушить такой стереотип и продемонстрировать, что наше гражданское общество является таким же расколотым и неоднородным, как и украинское общество в целом.

Новизна ситуации в том, что была осознана важность работы в общественном секторе. И если раньше этим занимались маргинальные группы, филиалы российских организаций в Украине или крымские сепаратистские организации, сегодня мы видим работу во всеукраинском поле.

— Каковы шансы на успех такого проекта?

— Если считать успехом демонстрацию того, что в украинском обществе есть группа активистов, ориентированных на Россию, на мнения и активность которых Кремль будет опираться, усиливая свои позиции в диалоге с Киевом, — успех возможен. Мы уже видим, что в «информационных войнах» факт наличия «Украинского выбора» используется российскими близкими к власти медиа. Так, например, именно они присутствовали на публичной акции организации Медведчука в Брюсселе. Это событие было ретранслировано как проявление активизма украинских граждан, хотя на самом деле речь шла о нескольких десятках людей.

Говорить же о более широком успехе, единении широких общественных кругов вокруг предложенных лозунгов и целей было бы крайне наивно. Более чем двадцатилетняя практика украинского гражданского общества подтверждает, что большого спроса на общенациональном уровне на пророссийские движения нет. Причина кроется в том, что носители этих взглядов, лидеры организаций, не умеют скрывать презрительного отношения к Украине как таковой. Это лишает такие группы общеукраинской перспективы, оставляя их в региональных и социальных нишах на Востоке и Юге. Такие люди не способны предложить общеукраинскую программу, которая могла бы объединить широкие слои граждан в этом государстве.

Наибольший вызов, который стоит, например, перед тем же Медведчуком, чтобы сделать его проект успешным, — собрать вокруг себя необходимое количество авторитетных людей, реально заинтересованных проблемами Украины. Люди, на которых они опираются, отстаивают интересы России и не скрывают этого. Они относятся к самому факту независимости Украины как к определенному курьезу, временному явлению, которое нужно исправить. Поэтому программа Медведчука будет существовать до тех пор, пока на нее есть активный спрос со стороны России. Такого спроса со стороны украинского общества нет.

— Какой в контексте отношений с Россией является тактика украинской власти?

— Украинская власть пожинает плоды того характера отношений, которые выстроились после 2010 г. Это отношения крайне неравноправных партнеров. Можем ли мы представить ситуацию, когда президент Украины приезжает в Россию и вместо встречи с руководством государства идет на встречу с украинскими общественными активистами, которые критикуют главу РФ? Понятно, что это — фантастический сценарий. Поэтому мы видим, насколько далеко заходит эта игра в стратегическое партнерство, при условиях, когда ни одна из сторон в него не верит, а лишь пытается использовать другую сторону, преследуя собственные цели. Для украинской стороны это — льготное снабжение энергоресурсов, а для российской — втягивание Украины в свои интеграционные проекты и завладение материальными ресурсами, в первую очередь энерготранспортными, на территории нашего государства. Это — реальны цели обеих сторон, и они не смотрят на взаимодействие стран глубже или дальше.

* * *

Своеобразным было поведение украинского руководства во время празднований, свидетельствующее о том, что за историческое правопреемство Киевской Руси все-таки продолжается борьба. От наивысших чиновников еще накануне праздники звучали фразы о «празднике нашей государственности», «Украине-Руси», «европейской идентичности» и тому подобное. Примечательно, что даже сам Президент, как написала главный редактор «Дня» Лариса Ившина на своей странице в Фейсбуке, допустил обмолвку, которая претендует на роль лучшей среди всех его обмолвок. Говоря о судьбоносном историческом факте принятия христианства для Киевской Руси, Виктор Янукович название ее «Украинской Русью». Пусть даже таким образом — это может стать абсолютно четким сигналом Кремлю от прогрессивной части украинского общества, ведь историческая связь «Киевская Русь — Русь-Украина — Украина» является безальтернативным фактом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать