Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что такое эффективное управление государством?

13 сентября, 20:05
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Общеизвестно: кадры решают все. Поэтому и начинать нужно с кадров, то есть создать механизм отбора профессиональных кадров на все должности в государстве (кроме выборных, там другой механизм). Для частной экономики механизм отбора осуществляет конкуренция. Если есть прибыль — ты успешный бизнесмен, если нет — ты банкрот. В Украине для госслужащих такого механизма нет. Полномочия большие, ответственности никакой. Именно поэтому такая большая очередь желающих войти во власть. Увольнение — это не наказание, а чаще — лишь отдых перед новым назначением: лица те же. Хотя механизм (наподобие конкуренции) прост: обнародование и обсуждение личной программы действий перед назначением, отчет и обсуждение после увольнения. Народ должен знать своих героев. Нужно для каждой должности разработать количественные оценки эффективности работы чиновника с учетом его личного вклада. Например, в городе Киеве всегда будет профицит бюджета, и не потому, что мэр хороший, а потому что в столицу стекаются деньги со всей Украины. Поэтому, оценивая эффективность работы киевского мэра, не нужно ему приписывать заслуги, к которым он не причастен.

Общественные организации должны анализировать деятельность выборных органов. Например, Верховная Рада 15 лет создает законодательство страны, но конца этому не видно. Вместо того, чтобы взять в качестве образца цивилизованное законодательство, например Германии, и адаптировать его к традициям и культуре Украины. Германия в 1945 году после сокрушительного поражения во Второй мировой войне (никакого сравнения с Украиной 1991 года) начала создание законодательства и выход из кризиса (точнее, из огромной катастрофы). На это ей понадобилось пять лет, потому что нация осознала опасность и консолидировалась вокруг вождей-патриотов. Наша Верховная Рада с такой задачей не справилась. Почему? Потому что имела другие приоритеты: распределение наследства Советского Союза в пользу отдельных заинтересованных легче делать по несовершенному законодательству (пример — «Криворожсталь»). Еще интересная деталь. За несколько дней до сложения полномочий депутаты прошлого созыва не забыли повысить себе существенно зарплаты и пенсии. И дело не в деньгах (государство теряет и большие деньги), а в том, что с таким менталитетом нельзя заниматься законодательством. Для сравнения: в США существует даже закон, согласно которому повышать зарплату и расширять привилегии депутаты имеют право только для своих преемников (будущих созывов). Напомним, что в 1991 году все эксперты считали стартовые условия для перестройки экономики Украины лучшими среди всех постсоциалистических стран. Это же как нужно руководить страной, чтобы через 15 лет получить результат: бедность большинства населения, теневую экономику и коррупцию. Вот это и есть результат работы Верховной Рады. 80% всего времени депутаты тратят на принятие изменений к уже принятым законам. Следовательно, коэффициент полезного действия Верховной Рады не превышает 20%.

ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА?

Известно, что государство — сложная система, изучение построения которой является первым шагом к управлению им. Государство для своего существования использует ресурсы (труд, капитал, земля, информация) и одновременно воспроизводит их в соответствующих сферах (социальной, экономической, экологической, информационной). Каждая сфера для воспроизведения своего ресурса потребляет ресурсы всех четырех сфер. Поэтому сферы взаимосвязаны между собой, а эффективность решения, принятого в одной из сфер, определяется количеством потребленных всех четырех ресурсов и последствиями этого решения также во всех четырех сферах. Следовательно, стратегия развития государства предусматривает создание социально-экономико-эколого-информационной модели развития для анализа и прогнозирования всех процессов в государстве с целью разработки властью эффективных решений. Общая стратегия детализирована для каждой сферы. Упрощенно это выглядит так.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Если начинать с повышения зарплат, то инфляция все равно «съест» это повышение, потому что начинать нужно не с денег, а с дополнительной продукции (ВВП). Следовательно, это будет обычный обман и мошенничество. Высокие зарплаты могут быть только следствием эффективной системы государственного управления, то есть, стратегии развития. Главный вопрос социальной сферы как элемента государственной системы — это регулирование структуры населения по профессиям. То есть, нужно определить, сколько нужно государству врачей, учителей, инженеров, рабочих и тому подобное. Ведь труд — самый дорогой ресурс государства, поэтому нехватка, например, врачей — это угроза здоровью нации, а избыток их — это зря потраченные деньги, которые очень нужны в другом месте. Сколько цинизма проявляет власть, обосновывая необходимость повышения цен (на топливо, хлеб и тому подобное): мол, производители не могут работать без прибыли. И это действительно так. Но ведь производители трудового ресурса (население Украины) также не могут выжить без прибыли (заработной платы) на восстановление этого ресурса (здоровье, обучение, сокращение эмиграции). Известно, что в США доля заработной платы в валовом внутреннем продукте составляет 70%, а в Украине — только 5%. Неужели государство этого не замечает и постоянно напоминает нам, что мы не доплачиваем за свое потребление? Нужно же наконец понять, кто кому не доплачивает. Интересно, что эта разница является составной частью увеличения доходов наших депутатов-миллионеров. Страна должна знать объективное состояние дел в социальной сфере. Информатика (в частности, модель В. Леонтьева) позволяет сделать такой анализ и прогноз. Потом можно перейти к другим социальным проблемам, например, к мониторингу коммунального хозяйства, чтобы предупредить катастрофы, подобные трагедии в Алчевске.

ЭКОНОМИКА

Как сказал известный политик, экономика Украины — это экономика казино (капитал не создается, а только перераспределяется). Главный вопрос — это определить роль и ответственность государства за управление смешанной рыночной экономикой, потому что кому-то очень выгоден тезис о невмешательстве государства (ведь это мечта любого мошенника). Экономисты Украины соглашаются, что монетарной системой нужно руководить (руководство осуществляет Центральный банк). Но также нужно руководить и микроэкономикой. И это вовсе не означает, что это должно быть административное управление. Например, есть механизм индикативного управления, когда государство все анализирует и прогнозирует, а управление осуществляет в виде рекомендаций субъектам рынка, которые не обязательны для выполнения. Но какой же субъект откажется от профессиональных советов?

ЭКОЛОГИЯ

Известно, что дешевле бедствие предупредить, чем потом исправлять его последствия. Как минимум, уже сегодня должна существовать постоянно действующая система мониторинга экосистем Украины. Эти экосистемы предварительно нужно определить (например, экосистема реки Днепр, экосистема Карпат, экосистема Приченоморья и тому подобное). Посмотрите, во что превратились берега Днепра вокруг Киева, а это ведь столица. Каждый год происходят наводнения в Карпатах с материальными убытками и человеческими жертвами. Нужно проанализировать причины, и если это следствие вырубки лесов, то принять соответствующие законы. Вообще, окружающая среда — это наш дом; воздух, которым мы дышим; вода, которую мы пьем; месторождения, которые нужны для промышленности. Поэтому состояние природной среды, ее анализ, прогноз и управление воспроизведением среды после неуправляемого издевательства человека над природой — наш долг ради сохранения жизни на планете Земля.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА

Информатика предложила человечеству новый ресурс ХХI века для реализации процессов управления, в частности, процессами в государстве, с целью эффективного использования ресурсов страны и наилучшего удовлетворения потребностей человека. Это делает процессы прозрачными, объективными, потому что они измеряются количественно и позволяют принимать объективные решения с возможностью их контроля и проверки. Информативная сфера позволяет лишить чиновников возможностей для подковерных решений, взяточничества и других злоупотреблений. Это реализуется через систему математических моделей. Подготовка к построению моделей требует:

— определения основных параметров процессов в государстве на законодательном уровне для оценки состояния системы (в экономике это стоимость ресурсов и продукции, себестоимость, прибыль и тому подобное);

— определения критерия эффективности системы для сравнения качеств систем между собой (в экономике это прибыль, в социальной сфере — заработная плата отдельных слоев населения, а не средняя зарплата, скрывающая расслоение народа, качество жизни, в экологии — баланс процессов в экосистеме, в информатике — это часть прибыли от использования средств информации).

Построенная модель дает возможность вычислить оптимальный алгоритм управления. Использование слова «оптимальный» без соответствующей модели — это ерунда.

ВЫВОДЫ

1. Украине очень нужна утвержденная на официальном уровне системная концепция развития государства. Существующая практика создания отдельных, не связанных между собой концепций по различным направлениям функционирования государства в режиме волюнтаристских приоритетов является нецелесообразной.

2. Изложенную схему концепции нужно использовать для разработки бюджета страны. Это даст возможность избавиться от бессмысленных терминов, выдуманных депутатами, наподобие экономики «развития» и экономики «проедания».

3. Граждане Украины должны уметь контролировать свою власть и заставить ее усвоить современные средства управления государством. 15 лет независимости Украины успеха почти не принесли. К сожалению.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать