Цена оранжевого единства
За месяц до годовщины оранжевой революции и спустя два месяца после раскола некогда единой команды победителей лидеры Майдана заговорили о необходимости объединения. Одним из наиболее активных провайдеров этой идеи выступил экс-секретарь Совбеза Петр Порошенко. В частности, такое заявление он сделал в ходе состоявшегося на днях круглого стола «Оранжевая революция: надежда и результаты». Кстати, там же состоялась первая со дня обличительной пресс- конференции Александра Зинченко встреча Порошенко с бывшим госсекретарем, а ныне лидером партии Патриотических сил Украины. «Объединение команды Майдана должно состояться до выборов в Верховную Раду, — сказал П. Порошенко. — И если этому мешают отдельные политики, то это должно быть ценой, которую они заплатят». При этом экс-секретарь СНБО выразительно посмотрел на экс-госсекретаря. По ходу выступления П. Порошенко еще несколько раз давал понять присутствующим (и намеками, и взглядами), кто именно, по его мнению, несет ответственность за произошедший в команде раскол и кому не место на «историческом Майдане».
Бывший госсекретарь не остался в долгу. Он заявил, что не хочет пожимать руку Порошенко, потому что, по его собственному убеждению, «этого не следует делать до проведения соответствующих действий». Каких — догадаться нетрудно. Поскольку сразу же после этих слов Зинченко заявил, что закрытие уголовного дела против Порошенко — «это одна из фундаментальных основ, которая не позволяет объединиться нашим командам».
Порошенко же свою «цену объединения» определил словами «любые условия». Именно так он ответил на вопрос, может ли быть условием объединения оранжевой команды до выборов невключение Порошенко в предвыборный список. (Как будто неприсутствие в партийном списке исключает возможность назначения кого бы то ни было на высокую должность, к примеру, в исполнительной власти.) В общем, цена, которую готов заплатить Порошенко, может оказаться очень невысокой. В то же время цена Зинченко (возобновление дела против экс-секретаря Совбеза) — просто нереальной.
И все-таки, возможно ли объединение оранжевой команды? Политолог Виктор Небоженко оценивает такую перспективу скептически. По его словам, главным условием возможного объединения для Юлии Тимошенко является гарантия ее премьерства, как это было и во время президентской кампании. «Просто наличие в Кабмине представителей «Батьківщини» никак не удовлетворит Тимошенко», — считает политолог. «Она согласится не быть премьером несколько месяцев, может быть, только тогда, если ей отдадут Совет нацбезопасности, СБУ, пост министра МВД, ФГИ», — говорит Небоженко.
Вместе с тем политолог заметил: «Все политологические и социологические исследования показывают, что вместе они (НСНУ и БЮТ. — Ред. ) набирают гораздо больше процентов на выборах». Поэтому, с точки зрения электорального успеха, такое объединение было бы позитивом для обеих команд. Но «проблема в том, что и та, и другая политические силы уже обросли и своими политиками, и своими бизнесменами, и как им пребывать вместе, чтобы не угробить общий политический проект, не совсем понятно», — говорит Небоженко. Мнение еще одного эксперта по поводу возможности объединения расколотой команды читайте ниже.
Остается открытым также еще один важный вопрос. Как быть с празднованием годовщины революции, заявка на проведение которого уже подана представителями Народного союза «Наша Украина» в Киевскую горадминистрацию? Кто выйдет к собравшимся в этом день на Майдане людям, если о своем желании и праве быть в этот день «с народом» заявили все без исключения лидеры революции? Или Майдан поделят на сторонников Ющенко и Тимошенко и представители обеих команд будут обращаться каждый к «своей» аудитории? А если учесть, что в этот день на Майдане могут собрать своих сторонников еще 17 политических сил, не имеющих никакого отношения к акциям протеста годичной давности? В том числе уже отличившиеся недавно ПСПУ Н. Витренко и «Братство» Корчинского, которые также подали заявки в горадминистрацию на проведение 20 ноября различных мероприятий на Майдане. Абсурдная ситуация складывается. Как бы в таких условиях годовщина Майдана не стала его поминками.
КОММЕНТАРИЙ
Василий СТОЯКИН, директор Центра политического маркетинга:
— С точки зрения технологической такое объединение было бы полезным для команд Ющенко и Тимошенко. Достичь старого уровня популярности им, конечно, не удалось бы, но в преддверие выборов поднять рейтинги это помогло бы. Однако именно потому что силы эти провластные, ожидать от них хотя бы теоретической возможности какого-то объединения совершенно нереально. Это при Кучме было возможно объединить провластные силы, главным образом потому что был человек, который способен был их объединить. А Виктор Ющенко, к сожалению, таким человеком не является. Так что ругались, ругаются и буду ругаться. Тем более, что появился целый ряд других проблем, серьезно мешающих какому бы то ни было примирению, — и политических, и межличностных. Например, выяснилось, что кому-то стыдно с кем-то стоять на Майдане (хотя раньше было не стыдно). То есть я абсолютно не верю в такое объединение. Скорее всего, нынешние провластные силы пойдут на выборы четырьмя разными колоннами: отдельно НСНУ, отдельно БЮТ, отдельно Литвин и отдельно Мороз.
— Если очевидно, что объединение невозможно, почему П. Порошенко сделал такое заявление? Какую цель он преследовал?
— Он умный человек. Один из самых способных политических тактиков и стратегов в этой команде, во всяком случае из ярких политических деятелей. Он совершенно четко понимает, что лично его политическое будущее и будущее Президента Ющенко зависит от результата этих выборов. И что наилучшим вариантом для всех был бы поход во власть единым блоком. Таким образом удалось бы достичь максимального результата на выборах, и главное, навести хоть какую-то дисциплину в правящей команде за счет того, что с вступлением в действие политической реформы вводится императивный мандат. А это значит, что все несогласные с «генеральной линией» вынуждены будут либо молчать, либо писать заявление о сложении с себя депутатских полномочий. В общем, я бы, скорее, удивился, если бы Порошенко с таким заявлением не выступил.
— Если примирение невозможно, то как, на ваш взгляд, будет выглядеть празднование годовщины революции на Майдане, куда изъявили желание прийти все его лидеры?
— Все и придут. Но будут стоять друг к другу спиной и поругивать в своих выступлениях друг друга. Думаю, что на личностном уровне это будет сплошной скандал. В том числе и среди рядовых участников Майдана, которые будут выяснять друг у друга, зачем они год назад здесь стояли и что сейчас здесь делают.
Выпуск газеты №:
№197, (2005)Section
Подробности