Перейти к основному содержанию

Действовать по-европейски

Это, кроме прочего, означает уметь идти против течения
27 июня, 10:44
26 ИЮНЯ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ В СТРАСБУРГЕ ПЕТР ПОРОШЕНКО ЗАЯВИЛ: «ОЧЕВИДНО, ЧТО ЭТОТ МИРНЫЙ ПЛАН ЗАРАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПРИ ПОДДЕРЖКЕ РОССИИ. ПОКА, К СОЖАЛЕНИЮ, ЭТОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВЕРШЕННО НЕДОСТАТОЧНО» / ФОТО РЕЙТЕР

«Европейский выбор», «европейские ценности», «жить по-европейски», «быть настоящими европейцами», «украинское — это европейское». В последнее время такими и похожими формулами наполнены в Украине и газеты, и интернет, и телевидение, и радиопрограммы. Европейское в этих формулах однозначно ассоциируется с чем-то позитивным, прогрессивным, гуманистическим, на что следует безоговорочно ориентироваться и что следует стремиться усвоить.

Собственно, и Революция Достоинства началась с протеста против отказа режима Януковича от европейской интеграции, не так ли?

Такая идеализация европейского — в противовес евразийскому, кремлевско-большевицкому — совершенно понятна. Но не передают ли украинцы кутьи меда, отождествляя Европу едва не с Царством Божьим на земле? Ведь с Европой связано не только зарождение в эпоху Античности демократии и становления ее в Новые времена, но и возникновение идеологии тоталитаризма — откройте «Манифест Коммунистической партии» и прочитайте перечень первоочередных мер, которые предлагают осуществить Маркс и Энгельс, а затем сравните это с практикой Ленина — Сталина. Ведь и Муссолини — это Европа, и Гитлер, и штурмовики с эсэсовцами — тоже. И кровавый Пол Пот учился в Париже, и разнообразные террористические «красные бригады» с «красными армиями» — тоже Европа. И все те, кого совокупно называли «квислингами» и о ком уместно напомнил Игорь Сюндюков в статье «Змея в нашей траве» («День», 17 июня 2014 года) — тоже европейцы. В конечном итоге, и политика «взаимовыгодного сотрудничества» с большевиками, и политика «умиротворения» нацистов, и Мюнхенское соглашение вместе с пактом Молотова —Риббентропа — тоже творения европейской цивилизации.

Если не забывать всего этого, что также является измерением, или если говорить образно, «черной тенью» европейской цивилизации, помутнением ее разума, то не будут вызывать лишних эмоций и некоторые поразительно абсурдные на первый взгляд события последних дней.

Прилетел Путин в Вену, и был там торжественно принят — вопреки всем санкциям со стороны Евросоюза, — а затем состоялось демонстративное подписание контрактов на строительство как будто уже замороженного ЕС «Южного потока»? Что ж, неприятно, однако, учитывая некоторые исторические эпизоды, не удивительно. Ведь разве Австрия в марте 1938 года не склонилась перед Гитлером без сопротивления? Могло ли случиться такое, если бы тогда значительная часть австрийцев не выразила стремление быть под «сильной рукой» и не боготворила «великого вождя»? И пошли ли бы нынешние лидеры этой страны на такой демонстративный шаг с приемом Путина, если бы где-то в подсознании у них не засело такое же преклонение перед «сильной рукой»?

И, если уже зашла речь об Австрии, то позволю себе заметить, что нет ничего странного и, по меньшей мере, в противоречивом поведении президента соседней Чехии Милоша Земана, который то призывает НАТО помочь Украине военной силой, то выступает за признание аннексии Крыма Россией, а еще говорит в одном из недавних интервью: «Не вижу никаких причин, зачем нужно изолировать Российскую Федерацию от Евросоюза, зачем говорить о санкциях, о блокаде, об эмбарго. Нам нужна энергия, вам — трамваи, троллейбусы, автобусы. Необходимо отменить визы, например, с Россией...» Что ж, можно вспомнить и англофила и антифашиста Эмила Гаха, который, занимая должность президента Чехословакии, в марте 1939 года «сдал» государство нацистам, подписав все документы, которые требовал Гитлер. Можно вспомнить и некоторых деятелей времен «пражской весны» 1968 года, которые потом, при условиях советской оккупации, активно занялись «нормализацией», то есть уничтожением всех достижений демократических реформ Дубчека. Конечно: «Нам нужна энергия, вам — трамваи, троллейбусы, автобусы...»

Инициатива канцлера ФРГ Ангелы Меркель относительно того, чтобы официально сделать лидера «Украинского выбора» Виктора Медведчука посредником для обеспечения деятельности так называемой Трехсторонней контактной группы, в которую уже входят Кучма, Зурабов и Тальявини, также не должна вызывать слишком большого удивления. Нет, основания для удивления есть — ведь кто такой Медведчук? В конце 2012 года его рейтинг как вероятного кандидата на президентских выборах составлял 0,5%, а больше этот рейтинг просто не замеряли в связи с его фактическим отсутствием. Как политик с таким рейтингом может всерьез восприниматься европейскими лидерами? Стоило бы аппарату Меркель отследить и восторг, который выявили в Интернете российские неонацисты по поводу этой инициативы, написав что-то наподобие: «представляю, как «укры» будут слюной брызгать». Примечателен не только факт поддержки действий Меркель неонацистами, но и то, что последние не воспринимают Медведчука как украинца. Но, с другой стороны, как подходяще заметил политолог Евгений Магда, «Германию, хочу напомнить, не пугает слово «федерализация» как процесс, ведь это Федеральная Республика Германия. Плюс у Медведчука есть довольно весомое резюме для западных политиков — это человек, который был главой президентской администрации, известный юрист». С формальной стороны все просто замечательно, не так ли? А формальный порядок, «орднунг» — это что-то святое для Германии, хотя за последние сто лет стремления к нему (и не раз, и под разными флагами!) известно, к чему приводило немцев.

Поэтому не следует идеализировать Европу и автоматически возвышать европейское над украинским. С другой стороны, не следует и забывать уникальность Европы как того региона мира, где люди впервые научились не только ценить свободу, но и институализировать ее как основу общественного и государственного строя. Европа Черчилля и де Голля в свое время победила — и оружием, и морально — Европу Гитлера и Муссолини, а Европа Тэтчер и Коля — Европу коммунистических вождей. И чтобы быть настоящими европейцами, чтобы освоить и подражать лучшим европейским традициям, украинским политикам следует научиться не только соглашаться с лидерами и спикерами Запада, не только реагировать post factum на те или другие не слишком приятные для Украины события, но и действовать наступательно, решительно, на опережение, отстаивая национальные интересы, идти против течения, когда это нужно, используя силу европейского общественного мнения, далеко не всегда совпадающего с мнением своих правительственных чиновников, — и в итоге побеждать.

КОММЕНТАРИИ

«ЧЕРЕЗ МЕДВЕДЧУКА ПУТИН БУДЕТ УЧАСТНИКОМ ПРОЦЕССА»

Андреас УМЛАНД, кандидат исторических наук, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Киево-Могилянской академии:

— Я тоже удивился (предложению Меркель о Викторе Медведчуке. — Ред.). Возможно, просто сыграло роль то, что Медведчук имеет личные связи с Путиным, который является крестным отцом ребенка Медведчука. Видимо, расчет такой, что через Медведчука Путин будет участником процесса и, возможно, сможет достичь преодоления кризиса.

Возможно, Меркель кто-то подсказал кандидатуру Медведчука. Но поскольку в «Украинском выборе» (движение, которое возглавляет Медведчук. — Ред.) есть антисемитские тенденции, такой шаг особенно удивляет.

Удастся ли Медведчуку уговорить террористов сдать оружие? Вопрос в том, насколько серьезно Путин воспримет угрозу третьего уровня санкций. Прямая связь между Медведчуком и Путиным тогда может помочь, но я и в этом не уверен.

«...ЭТО И ЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПЛАНОВ МОСКВЫ ПО ФАКТИЧЕСКОЙ «ПРИДНЕСТРОВЬЕЗАЦИИ» ВОСТОКА УКРАИНЫ»

Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины:

— Что касается заявлений Меркель о назначении Медведчука переговорщиком, — здесь сказать что-то позитивное трудно. Мне другая новость не очень понятна, когда в разговоре руководителей США и Италии было сказано о необходимости продолжения переговоров между официальным Киевом и представителями самопровозглашенных республик на востоке. Это как раз и является реализацией планов Москвы по фактической «приднестровьезации» востока Украины. Если этого на Западе не понимают, то там очень близорукие политики, которые не могут понять элементарных вещей. Что тут скажешь? Это беда этих стран, если они действуют таким образом.

«ЕС ЗАИНТЕРЕСОВАН ПЕРЕВЕСТИ КОНФЛИКТ В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ РУСЛО И ОСТАНОВИТЬ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В УКРАИНЕ»

Наталия ГАЛИБАРЕНКО, первый заместитель министра иностранных дел Украины:

— Конечно, я понимаю логику Ангелы Меркель. ЕС очень заинтересован, чтобы вопрос нашего конфликта перешел в дипломатическое русло и там оставался, чтобы не было военных действий. И если пан Медведчук может стать хорошим переговорщиком, то она, разумеется, будет отстаивать его кандидатуру. А что касается нас, то нашу сторону сейчас представляет Леонид Кучма.

Наша позиция в том, чтобы дать миру шанс, чтобы у нас было моральное право апеллировать к странам ЕС и сказать, что мы сделали все для диалога. Мы сделали мирный план, мы его со всеми согласовали, мы честно выполняли все положения этого плана. Россия не реагирует, нарушает, не делает со своей стороны ничего. Поэтому у нас будет моральное право потом апеллировать к европейскому сообществу, к Соединенным Штатам.

(www.unian.ua)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать