Перейти к основному содержанию

Бюджетники так и не дождались новогоднего подарка от правительства

10 января, 00:00

На Новый год принято делать подарки. Поэтому работники бюджетной сферы с нетерпением ожидали обещанного правительством повышения с 1 января 2001 года должностных окладов, пусть даже и на далеко не адекватные уровню инфляции 25%. Как говорит народная мудрость, обещанного три года ждут... Бюджетники ждали более четырех лет, но так и не дождались. Обещания и премьера, и министра финансов остались в прошлом году. Вместо этого появились новые: должностные оклады в бюджетных отраслях будут повышать с 1 апреля этого года, но поэтапно — сначала педагогам и медикам, потом работникам культуры и, в последнюю очередь, ученым.

Объясняя такое решение, правительство выдвинуло две причины: во- первых, нужно сначала в течение первого квартала погасить долги по зарплате, а уже потом повышать оклады, и во-вторых, как свидетельствует практика прошлых лет, поступления в бюджет в первом квартале оставляют желать лучшего. Логика, конечно, интересная, но не выдерживает критики, и вот почему. Принимая закон о госбюджете на 2001 год, парламент предусмотрел в нем фонд заработной платы работников бюджетной сферы с учетом 25-процентного повышения окладов уже с начала этого года. Поэтому, отодвигая этот срок по меньшей мере на квартал, правительство, по существу, хочет использовать средства первого квартала, предназначенные для повышения зарплаты, для погашения задолженностей по ней. То есть бюджетникам предлагают еще раз отработать уже заработанные деньги, и это при том, что средства на погашение долгов предусмотрены в госбюджете отдельной строчкой. Это до боли напоминает печально известное правительственное постановление двухлетней давности, когда бюджетным учреждениям приказали погасить часть долгов по зарплате за счет собственных средств, а поскольку этих самых средств у них не оказалось, то и долги практически не уменьшились. Нынешнее правительство, как видим, оказалось более изобретательным, но тоже за чужой счет.

Что же касается напряжения с поступлением средств в бюджет в начале года, то, действительно, такая тенденция имеет место последние пять лет, но почему правительство до сих пор ничего не сделало, чтобы ее переломить? Кроме того, хотелось бы, чтобы правительственные экономисты наконец объяснили такой феномен: каким образом наименьшие (в сравнении с другими кварталами) бюджетные поступления объединяются с наивысшим квартальным уровнем инфляции? Так что бюджетников в очередной раз просто обманули. Этому способствовала и позиция руководителей профсоюзов бюджетных отраслей. Конечно, громкие акции протеста в виде пикетов, митингов, создания стачкомов дают больший эффект именно в плане повышения имиджа профсоюзных лидеров, чем кропотливая рутинная работа по отстаиванию социально-экономических прав работающих в рамках действующего законодательства. Ведь именно такая работа, будь она своевременно проведена, могла бы принести значительно больше пользы рядовым работникам. Если бы профсоюзные лидеры объединенными усилиями добивались через суд восстановления индексации заработной платы в соответствии с законом (а аналогичный прецедент уже есть — еще в 1999 году УСПП добился через арбитражный суд отмены постановления Кабмина о введении косвенных методов начисления налогов, как противоречащих действующему законодательству), то уже сейчас должностные оклады бюджетников выросли бы по меньшей мере на 50%. Но профсоюзные рулевые этого не сделали, по-видимому, не в последнюю очередь из-за нежелания портить личные взаимоотношения с властью. Кстати, непроиндексированная вовремя зарплата работников бюджетной сферы является ничем иным, как скрытым долгом государства.

Тем временем реальная зарплата работников бюджетных отраслей продолжает падать (только за прошлый год — на 20,5%) и продолжает углубляться ее разрыв со средней зарплатой в производственной сфере. И вот здесь правительство при молчаливом согласии парламента фактически приостановило действие статьи 57 «Закона об образовании», которое устанавливало зарплаты учителей, преподавателей вузов и приравненных к ним ученых на уровнях одинарной и двойной средней зарплаты в промышленности, а также выплаты за выслугу лет и на оздоровление. Теперь, в соответствии с законом о госбюджете на этот год, правительство взяло на себя право определять, когда и как вводить в действие или приостанавливать эти законодательные положения на практике.

Растет также и дифференциация доходов внутри бюджетной сферы. Так, например, средняя зарплата министра — в 6,3 раза, старшего офицера силовых структур — в 2,9 раза, налоговика — в 2 раза выше средней зарплаты доктора наук, возглавляющего отдел научно-исследовательского академического института. Вот это и есть приоритеты, определенные правительством. Так скажите, пожалуйста, какое государство мы строим?

Еще и до сих пор продолжаются задержки в выплате зарплаты бюджетникам, хотя уже не такие длительные, как раньше. Этому способствуют некоторые неподготовленные и непродуманные решения. Лишь только более-менее наладилась схема прохождения бюджетных средств через отделы Госказначейства, как в ноябре прошлого года в нее ввели еще одно ненужное звено. Если раньше после оформления всех финансовых документов в районном отделе Госказначейства бюджетные учреждения сразу же получали средства для выплаты зарплаты в уполномоченном банке, то теперь им нужно везти уже оформленные документы в местное операционное управление НБУ, где эти документы неизвестно зачем еще раз проверяются, и только потом нужная для выплаты зарплаты сумма перечисляется на счет организации. Именно эта последняя операция занимает от трех до семи дней (конкретных примеров достаточно, но они не приводятся из-за отсутствия места), поскольку операционные управления оказались неподготовленными к такому нововведению — нет дополнительных человеческих ресурсов, соответствующих компьютерных программ и тому подобное. Поневоле возникает вопрос: не для того ли это было сделано, чтобы бюджетные деньги несколько лишних дней «крутились» в банковской сфере, давая значительную прибыль?

Не вызывают восторга у бюджетников и цифры экономического роста, которые приводятся как якобы достижение нынешнего правительства, поскольку непонятно, почему при росте ВВП реальная зарплата в бюджетной сфере неуклонно падает, и почему при перевыполнении годового плана поступлений в бюджет, о котором рапортуют руководители ГНА, в бюджете так и не отыскалось средств для повышения должностных окладов с начала нынешнего года? Поэтому остается ждать 1 апреля и надеяться, что очередное обещание правительства о повышении зарплаты бюджетникам не окажется первоапрельской шуткой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать