Через три месяца после указа
уволили прокурора Одесской областиТо, к чему так долго готовились в Одессе и Киеве, наконец произошло. 19 декабря Генеральный прокурор Украины Геннадий Васильев подписал рапорт об увольнении прокурора Одесской области Михаила Косюты. Это была уже третья и на этот раз окончательная попытка Генпрокуратуры и президентского комитета по борьбе с коррупцией решить вопрос о его пребывании на этой должности. 9 декабря все центральные СМИ уже сообщали об увольнении одесского прокурора. Коллегия ГПУ признала работу одесских органов неудовлетворительной, а Михаила Косюту решено было привлечь к дисциплинарной ответственности и рекомендовать главе ведомства уволиться с должности. Но поданный Косютой рапорт об увольнении Генпрокурор (тогда еще Святослав Пискун) так и не подписал. Ограничился выговором прокурору и двум его заместителям и дал четыре месяца на исправление ситуации. Но спустя две недели, когда все возможности отстоять одесского прокурора были исчерпаны, Васильев все-таки подписал его заявление об увольнении «по собственному желанию».
Первое требование решить вопрос о дальнейшем пребывании Михаила Косюты в должности прокурора Одесской области содержалось в Указе Президента Украины «Об ответственности руководителей органов исполнительной власти и прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка, соблюдении прав и свобод граждан на территории Одесской области» № 944, обнародованном 28 августа. В нем, в частности, говорилось, что борьба с организованной преступностью и коррупцией в регионе подменяется раскрытием незначительных нарушений, дела, связанные с контрабандой на большие суммы, прокуратурой закрываются, товары возвращают владельцам, расследования затягиваются, а 807 умышленных убийств остаются нераскрытыми. Для отставки прокурора какой-нибудь другой области хватило бы и десятой доли подобных обвинений. Но возглавляющий на тот момент Генпрокуратуру Святослав Пискун заяв ил, что не усматривает в деятельности Михаила Косюты нарушений, и оставил его на должности. После отставки самого Пискуна, которому злые языки приписывали личную заинтересованность в судьбе одесского прокурора, а также имущество на территории действующего санатория в Одессе, увольнение Косюты казалось делом нескольких дней. Но прогнозы оказались ошибочными. Борьба за прокурорское кресло продолжалась в Киеве несколько месяцев, и, по слухам, завершилась в пользу донецкой ФПГ, чей ставленник, как говорят в Одессе, должен теперь занять это место. За это время в Одессе фактически полностью был изменен кадровый состав руководства управления внутренних дел, службы безопасности и Черноморской региональной таможни. В адрес этих ведомств тоже выдвигались претензии в упомянутом указе Президента. Правда, эксперты утверждают, что в середине января эти ведомства ожидает очередная кадровая чистка. В частности, назначенные три месяца назад руководители областного УМВД на одной из последних коллегий в Киеве получили установку до 10 января существенно улучшить положение дел с раскрываемостью преступлений в регионе.
Отставку одесского прокурора комментировали по-разному. Председатель Верховного совета юстиции, президент Одесской национальной юридической академии Сергей Кивалов хоть и сожалел о свершившемся, но заявил: «Михаил Васильевич просто решил заняться наукой. И я его трудоустроил. Он один из немногих практикующих прокуроров, кто защитил докторскую диссертацию. После увольнения Косюта остается профессором на кафедре в академии, никаких других административных должностей он не хочет». Что же касается претензий к прокурору со стороны Президента и ГПУ, то Кивалов заметил, что «обвинений на пустом месте не бывает».
Выпуск газеты №:
№235, (2003)Section
Подробности