Перейти к основному содержанию

Чем грозит европейская изоляция?

30 января, 21:25

То, что дело Тимошенко будет использоваться европейцами в отношениях с украинской властью, было понятно еще до ее ареста. Теперь очевидно, что Тимошенко, Луценко и другие некогда высокопоставленные заключенные станут теми персонами, судьбой которых будут оперировать в разговорах с Украиной. И если их дела не будут беспристрастно пересмотрены, а сами они — освобождены и допущены к выборам, Европа начнет действовать еще жестче и применит упомянутые «санкции». Но так ли страшны упомянутые «санкции», или это всего лишь «энное европейское предупреждение» Украине?

ПАСЕ может, как максимум, приостановить полномочия украинской делегации. И то произойдет это не сразу, а через некоторое время после визита делегации ПАСЕ в Украину в марте. Евробюрократия вращается не быстрее украинской. Исключение украинской делегации может произойти разве что в мае, причем не факт, что до этого времени наша власть не предпримет каких-то паллиативных мер для формального выполнения требований ПАСЕ. Например, на волю могут отпустить Валерия Иващенко, также названного одним из основных «узников режима».

Следует вспомнить, что ПАСЕ свой «последний довод» в виде приостановки полномочий делегации почти никогда не применяла. Россия могла быть подвергнута такой санкции в 1996 г. за первую чеченскую войну, но с сырьевым монополистом, питающим ЕС газом, в Брюсселе решили не ссориться. Украина всегда интересовала Европу постольку, поскольку европейцы были уверены в возможности влиять на нашу политику. Они уже прекрасно понимают степень упрямства Виктора Януковича в деле Тимошенко. И теперь, сказав «а», им нужно будет говорить «б». Иначе наш гарант просто сочтет Европу несерьезной и точно не придаст значения каким-то там формальным манипуляциям с украинской делегацией.

В свою очередь, слово «санкции» украинская властная верхушка понимает абсолютно конкретно — как блокаду своих счетов и своего бизнеса в западных странах, а также запрет конкретным персонам из политического и бизнесового бомонда въезжать в ЕС. Только так, и никак иначе. Но европейцы вряд ли поступят с Украиной именно таким образом. Все-таки мы — не Беларусь.

Что еще может сделать Европа перед тем, как принимать окончательное решение о введении финансово-экономических санкций? Может признать выборы в Верховную Раду 28 октября недемократичными. Причем признавать их таковыми можно уже в том случае, если Тимошенко будет и дальше находиться в тюрьме.

В ПОИСКАХ ЛАЗЕЕК

Пока еще украинская власть имеет возможности для маневров в отношении ЕС. В том числе — маневров экономических. Серьезным аргументом для смягчения позиций европейцев может быть обещание допустить иностранцев к продаже украинской земли. Причем нет гарантий, что в итоге допустят. С Украины убегает иностранный бизнес, как заявляют наши оппозиционеры? Ну и что? Если такая тенденция и имеет место, то явно не из-за возможных санкций ПАСЕ или судьбы Тимошенко. Иностранцам просто надоела наша коррупция. Украинские олигархи пока что особо и не опечалены уходом конкурентов...

Иное дело, что украинский крупный капитал понимает, что без заграничных вливаний ему не модернизировать свои предприятия. А они сейчас на грани экономической рентабельности из-за цены на газ. Если Янукович и его команда не договорятся с Россией в пределах ближайших двух кварталов 2012 года, олигархи действительно вынуждены будут изыскивать топливо из других ресурсов. Переоснащение энергоемких советских заводов-гигантов стоит очень дорого. Инвестиции нужны. И их будут искать, даже если вдруг Европа решит занять в отношении Украины максимально жесткую позицию и запретит своим бизнесменам экономические контакты с нашей страной.

Возможно, предчувствуя это, некоторые представители нашего олигархического сообщества стараются обезопасить свой бизнес от возможной экономической и финансовой изоляции, а заодно и решить тактические политические задачи. Последний Давосский форум показал это очень четко. С Президентом Украины демонстративно не хотели общаться. Чтобы он не был совсем одиноким, ему организовали спарринг-спич с экс-президентом Польши Александром Квасьневским. И то — встреча эта была организована в рамках бизнес-ланча, спонсированного Фондом Виктора Пинчука. То есть, зять экс-президента Леонида Кучмы пытался максимально скрасить нынешнему украинскому главе государства разочарование от пребывания последнего в Давосе. Да и как не быть благодарным за милостивое закрытие дела Кучмы, которое почти год назад дало надежду на восстановление справедливости в деле Гонгадзе? Теперь дело, возбужденное по мотивам «текущего момента», благополучно похоронено, зять Леонида Даниловича ряд стараться для Виктора Федоровича в Давосе.

Думается, Виктор Янукович не столь уж оторван от реальности, чтобы не понять: игнорирование его на форуме в Давосе — это знак намного более серьезный и показательный, чем возможные санкции ПАСЕ в виде приостановления полномочий украинской делегации. Последнее если и случится, будет всего лишь поводом, за которым могут последовать (или нет) санкции подлинные — составление «черных списков» украинских чиновников, и главное — экономические репрессии против них. Ведь все счета нашего крупного бизнеса на Западе давно известны и находятся под мониторингом.

ЧТОБЫ ПЕРВЫЙ ЗВОНОК НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ

В последнее время создается впечатление, что Виктор Янукович сознательно ведет Украину к изоляции, дабы в «серой», буферной зоне между Европой и Россией разместить свою феодальную вотчину. На самом деле такой путь не только губителен для Украины как государства, он еще и химеричен по своей сути: создать в современном мире глобализированной экономики закрытое «княжество», особенно в Европе, невозможно. Хотя бы потому, что мирового кризиса тем самым не избежать. Тем более, что любым ослаблением режима в Киеве всегда будет пользоваться Москва. Никакой «блестящей изоляции» и феодального владычества в долговременной перспективе не выйдет: в конечном счете, все подобные потуги заканчиваются, увы, в ежовых рукавицах Москвы.

Так что, как ни банально это звучит, конечным итогом европейского недовольства может стать та или иная форма уступок России. И здесь украинскому олигархату нужно будет выбирать: либо способствовать смене режима в Украине, либо оказаться «под Путиным». Тогда попытки договориться с Западом сепаратно — путем приватных «междусобойчиков» в Давосе — сразу же окончатся. Придется хотя бы раз, и уже всерьез, принять решение на пользу стране, в которой они сделали свой капитал и собственность в которой они собираются сохранять и далее. Но стоит ли нашей власти и крупному бизнесу действовать таким образом, чтобы дождаться тех самых — конечных и показательных — санкций против себя?

КОММЕНТАРИЙ

«ЭТО ПРИЗЫВ К БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНОМУ ПОНИМАНИЮ ДЕМОКРАТИИ»

Грант КОСТАНЯН, научный сотрудник Центра европейских политических исследований (Брюссель):

— Решение ПАСЕ отражает то, что происходит в Украине со сменой администрации страны. На фоне последних событий это сообщение для украинской власти было ожидаемым. Направленно оно на то, чтобы она поняла всю важность демократии и условия, в которых она находится в Украине. В то же время такое решение — это также и призыв к более серьезному пониманию и восприятию демократии. Когда были приняты предложения по резолюции, представители партии, пребывающей в Украине у власти, представили поправки. Некоторые из них приняли, а некоторые — нет. Полагаю, что украинские власти серьезно отнесутся к этой резолюции, ведь в ней содержатся серьезные обвинения относительно заключения членов прошлого правительства и общие замечания, касающиеся украинской системы правосудия. Также не менее важно то, что резолюция оставляет возможность применения санкций по отношению к Украине, если власти не воспримут ее серьезно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать