Перейти к основному содержанию

«Божественный» мандат

Почему священнослужители идут в депутаты?
01 марта, 19:55
ДОВЕРИЕ

В нынешнем политическом сезоне партийные списки, как никогда, пестрят колоритными личностями: журналистами, певцами, композиторами, космонавтами. Но есть еще одна необычная категория кандидатов в будущий состав парламента, которые тоже зачем-то стремятся получить депутатский значок. Это — священники.

Церковь официально активного участия в делах государства не принимает. Однако в жизни разделить святое и мирское священникам не всегда удается. Представители церквей идут во власть, чтобы получить возможности для продвижения своих интересов, в частности, и финансово-экономических. Для политических партий присутствие в списках священников гарантирует использование электорального ресурса верующих. Кандидаты в рясах находятся, как правило, на непроходных местах, но все же их роль в успешности той партии, которую они выбрали, нельзя недооценивать. Пусть формально настоятели и священники говорят о том, что ни в коем случае не агитируют своих прихожан, но это неправда. Более того, лично автору известен случай, когда по окончанию службы раздавали календари с изображением известного политического деятеля на фоне церковных куполов.

А если вспомнить президентские выборы в 2004 — что тогда произошло с церковью? Храмы превращались в агитационные штабы определенных политических сил. Батюшки раздавали партийную прессу, активно агитировали за «православного» кандидата, совершали крестные ходы. А храмы превращались в склады агитпродукции, в том числе — порочащей неугодного кандидата и его сторонников как «слуг сатаны». Более того, стали фиксироваться случаи, когда священнослужители отказывались исповедовать прихожан, которые голосовали не за «своего» кандидата.

В данной ситуации, когда церковь фактически гипнотизирует сознание своих прихожан, активно агитируя их голосовать за отдельные политические силы, как никогда кстати было бы принятие нового закона, который бы превратил украинское законодательство о свободе совести из декларации в детальный и эффективный правовой документ, обеспеченный надежными юридическими механизмами. В преддверии парламентских выборов-2006 неплохо было бы, чтобы закон (кстати, несколько законопроектов о религии зарегистрировано в ВР) реально предотвратил саму возможность превращения церквей в политические партии и исключил любое давление на религиозные организации со стороны субъектов выборов и властей.

Итак, кто же из церковных служителей желает поменять рясу на мандат? Или же, что вероятнее всего, совмещать Божью службу с депутатскими буднями. Под номером 381 в Партии регионов значится протоиерей УПЦ Киевского патриархата Олег Слепцов, проживающий в Днепропетровске. Рядом с ним на 387-й позиции разместился преподаватель Петропавловского кафедрального собора Луганска Гавриил Ильгов.

Партия власти НСНУ также имеет в своем списке нескольких кандидатов-священнослужителей. К примеру, под 115-м номером в список включен действующий народный депутат Юрий Бойко, который является настоятелем прихода святых великомучеников Бориса и Глеба, а также ректором Коллегии святителя Петра Могилы. На 436-й позиции разместился Александр Гудыма, который является главой «Православного братства святого апостола Андрея Первозванного». Как известно, это братство объединяет верующих УПЦ Киевского патриархата. Партия «Новая сила» Юрия Збитнева приютила в своем списке священника УПЦ КП из Чернигова Евгения Орду под 134-м номером. Протоиерей прихода святого Иоанна Крестителя УПЦ Павел Стародуб значится в блоке «Патриоты Украины» на 39-й позиции.

Лидер блока «Народная оппозиция» Наталия Витренко также ведет с собой в парламент церковных деятелей. В ее список вошел настоятель Крестовоздвиженского собора в Ужгороде Димитрий Сидор. Кстати, этот священник не дебютант в большой политике. Он является депутатом Закарпатского областного совета, а его заслуги в социально-экономическом и культурном развитии Украины отмечал наградами экс- президент Леонид Кучма. Под 36- м номером в списке Украинской консервативной партии, которую возглавляет скандальный ректор МАУП Георгий Щекин, значится священник Украинской автокефальной православной церкви Дмитрий Малетич, проживающий во Львовской области. А на 81-м месте числится Александр Власенко, миссионер из Полтавы, который является верным служителем Всеукраинского союза объединений Евангельских христиан-баптистов.

В предвыборных списках находятся и представители духовенства нетрадиционных конфессий. Под номером 33 в блоке Бориса Олийныка и Михаила Сироты значится архиепископ Апостольской христианской церкви в Украине Владимир Токарев, который ранее представлялся пастором церкви «Слово жизни». АХЦ была зарегистрирована совершенно недавно, и В. Токарев сыграл при ее создании одну из главных ролей. Блок НДП включил в свой список священнослужителя нетрадиционной веры. Под номером 28 здесь значится пастор религиозной общины христианской церкви «Новое поколение» Андрей Тищенко.

А в списке блока Юрия Кармазина образовался мини-клуб кандидатов «нетрадиционных» священнослужителей. На четвертом месте здесь находится Александр Марков, который позиционирует себя как глава правления религиозного христианского братства «Путь к истине». В этом же списке, правда на 82 мместе, присутствует еще один представитель данной организации и по совместительству директор благотворительного союза «Звон» Алексей Уткин.

Одним словом, священников в нынешних партийных списках хватает. В официальных комментариях все потенциальные кандидаты в депутаты «божественного» происхождения в один голос твердят, что ни в коем случае не собираются проводить агитацию среди своих прихожан.

Глава Украинской православной церкви митрополит Киевский и всей Украины Владимир (Сабодан) заявляет: «Епископат Украинской православной церкви не будет принимать участия в выборах. Что касается священнослужителей, которые желают баллотироваться в местные советы, то эти вопросы решают епархиальные архиереи. Священнику, как никому другому, известны страдания нашего народа. Поэтому священнослужитель, на мой взгляд, может достойно представлять свою паству в представительских органах».

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет считает, что политиками должны быть исключительно профессионалы: «Наша церковь не благословляет священнослужителей выдвигать свои кандидатуры в Верховную Раду. Для того чтобы работать в парламенте, необходимо быть специалистом. Политиками должны быть профессионалы. Священники не имеют соответствующего образования и знаний. Их участие в работе законодательного органа будет скорее символическим и вряд ли даст ощутимый результат для общества и страны. Кроме того, если священник окажется в ВР, то обязательно больше времени будет уделять не церковным делам, к которым он призван Богом, а мирским хлопотам. Касательно местных советов: церковь разрешает ее служителям быть депутатами в органах местного самоуправления. Работа на этом уровне дает возможность не отвлекаться от церковных дел и позволяет решать вопросы местного значения. Такие, например, как выделение земельного участка под строительство храма, социальная защита людей, благотворительность. Все это является полезным для православной церкви и общества в целом».

Церковь среди населения Украины пользуется большим доверием. Об этом на протяжении многих лет свидетельствуют результаты социологических опросов. Научный руководитель фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина сообщила, что в то время как падают рейтинги власти, церковь по-прежнему имеет высокий кредит доверия среди населения Украины — баланс между доверием и недоверием в феврале составил +44%.

В тоже время эксперты Центра им. А. Разумкова уверяют, что влияние церкви на политическое решение верующих незначительно. Хотя, памятуя о прошедших выборах президента, этого не скажешь. Довольно активно разыгрывается церковная карта и на грядущих выборах. Из собственной практики могу рассказать, как это происходит.

Воскресенье. Утренняя служба в одной маленькой православной церквушке Киева. До парламентских выборов остается меньше месяца. Облачившись в непривычно длинную юбку, надеваю на голову платок и захожу в храм Божий. Внимательно слушаю молитву. Крещусь. Бросаю пожертвование в миску, с которой в течение часа раза три подходил работник церкви. Далее становлюсь в очередь рядом с теми, кто решил исповедаться. «Я пребываю в смятении», — приблизительно с такими словами обращаюсь к батюшке. Он уточнил, по какому поводу. Я ответила, что считаю своим долгом проголосовать на грядущих выборах, но до сих пор не могу определиться, кому отдать свой голос. Видимо, я не вызвала подозрений у священника, и он рассказал мне, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в украинском политикуме. Надо же! Мне посоветовали проголосовать за политическую силу, которая помогла соорудить жилье для батюшки и выделила средства для приобретения церковного купола! Да, именно такие доводы, которые по задумке должны были посеять в моем сознании любовь к «хорошей» партии, привел священник. Безусловно, тот факт, что политики помогают сооружать, не побоюсь этого слова, дворцы для батюшек, это хорошо. Но вопрос ведь в том, что политики, жертвующие на церковные нужды, могут быть по православным канонам грешниками, а по земным — уголовниками (предвыборные списки, как известно, пестрят особами, которых разыскивает Интерпол). Судя по всему, священников этот вопрос не особо волнует. Они ведь и сами идут в политику, выбирая борьбу вместо смирения, трезвый расчет вместо молитвы и агитацию вместо исповеди.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать