Дело еще не в суде...
Родственники погибших десантников уже год добиваются расследования обстоятельств крушения Ил-76![](/sites/default/files/main/articles/16062015/4dnepropetr.jpg)
На Днепропетровщине поминали бойцов 25-й воздушно-десантной бригады, которые год назад погибли в Луганском аэропорту. В ночь на 14 июня 2014 года военно-транспортный самолет Ил-76 с 40 десантниками на борту и 9 членами экипажа во время посадки был сбит российскими наемниками. Печальная дата осталась в памяти днепропетровцев, ведь в самолете было много парней, призванных в армию из городов и районов Днепропетровской области.
И хотя тела первых погибших начали поступать на Днепропетровщину еще в мае, именно с гибелью десантников война по-настоящему «постучала в двери». Родственники погибших уже год добиваются расследования обстоятельств гибели десантников, однако уголовное дело пока не дошло до суда.
Траурные мероприятия начались на аллее Героев в Днепропетровске, где открыли мемориал, посвященный памяти бойцов. В их честь установили гранитные плиты с именами погибших десантников и летчиков. Фамилии всех 49 погибших высек на двух гранитных плитах один из демобилизованных бойцов АТО. Еще одна плита посвящена памяти первых днепропетровцев, погибших на Донбассе, — бойцов 20-го батальона территориальной обороны Сергея Демиденко и Олега Эйсманта, павших 9 мая в Мариуполе во время штурма городского управления милиции. Почтить память героев собрались их родные, друзья, волонтеры и просто жители города. Они возложили цветы к мемориалу, а священники отслужили панихиду.
Родственники погибших собирались на аллее Героев и днем раньше. Они развернули большой баннер с фотографиями бойцов, которые летели в сбитом самолете. На импровизированной «стене памяти» рядом с портретами погибших десантников вывесили «окровавленные» тельняшки и фотографии должностных лиц, которые должны быть наказаны за тот трагический полет. Одним из погибших был 37-летний Юрий Ковальчук. Его сестра Ирина вспоминает, что семья долго поверить не могла в смерть брата и сына. Прощались с героем в закрытом гробу, поэтому и сейчас не верится, что его рядом нет. «Перед трагедией, в пятницу, мама ездила в часть, возила им еду. И она видела автобусы, которые отправлялись в аэропорт. Она продолжает себя винить: почему отпустила сына. В его понятии честь и совесть — прежде всего. Он сказал, что уезжает на десять суток: «Я должен! Я же мужчина!» — рассказывает Ирина.
Десантник Андрей, военнослужащий 25-й бригады, пришел почтить память своих побратимов. Он говорит, что душа и сейчас не на месте. Тогда он должен был также лететь на этом самолете, но в последний момент судьба распорядилась иначе. «Илья Гайдук Майдан прошел, такой «безбашенный» парень был. Наши койки рядом стояли. Веселый был парень. Я в это время в увольнении был. Он за меня полетел, сам попросился, ему и мой автомат дали. Вот так судьба распорядилась», — вспоминает Андрей.
Родственники погибших говорят, что ведутся уголовные дела по двум статьям — «терроризм» и «служебная халатность». Еще в начале марта следствие по одному из них закончили, но главный подозреваемый затягивал ознакомление с материалами дела. «Был установлен срок на ознакомление, и завтра этот срок уже заканчивается. Есть надежда, что мы все же наконец-то дойдем до суда», — говорят родные погибших. Они утверждают, что к делу о крушении ИЛ-76 до сих пор не приобщены важные документы, которые свидетельствуют о том, что вылет десантников был согласован с руководством государства.
Татьяна Ильина, сестра погибшего 25-летнего десантника Артема Санжаровца, говорит, что главные претензии — к генерал-майору Назарову. «Последнее сообщение о том, что самолет могут сбить, от Службы безопасности Украины легло ему на стол в 20.05. И все равно он отправил борт. Об опасности в течение месяца его предупреждали ребята, которые были в Луганском аэропорту. Их было мало, и они не могли обеспечить полуторакилометровую полосу безопасности для посадки самолета. Ничего из того, что нужно, не было сделано. Мальчишек просто отправили в один конец», — считает сестра погибшего десантника.
Родственники погибших надеются, что в ближайшее время дело о крушении Ил-76 привезут в Днепропетровск. «Дело должны доставить сюда, и за это большое спасибо прокуратуре. Оно состоит из 25 томов, и рассмотрение будет проходить уже здесь. В целом очень тяжело, хотя в день катастрофы Президент обещал, что виновные будут наказаны», — говорят родные. Они рассказывают, что местным чиновникам не понравился формат поминовения на аллее Героев, а в особенности — «тельники» в крови. «Мы две недели выпрашивали лавочки для матерей. Лавочки доставили по нашей просьбе буквально за полчаса», — отмечают родственники.
К началу мероприятия милиции было больше, чем пришедших почтить память десантников. Возможно, чиновникам не хотелось видеть не только обагренные алой краской десантные тельняшки, но и плакаты с вопросами к руководству государства и генералитету. «Мы собираемся не только ради памяти. Хочется снова спросить у власти: за что эти ребята отдали свои жизни, сколько еще будет продолжаться эта война?! Виновные в гибели наших ребят до сих пор не наказаны, а на наши письма Президент не отвечает...» — говорят родственники. Траурные мероприятия в память о погибших десантниках проходили во многих населенных пунктах Днепропетровщины, в том числе и в гарнизонном поселке Гвардейское, где находится база 25-й воздушно-десантной бригады. Вечером в воскресенье много людей собралось на набережной Днепра возле памятника легендарному командующему десантных войск, уроженцу Днепропетровска Василию Маргелову. Сюда пришли участники АТО и представители команды И. Коломойского, которые укрепили оборону Украины в трагические дни весны и лета 2014 года. Панихиду по погибшим отслужил священник УПЦ Киевского патриархата отец Дмитрий, который в прошлом служил в десантных войсках Украины. После службы он и сам надел голубой берет и обратился с речью. Многие днепропетровцы пришли на набережную с цветами почтить память погибших героев. Люди молча возлагали венки и букеты, кланялись портретам воинов и зажигали поминальные свечи. В вечернее небо поднялись десятки воздушных шаров со свечами, символизируя души погибших бойцов. «Десантники не умирают, они уходят в небо», — обращаясь к собравшимся, говорил священник.
P.S.: В воскресенье пресс-служба Генерального штаба Вооруженных Сил Украины через страницу штаба в Фейсбуке сообщила о подробностях катастрофы Ил-76: «В настоящее время идет следствие, которое должно не только определить обстоятельства трагедии, но и выяснить, можно ли было ее избежать, и установить виновных в ней. Окончательные причины и виновники катастрофы Ил-76 будут установлены судом после завершения следствия».
«К сожалению, в СМИ продолжается кампания по дискредитации генерал-майора Виктора Назарова, который на то время исполнял обязанности начальника штаба АТО, под чьим руководством проходила разработка большинства операций. Пока идет следствие, комментирование этого события является компетенцией исключительно Генеральной прокуратуры Украины, которая осуществляет соответствующие процессуальные действия. Мы же можем только сообщить, что в настоящее время генерал-майор Виктор Назаров продолжает нести службу на должности заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины. При его непосредственном участии был спланирован ряд успешных военных операций, следствием которых стало освобождение многих территорий и населенных пунктов Донецкой и Луганской областей от пророссийских незаконных вооруженных формирований и российских террористических войск. В соответствии с требованиями законодательства, генерал-майор Виктор Назаров по вызову следователя ГПУ принимает участие во всех необходимых процессуальных действиях», — идет речь в сообщении.
ГОЛОС ИЗ FACEBOOK
Геннадий КОРБАН, политик, бизнесмен, экс-заместитель председателя — руководитель аппарата Днепропетровской областной государственной администрации:
«...Мы помним все подробности этой трагедии, и как пытались ее упредить. Да, я понимаю, что за прошедший год погибли тысячи людей, и каждая смерть — это трагедия. Но год назад еще не было тысяч погибших, и этот теракт стал первым масштабным. Случился он по ошибке определенных людей из генштаба, которые рано или поздно ответят за преступные приказы. Открою одну деталь: мы как власть настаивали, чтобы десантники были отправлены позднее, после того, как будут проверены разведданные, которые имелись на тот момент, и после того, как личный состав будет как следует укомплектован. Кроме того, в самолет с личным составом погрузили бронетехнику, которая была до отказа забита топливом. Но с этим, как и с генералом Виктором Назаровым, которого почему-то выпустили под залог и опять трудоустроили в генштаб, пусть разбирается военная прокуратура. Я знаю, там есть порядочные люди, которые вникают в суть дел. Знаете, это кощунство, что ни одна сволочь из генштаба и министерства обороны не почтила память погибших. Лишь одно скромное сообщение появилось на сайте Минобороны и то с ошибками — в количестве погибших. Вчера общались с родственниками десантников — ни одна семья до сих пор не получила ни одного земельного участка или обещанной квартиры. И вообще ничего из того, что должно было сделать государство. И даже простых человеческих слов сочувствия. Прошу прощения у семей погибших за этих «полководцев», и за то, что мы не смогли упредить трагедию. Вечная память десантникам 25-ой бригады и забвения тем, кто виновен в их смерти».
Выпуск газеты №:
№103, (2015)Section
Подробности