Перейти к основному содержанию

Дефицит ответственности

27 января, 20:00

Театр абсурда украинской политики открывает новый сезон. У нас уже было два губернатора, два генпрокурора, два руководителя Фонда госимущества. Теперь, скорее всего, будет два главы Нацбанка. Остались только две непокоренные политиками вершины: в стране еще не было двух президентов и премьеров одновременно. Хотя все еще может быть...

Народные депутаты, прервав работу «в округах», коими для большинства из них, что не секрет, являются горнолыжные и морские курорты, собрались на внеочередное заседание и продемонстрировали чудеса украинского законотворчества. Чудеса в плохом смысле этого слова. И речь в данном случае идет не о конкретных персоналиях, а о механизмах, процедурах, точнее — их грубом нарушении.

Отменив свое же постановление четырехгодичной давности о назначении Владимира Стельмаха главой НБУ, депутаты совершили групповое надругательство над правом как таковым, — говорил первый вице-спикер Лавринович, закрывая скандальное заседание Верховной Рады в понедельник. Но экс-министра юстиции с его «Ганьбой!» никто не слушал — депутаты с энергией, достойной иного применения, покинули сессионный зал, и, растворившись в киевском тумане, снова разъехались «по округам» — до следующего вторника.

«Что они там натворили опять, слышали, нет!?» — интересуется у всех, кто находится в вагоне метро, вскоре после принятия парламентом 227-ю голосами «за» решения об упразднении постановления о назначении Стельмаха главным банкиром страны, пожилая женщина, едва только зайдя в вагон на станции «Крещатик». На вопрос пенсионерки отвечает ее ровесница. Отвечает оригинально: «Кого-то уволили опять, кому-то это опять не понравилось, и этот кто-то где-то это будет обжаловать». «А где же обжаловать-то, последние инстанции — и те приватизированы», — мгновенно потеряв интерес к теме, с нотками досады говорит женщина, для которой еще две минуты назад вопрос парламентских перипетий, казалось, был приоритетом номер один в жизни.

Этот короткий диалог двух «любимых бабушек» Черновецкого, а если точнее — последняя ремарка старушки о том, что обжаловать что-то в нашей стране невозможно по той простой причине, что у Фемиды давно и широко открыты глаза, обнажила ключевую проблему украинской политики последних лет: чувство вседозволенности и безнаказанности даже за откровенно противоправные действия. И что характерно: чем более эти действия вызывающе-вопиющие, тем более уверенно себя чувствуют их исполнители. Причем вирус вседозволенности присутствует и на Банковой, и на Грушевского, и на Садовой.

Судите сами. Согласно закону, если глава НБУ не умер, не написал заявления об отставке, «уйти» с занимаемого поста его может Президент — подав в ВР соответствующее представление. Парламентариям же в данном случае, несмотря на то, что глава государства один, а их — 450, отводится роль техников. Они голосуют либо «за», либо «против», либо «воздержался».

Таким образом, совершив в понедельник сомнительный законодательный кульбит с отстранением Стельмаха (то, что увольнять человека, находящегося в отпуске, запрещено, законодателей, похоже, тоже не интересовало) депутаты явно бросили вызов закону. На Банковой отреагировали мгновенно. Один из многочисленных заместителей Балоги тотчас заявил, что Виктор Ющенко будет обращаться в Конституционный суд, дабы тот поставил точку и указал Раде на явный «фол». Тут бы поаплодировать президентской стороне, но... Если уж говорить о правилах игры, то надо сказать и о существующем решении того же Конституционного суда, которым установлен предельный возраст госслужащих — 65 лет. Владимиру Стельмаху недавно исполнилось 70. Так что в игре Грушевского против Банковой в этом плане счет 1:1.

Но дальше что? Допустим, Президент, как говорит замглавы СП господин Пукшин, попросит КС сказать, обожглись ли депутаты, играя с законодательно-увольнительным огнем, или же нет. Круг замыкается: все мы знаем, как «независим» наш Конституционный суд, все мы помним, как регионалы штурмовали его, требуя признать какой-то из очередных указов Президента о досрочных выборах нелегитимным, и все мы помним, что уже по окончании(!) досрочных выборов КС заявил, что отказывает в принятии к рассмотрению данного представления. Ожидать, что в условиях нынешних (не менее жарких, чем недавние «газовые») страстей представителей разных ветвей власти вокруг НБУ Конституционный суд продемонстрирует сверхоперативность и расставит все точки над «і», — это все равно, что надеяться на возвращение уже завтра Мороза в спикерское кресло. Кстати о возврате. Депутат-регионал Шуфрич, комментируя решение парламентариев об устранении Стельмаха, с одной стороны, признал, мол, да, так можно доголосоваться и до возвращения в СССР. С другой стороны, экс-главный спасатель страны небезосновательно отметил, что ВР дважды после заслушивания временной следственной комиссии более чем 300-ми голосами «за» выражала недоверие главе Нацбанка и просила Президента уволить господина Стельмаха, но Виктор Ющенко игнорировал парламентариев. Можно было не увольнять Стельмаха и аргументированно объяснить депутатскому корпусу и обществу свою позицию. Но нет. Проигнорировал Президент и понедельничные перипетии: так и не сказав ни слова о сомнительном с законодательной точки зрения решении ВР, гарант Конституции отправился с визитом в бельгийскую столицу. Возможно, в ближайшее время из сердца Европы мы услышим, как Президент обеспокоен «болезнью», охватившей депутатский корпус. А почему нет — о досрочном прекращении полномочий нынешнего парламента, который, как видим, живет и здравствует, не так давно Президент сообщал нации, пребывая в столице любви — Париже.

Действительно независимым арбитром для представителей действующей власти вряд ли может стать украинский суд любой инстанции. Что такое нынче суд по-украински? Сегодня он принял вердикт о том, что определенный президентский указ не соответствует букве Конституции, — а завтра гарант Конституции за несколько часов упразднит и воскресит этот суд, снова упразднит и снова воскресит... Такой эпизод недавно имел место. Почему не повторить? В этом контексте стоит вспомнить и бютовцев, которые упразднять суды права не имеют, а вот брать штурмом и ломать все на своем пути — всегда пожалуйста. Все хороши в плохом. Увы.

Президент, премьер, и депутаты из всех представленных в ВР нынешнего созыва лагерей — все не единожды отличались далекими от законодательных правил действиями. Беда в том, что это будет продолжаться снова и снова, пока хоть кто-то из «режиссеров» не ответит по закону. Кандидатов, к слову, масса. Наиболее вписывающийся в контекст последнего кадрового решения Рады по Стельмаху — господин Цушко.

24 декабря 2007 года. Виновные в событиях, которые произошли 24 мая 2007 года в здании Генпрокуратуры, должны быть наказаны. Об этом Президент Украины Виктор Ющенко заявил во время представления нового министра внутренних дел Юрия Луценко в МВД. Он отметил, что в 2007 году произошло множество событий, которые испортили репутацию правоохранительных органов. В частности, побои спецподразделением «Беркут» футбольных фанатов на стадионе, убийство бизнесмена Максима Курочкина на пороге здания суда, использование милиции в рейдерских атаках, нераскрытые уголовные дела, значительные ограбления рынков и вторжение «Беркута» в здание Генпрокуратуры.

«Это позор. Это тот эпизод, в котором проигнорирована Конституция, и люди, это совершившие, будут нести ответственность. Этой операцией руководил лично экс-министр внутренних дел Василий Цушко. Необходимо задействовать все украинское право, чтобы поставить точку в деле», — публично заявил тогда Виктор Ющенко. Задействовали?

К слову, штурм Генпрокуратуры тоже был вызван кадровыми перестановками. Тогда, напомним, Рада вернула в кресло «непотопляемого» Пискуна, в то время как Виктор Ющенко в кресле главного обвинителя страны видел нынешнего главу Генпрокуратуры господина Медведько.

К сожалению, быстрее можно найти иголку в стоге сена, чем перечислить похожие по сюжету «подвиги» нынешнего правящего класса — и «оранжевого», и «сердечного», и «сине-белого», потому что регионалы — это тоже власть, ведь 175 мандатов депутатов — это не пустой звук, а реальная возможность влиять на ситуацию в стране.

И это не закончится до тех пор, пока... Еще один пример из множества.

25 декабря 2008 года, через 23 дня(!) после того, как работники СБУ и Генпрокуратуры обвинили главу Львовского апелляционного админсуда Игоря Зварича во взяточничестве, из Секретариата Президента на служебный адрес Зварича прислали поздравительную открытку, сообщает «Высокий замок». «Уважаемый Игорь Степанович, — говорится в послании. — Искренне поздравляю с Новым 2009 годом и Рождеством Христовым! Пусть грядущий год будет богат на счастье, радость и добро, пусть всюду властвует любовь, согласие и милосердие. Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, благополучия, успехов в жизни, новых свершений ради процветания родной Украины. С уважением, Президент Украины Виктор Ющенко».

Как рассказали изданию очевидцы, когда в канцелярии Львовского апелляционного админсуда получили конверт с этой открыткой, то «едва не потеряли дар речи».

Да, можно говорить о технической ошибке, но в любой другой стране за такую техническую ошибку мгновенно были бы уволены все ответственные «техники».

А что Зварич? А Зварич пишет письмо из ниоткуда. Львовский судья, которого обвиняют во взяточничестве в особо крупных размерах и который объявлен в международный розыск, — подал в суд! Его исковые заявления пришли на днях по почте в Львовский окружной административный суд. Кто будет представлять интересы Игоря Зварича в суде — неизвестно. Его доверенное лицо адвокат Владимир Косенко, тот самый, который одолжил опальному экс-судье миллион девятьсот тысяч долларов на строительство дома — арестован. В свою очередь, Генпрокуратура просит окружной админсуд обязать Зварича лично присутствовать на заседании. В ГПУ утверждают, что до сих пор не установили местонахождение беглого судьи и ничего не знают о его судьбе...

Представители и исполнительной, и законодательной, и судебной ветви власти не в состоянии увидеть грань между демократией и анархией даже под увеличительным стеклом. И если те, кто должен по определению вести страну вперед, будут и далее придерживаться такой линии поведения, известное «Украина — не Россия» станет неактуальным. Нам придется объяснять миру, что 46-миллионное государство в центре Европы — это Украина, а не Папуа-Новая Гвинея.

Как разорвать этот замкнутый круг? Единого рецепта при таких масштабах злоупотреблений законом со всех сторон, пожалуй, нет. Однако очевидно, что начинать нужно, и нужно с маленького. Например. Не так давно, как известно, Верховная Рада серьезно увеличила штрафы за нарушения правил дорожного движения. Так, за поездку с непристегнутыми ремнями безопасности «светит» штраф 425—510 гривен. Кадры, когда под занавес прошлого года Президент и премьер, пребывая в Евпатории после взрыва там жилого дома, сели в один автомобиль — облетели все информпространство страны. Первые лица государства под вспышки объективов уехали в аэропорт. Уехали, не пристегнув ремни... Президент сидел за рулем, премьер рядом. И куда с такими подходами заедет государство?

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ «Дня»

Александр ЛАВРИНОВИЧ, первый вице-спикер, экс-министр юстиции:

— Решение об отмене Постановления о назначении Владимира Стельмаха главой Нацбанка — это пример того, как демонстративно перечеркивается не просто норма определенного закона или даже Конституции. Это циничный пример пренебрежения правом как явлением вообще.

Ранее Виктор Андреевич Ющенко поддержал идею о том, что можно ликвидировать решения, которыми ликвидируются указы о назначении определенных людей на определенные должности. Речь может идти о судах, о Высшем совете юстиции и так далее. Таким образом, было внедрено такое себе «ноу-хау», которое перечеркнуло основу права. Ведь право запрещает совершать подобного рода шаги.

По сути, получается, что люди включают машину времени и ликвидируют временной промежуток, в котором должностное лицо принимало решения, от которых, к слову, зависели и другие люди.

Другими словами, бывшие соратники Виктора Андреевича взяли на вооружение, принимая скандальное решение по Стельмаху, методы Президента. В данном случае Виктор Андреевич получил бумеранг, который сам запустил в Украине.

Получается абсурд: глава Нацбанка как будто и не жил все это время, не работал, в общем — не было его в природе. Не было, получается, и всех регулятивных документов НБУ, принятых в это время. Перечислять список полного абсурда, которое влечет за собой понедельничное решение ВР, можно довольно долго. Мы стали свидетелями того, как поставленной цели достигают даже столь циничными методами, методами полного игнорирования права как явления. Моя эмоциональная реакция на решение по НБУ, озвученная при закрытии пленарного заседания 26 января — это попытка достучаться до коллег, которые приняли такое решение. Надеюсь, что хоть кто-то услышал и понял, что нельзя совершать такие шаги, которые находятся не только за правовым полем, но и за гранью здравого смысла.

Нельзя настолько унижать парламент, нельзя утверждать общественное мнение, что Верховная Рада Украины — это некая группировка, для которой не существует никаких законов, правил, норм.

Почему, спрашивается, если вы действительно желаете решить вопрос по отставке главы Нацбанка, вы не предлагали изменить закон об НБУ, в частности, что касается процедуры назначения главы Нацбанка? Потому, что цель, очевидно, была другой — перенести ответственность за ситуацию с Кабмина на Нацбанк. Главная цель — оградить себя от ответственности за реальное состояние, а длительная якобы борьба за замену главы Нацбанка — это на самом деле кампания по перекладыванию ответственности на Президента и НБУ за все, что мы видим в экономике, за все, за что должно нести ответственность правительство.

Как я оцениваю Постановление ВР о том, что Президент несет персональную ответственность за ситуацию в финансовом секторе страны?

Этот документ из категории политических лозунгов, не более. Он не предусматривает ни правовых норм, ни правовых последствий. Там лишь сказано, что за все плохое, что происходит в нашей стране, отвечает Президент. В принципе, такое Постановление можно было поддержать, если бы ряд был продолжен, и там упоминалось правительство, Верховная Рада и Национальный банк. В таком случае, все присутствующие в сессионном зале, думаю, такое решение поддержали бы, поскольку это было бы чистой правдой. А в том виде, в котором принято Постановление? Это просто смешно. Есть политическое большинство, оно приняло решение о своей непричастности к негативным явлениям, имеющим место в стране. Что сказать? Можно сказать, разве только, что это уровень детского садика.

Разве люди не видят, кто в стране принимает решения? Видят и понимают, что неправильно, когда ответственной за все плохое делают одну властную составляющую, которая, кстати, сегодня наделена не наибольшими полномочиями и не наибольшими возможностями.

Подводя черту, отмечу, что разговоры о двоевластии в НБУ — не имеют под собой оснований. Тот факт, что в парламенте нашлось 226 человек, которые поддержали абсурдную неправовую норму — ничего не значит.

Завтра Верховная Рада может утвердить решение о том, что со следующего месяца солнце восходит на западе, и что? От этого ничего не изменится. Даже если это решение будет поддержано большинством депутатов украинского парламента, этого, явно недостаточно.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать