Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Блиц-прыжок в 1995-м»

22 года тому назад Украину торжественно приняли в Совет Европы. Почему потеряли темп и до сих пор не выполнили свои обязательства?
08 ноября, 18:55
ФОТО УКРИНФОРМ

Далекий уже 1995 год был для Украины очень важным и знаковым. 9 ноября в Страсбурге (Франция), где расположена штаб-квартира Совета Европы, состоялась официальная церемония вступления Украины в эту организацию. О своем желании вступить в СЕ Украина заявила еще 14 июля 1992 г. После этого сотрудничество между нашим государством и СЕ на правительственном и парламентском уровнях значительно активизировалось. Ведь основным уставным условием для вступления стран в Совет Европы является признание государством-кандидатом принципа верховенства права, его обязательство обеспечить права и основные свободы человека всем лицам, которые находятся под его юрисдикцией, и эффективно сотрудничать с другими государствами с целью достижения целей СЕ.

Еще до приобретения членства в СЕ Украина стала стороной нескольких конвенций этой организации. Уже 16 сентября 1992 г. Верховной Раде Украины был предоставлен статус «специально приглашенного гостя» в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Далее по доверенности Комитет министров СЕ Парламентская ассамблея должна была подготовить вывод относительно степени готовности Украины к вступлению в СЕ. Соответственно, Европейская комиссия «За демократию через право» провела правовую экспертизу проектов отдельных статей новой Конституции Украины, проектов Семейного и Административного кодексов, проекта Закона о местных советах народных депутатов. 15 сентября 1995 г. в Киеве был открыт Центр информации и документации СЕ. По этому случаю в Украине находился генеральный секретарь СЕ Даниэль Таршис.

И вот 26 сентября 1995 г. во время сентябрьской части сессии 1995 г. ПАСЕ приняла позитивный вывод относительно заявки Украины на вступление в Совет Европы. В Ассамблее нашей стране предоставлены 12 мест. Завершающей стадией процедуры вступления Украины в СЕ стало заседание Комитета министров СЕ, которое единодушно приняло резолюцию о приглашении Украины стать 37-м членом организации и присоединиться к ее Уставу. 31 октября 1995 г. Верховная Рада приняла Закон Украины о присоединении к Уставу СЕ.

9 ноября 1995 г. во время торжественной церемонии на площади перед Дворцом Европы был поднят государственный флаг Украины. В церемонии приняли участие генсек СЕ Даниэль Таршис и члены украинской делегации, возглавляемой премьер-министром Евгением Марчуком. Обращаясь к участникам церемонии, Марчук заявил, что «прием Украины в Совет Европы свидетельствует о признаниях прогрессивных преобразований, которые осуществило наше государство за сравнительно короткий срок, о поддержке со стороны Европейского содружества демократических процессов, происходящих в нашей стране, а также о том значении, которое уделяет Европа политическим и экономическим реформам в независимой Украине» (interfax.com.ua).

Тогдашний премьер-министр подчеркнул, что принятие Украины в СЕ символизирует «возвращение Украины в европейскую семью народов, частью которой мы всегда себя считали». «Страна, которая находится в географическом центре континента и которая в то же время веками была искусственно изолирована от европейских дел, наконец, займет надлежащее место в европейском доме. Членство Украины в СЕ — это гарантия безопасности и суверенитета Украины, ее дальнейшего продвижения путем рыночных реформ и демократических преобразований», — отметил Евгений Марчук.

Обратите внимание на слова о «возвращении Украины в европейскую семью народов». Это было сказано в 1995 г. И вспомните теперь, сколько раз потом эта фраза будет повторяться, даже уже нынешним руководством в последние годы. Это свидетельствует о том, что шанс вернуть себе надлежащее место в европейском доме Украина имела еще в 1990-х гг. Однако тогдашнее руководство во главе с Леонидом Кучмой не очень занималось европейской и евроатлантичной интеграцией Украины и холодно относилось к отдельным прорывам наподобие вступления в Совет Европы. Не на запись приходилось слышать от политиков того времени, что Кучма не очень хотел, чтобы Украина вступала в СЕ, потому что это лишний мониторинг и проверка состояния прав человека в нашей стране. Но согласился, потому что ему это было нужно в основном для того, чтобы создать определенную ширму, играясь в так называемую многовекторность, ради построения внутри страны кланово-олигархической системы, где Кучма выступал третейским судьей, таким образом удерживая власть и обогащаясь. Собственно, «система Кучмы» жива до сих пор, потому что, как оказалось, взятые на себя обязательства при поступлении в Совет Европы Украина до сих пор не выполнила: ни во времена Кучмы, ни во времена Ющенко, ни во времена Януковича, ни во времена уже Порошенко.

Как Украина вступала в Совет Европы и в чем проблема невыполнения своих обязательств?

«ДЛЯ НАС ЭТО БЫЛА БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ. НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ»

Евгений МАРЧУК, премьер-министр Украины (1995—1996 гг.):

— Я тогда как раз стал премьер-министром и очень хорошо помню, сколько усилий пришлось приложить, чтобы дойти до упомянутой завершающей процедуры. Заявку на членство в Совете Европы Украина подала еще в 1992 году. Но после этого особых усилий в этом плане не прилагала. Конечно, что-то делалось, однако последовательных и больших усилий не было, потому что, к сожалению, не все хотели этого членства. Когда же я стал премьер-министром, мы с тогдашним министром юстиции Сергеем Головатым довольно активно начали работу в этом направлении. Головатый принимал довольно конструктивное участие в этом.

Напомню, что для того, чтобы начался процесс вступления в СЕ, нужно было, чтобы Парламентская ассамблея СЕ приняла позитивный вывод относительно самой заявки Украины на членство. И вот в конце сентября 1995 года ПАСЕ таки приняла этот позитивный вывод. Откровенно скажу, что для нас это была большая радость. Но, повторюсь, не для всех, потому что присоединение Украины к Совету Европы значило принять на себя огромные обязательства. Этот позитивный вывод основывается не на абстрактных вещах, а на той работе, которую Украина начала проводить. Были публичные планы, издавались постановления правительства. Подавляющее большинство из тех, кто разбирается в этом, знали о серьезных обязательствах по реформированию судебной системы и соблюдению прав человека и верховенстве права. Верховная Рада приняла Закон «О присоединении Украины к Уставу Совета Европы». СЕ, в свою очередь, принял резолюции о приглашении Украины к вступлению и определил дату торжественной церемонии — 9 ноября. Дату определяли они. Нас принимали одновременно с Македонией.

После этого Украина обязалась реализовать большую программу по приближению к европейским стандартам через законодательство. Это то, что называется социально-правовое государство, которым должна была стать Украина, где права человека должны неуклонно соблюдаться. Мы же видим, как у нас до сих пор трудно проходит реформирование судебной системы. Сегодня мы уже привыкли к тому, что существует Совет Европы, и мы являемся ее членом. СЕ защитил своими решениями и идентифицировал РФ как агрессора. Сейчас это кажется чем-то само собой разумеющимся, но до того была проведена огромная работа. И базовым моментом этой работы была тема прав человека. На практике с этим вопросом мы имеем много проблем, начиная с социальных прав человека. Социальный аспект очень важен — страхование, образование, медицина и так далее, завершая свободой слова. Того же Георгия Гонгадзе убили не за то, что он, например, кому-то денег задолжал, а за то, что стремился реализовать себя как журналист. Таким образом, нам еще придется многое сделать, тем более, что Украина находится в специфической войне с Россией.

«УКРАИНА МЕДЛЕННО ДВИЖЕТСЯ НА ПУТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД СЕ»

Сергей ГОЛОВАТЫЙ,министр юстиции Украины (1995—1997, 2005—2006 гг.):

— 9 ноября 1995 года был очень волнующим днем. Для большинства, в том числе с политического класса, было не очень понятно, что такое вообще Совет Европы. Но самое главное заключалось в том, что мы уже были не в Советском Союзе. И Совет Европы манил тем, что ассоциировалось с Западом. Хотя не думаю, что на то время когда мы принимали на себя обязательство, все осознавали, о чем идет речь. Среди них были вещи осознанные и неосознанные. Например, если брать языковую хартию, то на то время вряд ли кто-то мог понять, во что это может вылиться для нашего государства, потому что впоследствии это привело к принятию закона Кивалова-Колесниченко, а в конечном итоге и русской агрессии.

Главное, что  в то время было очень памятным и значимым — это то, что Украина стала членом Совета Европы раньше России. Это был очень важный знак, который стал первой значимой победой в сосуществовании Украины и РФ. Напомню, что 1995 год был юбилейным годом победы во Второй мировой войне (50 лет). До мая 1995-го существовал политический консенсус в Совете Европы, что РФ примут в эту организацию. Украина же вообще не была в повестке дня. Но случилось событие, которое уже сняло с повестки дня Россию, — в январе 1995-го Ельцин начал первую чеченскую войну. Европа в то время резко негативно восприняла эту агрессию. Жертвы, истязания и разрушения в Чечне вычеркнули РФ из планов Совета Европы. Но и Украина не была готова, потому что аксиоматическим для вступления в СЕ (клуб политических либеральных демократий), является наличие новой посттоталитарной Конституции. В РФ такая конституция была еще с 1993 года. В Украине же, к сожалению, на в время была еще советская Конституция с заменой УССР на слово Украина и внесением в нее института президентства.

Тогда существовал конфликт между Кучмой как президентом и Морозом как главой Верховной Рады. У Кучмы еще не было собственной вертикали, не было распределения ветвей власти, потому в парламенте была своя вертикаль. В соответствии с решением Верховной Рады был внесен законопроект об организации государственной власти и местного самоуправления, где появилась идея госадминистраций. Но «красная» Рада это, конечно, отбросила, потому что она контролировала местные советы и ей не нужны были никакие администрации от Кучмы. Кучма не хотел делиться властью. Тогда в декабре 1994 года я выдвинул идею для преодоления этого кризиса в виде Конституционного договора между президентом и парламентом на один год переходного периода. Мы с известным конституционалистом Леонидом Юзьковым, который тогда возглавлял Конституционный Суд, подготовили текст Конституционного договора и отправили его в Венецианскую комиссию.

В конечном итоге в июне Венецианская комиссия дала заключение, что такой Конституционный договор может рассматриваться как мини-конституция на переходный период, потому что в ней вводилось впервые в Украине распределение властей. Вся исполнительная власть согласно настоящему договору принадлежала Кучме как президенту. Кроме того, он получил право издавать декреты или указы по вопросам экономической реформы. Настоящий договор был заключен 6 июня 1995 года. Но в нем ничего не было сказано о правах человека, которые являются основным принципом для европейского законодательства, потому и было определено, что через год должна быть принята полноценная Конституция. Благодаря этому ПАСЕ 26 сентября 1995 года рекомендовала Украину к обретению членства в Совете Европы. Украина была уникальна в том, что она была единственной страной, которая вступала в Совет Европы, не имея новой демократической конституции. Они увидели наше движение вперед, наш потенциал и на основе наличия лишь Конституционного договора рекомендовали принять Украину.

То, что сегодня Украина до сих пор находится в состоянии мониторинга Совета Европы, значит, что страна двигается достаточно медленно на пути выполнения обязательств. И это при том, что тогда, в 1995-ом, мы сделали блиц-прыжок. В настоящее время мы в таком же состоянии как Россия, Грузия, Молдова, Азербайджан, то есть те страны, которые до сих пор не справились с взятыми на себя обязательствами, определенными выводами №190 от 26 сентября 1995 года. Министерство юстиции — это главный институт в системе власти, который отвечает за политику выполнения наших обязательств. В свое время мы создали специальный межведомственный комитет: я собирал министров и их заместителей, чтобы быстрее продвигаться в этом вопросе. Позже указом Ющенко также был создан Координационный совет по вопросам выполнения обязательств перед СЕ. То есть проводилась последовательная работа. В последнее же время этот вопрос остается проблемным, и я не думаю, что сейчас кто-то централизовано его контролирует.

«В ОТНОШЕНИЯХ С СЕ БЫЛИ РАЗНЫЕ СИТУАЦИИ, НО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ СОСТОЯЛИСЬ»

Дмитрий КУЛЕБА, Постоянный представитель Украины в Совете Европы:

— Действительно, при вступлении в Совет Европы каждое государство принимает на себя соответствующие обязательства относительно укрепления демократии, верховенства права и защиты прав человека. В наших отношениях с Советом Европы были разные ситуации, но можно сказать, что фундаментальные преобразования в Украине состоялись в тесном взаимодействии с этой институцией и в соответствии с ее стандартами. Безусловно, еще существуют определенные вопросы, но нам удалось серьезно продвинуться вперед. И Совет Европы это признает. Должна, в частности, завершиться реформа прокуратуры. Но нельзя однажды сказать, что мы выполнили все обязательства и начинаем новую жизнь. Государство — это живой организм. В нем постоянно что-то происходит. Поэтому нам необходимо  периодическое привлечение Совета Европы как экспертного органа для того, чтобы принимать законодательство, которое соответствует  европейским стандартам. Диалог с СЕ непрерывен. И это не потому что у нас есть проблемы, а потому что мы стремимся, чтобы наш вектор развития отвечал европейским стандартам.

Сейчас существует два ключевых вопроса, над которыми Совет Европы должен системно работать. Первый — это права украинских политических заключенных, которых РФ держит в оккупированном Донбассе, Крыму и у себя в РФ. Второй — это постоянное совершенствование внутренних украинских механизмов защиты прав человека, которые применяются на контролируемых украинским правительством территориях. Если по второму вопросу у нас есть эффективный диалог и результативное сотрудничество с СЕ, то относительно первого вопроса есть тотальное нежелание России рассматривать этот вопрос. Также, к сожалению, нежелание заниматься этой проблематикой есть и в некоторых органах Совета Европы. Россия живет в своей вселенной, в которой для них Украина является адом на земле. Поэтому когда СЕ отмечает позитивные изменения в Украине, российская дипломатия рассказывает, что у нас никакого успеха нет. Но благодаря совместной работе с нашими европейскими партнерами нам все же удается эти препятствия преодолевать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать