Борис ДЕЙЧ: Большинство — гарантия от авторитаризма

— Борис Давыдович, предстоящие четыре года работы нового состава ВС Крыма Вы назвали «новой главой» и «шансом, предоставленным историей». Не могли бы уточнить, какие именно задачи развития автономии вы планируете решить, возглавляя ее парламент, за это время?
— Избиратель хорошо понимает, для чего он посылает в парламент своего представителя. Чаще всего есть потребность изменить к лучшему ту или иную ситуацию в обществе, в экономике. И, конечно же, есть надежда, что депутаты способны на эти позитивные изменения.
Одной из главных задач, которые я ставлю перед собой и коллегами, — это закрепление того согласия, которого мы достигли в ходе формирования властных органов автономии. Увы, вся десятилетняя история нашей республики состоит из больших и малых конфликтов представительской и исполнительной власти. Здесь и правовая неурегулированность, и личностные противоречия, и отрицание отдельными политиками основополагающего принципа разделения властей. Все это крайне отрицательно влияло на темпы развития автономии, тормозило процессы реформ. Я очень надеюсь, что отныне Верховная Рада и Совет министров автономии будут работать, как один властный организм. Никто не отнимет у нашего парламента конституционного права назначать правительство автономии и контролировать его деятельность. Но при этом никто и не давал нам права подменять правительство в тех вопросах, которые законом отнесены к его компетенции, а контроль превращать в мелочную опеку и выискивание «блох».
Изыскания на тему «Кто в доме хозяин?» или «Кто самый главный?» — не только бесперспективны, но и определенно вредны. Здесь лучше припомнить крылатую фразу поэта «Сочтемся славой!».
Среди других важнейших задач, которые предстоит решить в ближайшее время, нужно отметить традиционную для Крыма проблему взаимоотношения автономии с центром. Баланс полномочий и ответственности — вот главное, чего нам пока не хватает.
— Аналитики в последнее время говорят о роли «малых групп» депутатов в парламенте. Что вы думаете не только о роли большинства, но и о роли меньшинства? Какие механизмы будут использоваться для учета мнения меньшинства и оппозиции?
— Сначала нужно определиться с терминами. Под «малыми группами» можно понимать и такие группы депутатов, которые создаются не по политическому, а, например, профессиональному признаку. Знаю, что у коллег есть планы создать группу энергетиков. Могут депутаты объединиться и по географическому принципу, лоббируя интересы своих избирателей в том или ином регионе. Конечно же, в парламенте автономии представлены и те политические силы, которые уже с первых заседаний заявили о себе в качестве оппозиции. Убежден, что это вполне нормально…
Я и мои коллеги по руководству ВР АРК намерены сделать все возможное, чтобы права депутатского меньшинства не ущемлялись. Уже сегодня видно, что большинство настроено на позитивный диалог, и готово воспринимать все конструктивные предложения своих оппонентов. В перспективе, причем не отдаленной по времени, парламенту Крыма предстоит выработать четкие «правила игры», при которых оппозиция станет тем противовесом, который никому в выборном органе не позволит чувствовать себя непререкаемым авторитетом.
— Считаете ли вы необходимым в чем-то изменить Конституцию АРК?
— Это довольно сложный и щепетильный вопрос. Нужно вспомнить, в каких условиях Конституция АРК принималась, как работала Конституционная комиссия, как этот вопрос проходил в парламенте Украины. К сожалению, было допущено много ошибок. Тем не менее, как я уже говорил, Основной Закон автономии является полноценным Законом Украины.
Процедура внесения изменений в Конституцию АРК законодательно прописана достаточно четко. И если такой вопрос возникнет, мы будем строго придерживаться буквы закона. Было бы большой ошибкой превратить Конституцию автономии в разменную монету различных политических сил, низвести Основной Закон до уровня постоянно меняющейся «инструкции по пользованию правами автономии». Перед нами стоит иная задача — исключить из текста Конституции АРК все то, что противоречит действующему законодательству Украины. С особой тщательностью нужно поработать над теми статьями, которые говорят о бюджетных взаимоотношениях автономии и центра.
— Как вы оцениваете результаты формирования нового состава президиума и правительства? Распространено мнение, что в некоторых моментах вы и глава правительства вынуждены были идти на компромисс в ущерб качеству...
— В отличие от наших старших коллег по депутатскому корпусу ВР Украины мы смогли решить все кадровые вопросы на двух пленарных заседаниях, предотвратив многодневный спор. Это стало возможным благодаря предварительным консультациям сформированного по результатам выборов демократического большинства, о котором уже велась речь. Были, конечно, и элементы политического торга. Но мы с Сергеем Куницыным старались максимально учитывать профессиональные качества при решении любого кадрового вопроса. Считаю, что нам удалось сформировать достаточно грамотное руководство и парламента, и правительства. Увы, в этом процессе неминуемы и известные издержки…
Кстати, среди тех, кто получил руководящие портфели, немало депутатов, еще недавно бывших в составе наших оппонентов из «Блока Грача».
Очень важно и то, что впервые в истории нашей автономии высокие государственные должности занимают представители крымскотатарского народа, избранные в состав высшего представительно органа власти на мажоритарных округах.
— Как вы оцениваете перспективы дальнейшего решения проблемы репатриации крымских татар и их дальнейшую роль в жизни Крыма?
— Этот сложный вопрос находится под непосредственным контролем Президента Украины. Леонид Данилович лично провел в Крыму несколько заседаний Совета представителей крымскотатарского народа, на которых с участием членов Кабмина рассматривались важнейшие задачи скорейшей адаптации депортированных к условиям украинского общества.
В то же время из-за сложностей в финансировании многие программы репатриации затягиваются, а значительное число крымских татар живет в условиях, которые и нормальными-то назвать нельзя. Это означает, что требуется на законодательном уровне закрепить государственную программу возвращения депортированных на свою родину.
— Вас знают как специалиста в курортной сфере. Охарактеризуйте состояние и проблемы этой отрасли в Крыму, какие перспективные задачи по ее развитию вы могли бы предложить?
— Развитие курортно-рекреационной сферы Крыма в последнее время приобрело некоторые черты интенсивного развития, но, к сожалению, лишь черты. Пока не удалось выйти на комплексную систему мер по подъему крымских курортов. Помимо экономических причин в последнее время этому, как ни парадоксально, мешали многие крымские политики, у которых агрессивная активность проявлялась аккурат накануне курортного сезона. Разборки, отставки и митинги, как известно, не способствуют привлечению гостей на крымские курорты. Тем не менее, мы с каждым годом наблюдаем увеличение числа отдыхающих на полуострове. А это становится возможным благодаря тому, что качество услуг, комфортность, уровень обслуживания растут, а цены приспосабливаются к различным категориям обеспеченности граждан. Но вот парадокс — чем больше приезжает в Крым отдыхающих, тем меньше мы получаем отдачи в свой бюджет. Главная причина — непродуманная налоговая политика, не учитывающая курортную специфику. Кроме этого очень мешает и то, что до сих пор здравницы Крыма принадлежат многим ведомствам, которые имеют различные льготы по платежам в бюджеты всех уровней или платят налоги за пределами автономии.
Возьмем, к примеру, взаимоотношения здравницы и властей курортного города. Не могут же отдыхающие все время находиться только на пляже, в номере или в парке. Но вот они выходят в город, и он встречает их… неухоженными улицами, непродуманной торговлей, опаздывающим транспортом и многим другим, контрастирующим с хорошим впечатлением от дома отдыха или санатория. А ведь город или поселок самым непосредственным образом заинтересованы в отдыхающем, который захочет — или не захочет! — приехать сюда еще раз. Увы, пока такой заинтересованности что-то не было видно. Конечно, просить деньги из центра и привычней, и легче. Эту практику будем решительно менять.
Вообще менять предстоит многое, в том числе — меру ответственности власти за свои поступки и обещания. Для начала начну с себя.
Выпуск газеты №:
№93, (2002)Section
Подробности