Будут ли протесты мирными?
Олег ЗАРУБИНСКИЙ: «Завтра законопроект №2450 рассматриваться не будет»
Депутаты вчера открыли сессию и закрыли. Оказывается, не согласовали повестку дня. Проголосовали за изменения в календарном плане работы: работать 4 и 5 сентября в комитетах и фракциях, а 6-го — собраться на пленарное заседание. За 19 минут, в течение которых длилась сессия, с трибуны успел выступить глава правительства Николай Азаров. Его главный месседж — этот состав парламента должен успеть принять «сбалансированный, совершенно реалистичный» государственный бюджет на 2013 год. Владимир Литвин, спикер парламента, поддержал Азарова: «Важно принять крайне важные решения и заняться подготовкой бюджета». Ну и признал, что «важно не допустить конфликтов, на которые мы с вами мастера». Все. Виктора Федоровича на открытии сессии не было.
Между тем, еще в понедельник и вторник на сайте парламента в расписании заседаний Верховной Рады за 6 сентября в повестке дня значился законопроект №2450 «О порядке организации и проведения мирных мероприятий». Он должен был проходить повторное второе чтение, но, как объяснил нам вчера ответственный за его подготовку Олег Зарубинский от фракции Народной партии в Верховной Раде, рассматриваться проект закона в этот день не будет.
«Информацию о рассмотрении этого законопроекта вывесили, потому что так должно быть технически. Но я предложил не рассматривать законопроект до того момента, пока не будет вынесен на голосование законопроект Юрия Мирошниченко (проект Закона №10569 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно свободы мирных собраний». — Авт.), который должен обеспечить механизм защиты прав людей на мирные собрания, — говорит Зарубинский. — Во время рассмотрения проекта на заседании комитета общественные организации выразили опасение, что законопроект пройдет, а механизм его реализации будет долго «висеть» в парламенте, как это часто бывает. Нужно, чтобы они синхронно рассматривались и вводились в действие одновременно. Однако проект Мирошниченко еще не рассмотрен профильным комитетом». Он предлагает внести изменения в кодексы об административных правонарушениях и административном судопроизводстве.
Данная законодательная инициатива вызвала в обществе неоднозначную реакцию: общественные организации неоднократно выражали свое недовольство. В частности, Всеукраинская инициатива «За мирный протест!» в своем анализе законопроекта подчеркивает, что ч.1 ст.7 устанавливает единый срок оповещения органов власти о проведении мирного собрания — не менее чем за два рабочих дня до проведения мирного собрания. «Следует отметить, что этот срок на самом деле в Украине установит недельный срок оповещения — на практике с нерабочими и праздничными днями в сумме этот срок будет составлять до пяти-семи дней, а о мирных собраниях по понедельникам и вторникам придется извещать за три-четыре дня... К тому же, как показывает украинская практика, двух дней достаточно, чтобы суд под любым предлогом запретил проводить мирные собрания. Как свидетельствуют данные за 2011 год из Единого государственного реестра судебных решений Украины, 89,4% дел о мирных собраниях завершаются запретом их проведения... Таким образом, два рабочих дня нового закона приведут к резкому увеличению количества судебных запретов протестов, а впоследствии могут стать бомбой замедленного действия, которая приведет к бюрократизации или вообще запрету спонтанных мирных протестов в Украине», — говорится в заявлении.
«Трудно найти более либеральный законопроект, — продолжает, тем не менее, Зарубинский. — Он один из лучших в Европе. Мы учли предложения многих общественных организаций, которые были представлены на заседаниях комитета. А сколько времени должно рассматриваться заявление — 2 часа? Можно обратиться к международному опыту: в Швеции 7 суток, в Польше — 3, в Германии — 5, в США — 10, в России — 10. В большинстве стран Европейского Союза рассмотрение длится от двух суток и больше».
По мнению оппозиционного депутата от «БЮТ-»Батьківщини» Андрея Шкиля, любой законопроект который ограничивает право на мирные собрания, или регулирует его, является плохим. «Подобные законы должны писаться не властью, а украинскими общественными организациями, — комментирует Шкиль, — которые являются самыми незащищенными и неотфильтрованными властью структурами, которые быстро реагируют на общественно значимые события и выходят на улицы. Кратчайшим вариантом было бы инициирование общественного обсуждения относительно того, какие должны быть права, стоит ли их изменять, если так, то как? В частности, стоило бы ввести такой алгоритм работы, при котором предложенная инициатива исполнительной или законодательной власти была бы поддержана и участниками общественных организаций, то есть теми, кто будет проводить мирные собрания».
В инициативе «За мирный протест!» подчеркивают, что законодатели проигнорировали альтернативную норму относительно дифференцированных сроков уведомления о проведении мирных собраний, созданную украинскими правозащитниками из Рабочей группы по разработке законопроектов о свободе мирных собраний: «Минимальный срок уведомления этой нормы — 12 часов. Похожую позицию выражает Всеукраинская ассоциация общественных правозащитных организаций «Украинский Хельсинский союз по правам человека» — минимальный срок оповещения должен быть не больше, чем сутки».
Слабыми местами законопроекта считаются п.4 ч.2 ст.9, который устанавливает неисчерпаемый перечень мест, где можно запрещать проведение мирных собраний. Формулировка «Не допускается проведение мирного собрания: ...в других местах, установленных законом» де-юре значит, что список запрещенных мест для проведения мирных собраний может быть дополнен во множестве других законов, а не исключительно в профильном. А также ч.1 ст.14 законопроекта, которая устанавливает императивную обязанность протестовальщика «незамедлительно сообщать в орган внутренних дел или соответствующий орган местного самоуправления о дате, времени, месте, цели проведения спонтанного мирного собрания, а также о мерах, которые необходимо принять для обеспечения проведения спонтанного мирного собрания». Данная обязанность противоречит сути стихийных собраний.
«Мы не можем принимать любой закон, который поставит под сомнение право людей выходить на улицы и выражать свою позицию, — комментирует оппозиционный депутат Андрей Шевченко. — В настоящее время, например, выход на улицу является для оппозиции колоссальной проблемой. Мы будем голосовать лишь за такие проекты, которые будут однозначно поддержаны гражданским обществом и всеми политическими сторонами. В данном случае это означает, что закон о мирных собраниях может быть принят только в пакете с изменениями к кодексам и другим законам, которые помогут регулировать этот вопрос. В этом законопроекте есть полезные нормы и их немало, но если принимать его без изменений к кодексу об административных правонарушениях и другим законам, он может быть очень опасным. Нужно выходить на консенсуальное решение, тогда проект поддержит и власть, и оппозиция, и общественность».
Будет ли принят законопроект до выборов, наши собеседники спрогнозировать так и не смогли. Однако возникает более важный вопрос: насколько этот законопроект будет качественным? В России не так давно внесли изменения в законодательство и существенно усилили ответственность за нарушение во время массовых акций, то есть проводить мирные акции стало сложнее. У нынешней украинской власти есть плохая привычка обезьянничать своих русских коллег. Случится ли так и в этот раз?
Выпуск газеты №:
№157, (2012)Section
Подробности