Перейти к основному содержанию

Что должен уметь успешный украинский менеджер?

25 февраля, 00:00
«17 марта в Брюсселе состоится встреча с Романо Проди (глава Европейской комиссии. — Авт.), и есть договоренность, что будет подписан протокол о признании Украины страной с рыночной экономикой», — объявил на днях премьер-министр Украины Виктор Янукович. То есть правила «рыночной игры» и ведения бизнеса, по идее, должны поставить предпринимателям и государству новую планку. И если 17 марта окажется, что экономика нашей страны, вопреки всему, все-таки рыночная, то ряд слов, крепко пополнивших за последние несколько лет лексикон украинца, просто обязаны приобрести новое звучание. В том числе и слово «менеджер». Несмотря на то, что «менеджеров» в современной Украине — хоть пруд пруди, сама категория «менеджмента» (не говоря уже о ее методологических основах, функциях, уровнях, инструментарии и прочих вещах) для многих остается загадкой. Известный экономист Гарольд Кунц (его книгу о менеджменте можно считать классикой хотя бы потому, что тираж ее продаж составляет около 75 миллионов не переведенных с английского экземпляров) называет менеджментом определение (проектирование) окружающей менеджера среды, в которой сотрудники предприятия командными действиями продуктивно достигают поставленные цели. Понимание нормального менеджмента в Украине отличается от западного немногим, но очень существенно. Прежде всего, «тройной бухгалтерией» (для налоговой, для сотрудников и для руководителя фирмы) и гипертрофированными внешними рисками (изменениями в налоговом законодательстве накануне принятия бюджета, неожиданными указами и постановлениями, влиянием чиновников на рыночную конкуренцию и т. д.). Формулу успешного украинского менеджмента «Дню» выводят эксперты.

Евгений ПАНЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор кафедры Международного менеджмента КНЭУ:

— Успешный менеджер в Украине, как и в любой другой стране, должен иметь знания (они составляют 15% его квалификации), навыки (25%) и опыт (60%). Что касается последнего, то старшее поколение, казалось бы, имеет преимущества. Однако не всякий опыт годится для достижения успеха. И в этом отношении в украинских реалиях все получаются равны. Знания дают возможность разобраться в инструментах менеджмента и получить их, при желании, не сложно. Труднее обстоят дела с навыками (техническими, административными или работы с людьми, концептуальные или мыслительные, политические или властной вертикали), поскольку они находятся в зависимости от уровня менеджмента и особенностей предприятия. А вполне очевидно, что от того, насколько менеджер правильно ставит задание, правильно контролирует его выполнение, правильно мотивирует санкции и поощрения, правильно пишет должностные инструкции, зависит многое. К сожалению, в Украине часто используют эмпирические, не всегда лучшее методы этого. В результате — получаются плохие результаты. Особенно ярко это проявляется, когда речь идет о финансовом планировании и проектном менеджменте.

Внешние риски и их оценка в украинских реалиях — более сложная проблема. Однако она лежит в пределах логики функционирования предприятия. Компания получает ресурсы, перерабатывает, создает продукцию и продает ее. Риски, таким образом и весьма условно, можно поделить на несколько категорий. Первая — коммерческая — компания должна найти свою нишу на рынке, то есть взяться за свое дело. При этом речь идет не столько о прибыли и ее размерах, сколько о реализации конкурентных преимуществ (так называемая «концепция ежа», выдвинутая Джимом Коллинзом). Зарабатывать нужно не только на тех рынках, где больше всего платит потребитель, а на тех, откуда тебя не вытолкнет конкурент. И в Украине это важно вдвойне. Второй вид рисков — финансовые — сводятся к двум вещам: правильное управление внутренними финансовыми потоками (у нас об этом знают мало; часто работают под кредиты, радуясь прибыли и не думая о завтрашних платежах и их погашении) и взаимоотношения с банками и покупателями. Банки — это тема процентов и стабильности, а покупатели — скидки, отсрочки и т. д. В условиях безработицы мало кто заботится о третьей группе рисков — человеческой. С одной стороны, возникает проблема квалификации, готовности и честности персонала. С другой — очень важна проблема переманивания специалистов из компании в компанию. Уход специалиста между тем наносит фирме двойной ущерб: потеря кадров и возможность компании-конкурента узнать, что делаете вы, не прилагая для этого особых затрат. И, наконец, четвертая группа связана с законодательством, налоговой, правительством, местными администрациями и т. д. Тут можно говорить много, но главное заключается в том, что даже в Украине нормальный менеджер просто обязан оценивать эти риски (ведь законы, указы, постановления, рекомендации разрабатываются не за один день), предполагая максимально худший сценарий. В таком случае — лучший вариант станет только приятным сюрпризом.

Александр НАРБУТ, заместитель главы Союза налогоплательщиков Украины:

— Я бы разделил качества успешного менеджера на две группы. Первая включает, прежде всего, умение управлять людьми, управлять финансами, управлять ресурсами, средствами производства. При этом вполне очевидно, что менеджер должен иметь глубокие аналитические знания и способность их применить. Вторая группа базируется не столько на экономике, сколько на реалиях отечественного бизнеса. И, на мой взгляд, успешное хозяйствование заключается в том, что, кроме всех прочих качеств, менеджер просто обязан понимать, с кем он может иметь дело, с кем нет, а с кем не желательно иметь дело. Ведь успешное и результативное проведение бизнес-операций (в конечном итоге — главная цель в бизнесе) в условиях тесного переплетения экономики и политики, безусловно, создает финансовые риски, которые не поддаются расчетам. Признание Украины как государства с рыночной экономикой, вне всяких сомнений, позитивно отразится на внешнеэкономической деятельности, затруднит антидемпинговые расследования. Но отнюдь не изменит соотношения «свой — чужой», которое, думаю, является главной проблемой любого предпринимателя. Если он, конечно, не занимается розничной торговлей на рынке. В ангажированных условиях украинской экономики нельзя ни на минуту забывать о системе координат, в которой мы живем. Иначе самый успешный менеджмент может быть обречен на неудачу.

Виталий МОРГУЛИС, генеральный директор Ассоциации консультационных фирм Украины:

— Для достижения успеха компании на украинском рынке ее менеджеры должны знать и уметь практически выполнять все соответственные функции менеджмента. Главный акцент при этом я бы сделал на умении оценивать реальное экономическое состояние предприятия. И тут отечественные реалии возлагают на украинского менеджера тройную нагрузку: следует учитывать не только данные официальной бухгалтерии, написанной для налоговой службы, а и теневой оборот компании. Из этого, кстати, следует ряд проблем, связанных с управлением людьми, подбором надежного персонала, созданием благоприятного внутреннего климата и т. д., на которые ни в коем случае нельзя закрывать глаза. Кроме того, не менее важным аспектом успешного менеджмента является способность адекватно оценивать внешние риски. В Украине ни на минуту не стоит забывать о формуле: «Не полученные реально средства не являются доходом». Продажи в украинском бизнесе должны быть вдвойне гарантированными, а не рисковыми.

Максимальных рисков следует ожидать и со стороны государства. Особенно, что касается системы налогообложения. К сожалению, создается впечатление, что в Украине законы пишутся не для тех, кто готов их выполнять, а для тех, кто изначально настроен на их невыполнение. В итоге от этого страдают все и выйти из порочного круга не удастся даже, если экономика Украины получит статус рыночной. Есть еще один закон успешного менеджмента, который вывел еще Иосиф Сталин: «Блат — выше Совнаркома». Однако безопасно пользоваться им могут далеко не все.

Владимир ТРУШКОВСКИЙ, декан факультета экономики и управления Запорожского государственного технического университета:

— В первую очередь, менеджер должен иметь базовую экономическую подготовку и знать, что такое рыночная экономика. В Украине очень много менеджеров-практиков, менеджеров «по названию», однако проблема нашей экономики в том, что ее противоречивость до конца понятна далеко не всем. Назвать ее рыночной нельзя. Можно лишь констатировать неполное оформление соответствующих институтов: банковского рынка, страхового, лизингового и т. д. А потому, с точки зрения теории, практиковать известные на Западе методы и приемы управления предприятием — отнюдь не означает достигнуть успеха. К счастью, современная молодежь постепенно адаптируется к этим условиям. Адаптируется к непростым отношениям между властями и предпринимателями, внутри бизнеса и т. д. Этого требует сама структура нашей экономики и без этого никак нельзя. Лучшее, что должен знать и уметь применять менеджер, — это объективные экономические законы. То есть понимать, как должно быть. Ведь в действительности независимо от того, скажем, теневая бухгалтерия или нет, экономические постулаты, способы управления финансовыми потоками остаются неизменными.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать