Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Для чего нас хотят изучать в России

03 ноября, 20:08
«НАСТОЯЩИХ ПРАДЕДОВ ВЕЛИКИХ ПРАВНУКИ» / ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

В России решили заняться серьезным изучением Украины. Недавно в Ростове-на-Дону при местном университете (как об этом сообщил «День» в номере от 28 октября) учрежден Центр украинистики, где даже будут защищаться диссертации. Хорошо это или плохо? Сама собой напрашивается мысль: это прекрасно! Однако не так все просто Уже почти три века существует теория-легенда, которую сотворили в имперской России еще в восемнадцатом веке и которую затем модернизировали сначала идеологи ВКП(б) — КПСС, а затем и современные стратеги. Эта легенда имеет теперь уже три варианта:

украинцы — это этническая группа русских;

украинцы — это другой этнос, но настолько близкий к русским, что должен существовать с ними в одном государстве.

Украинцы могут некоторое время иметь свое «незалежное» государство, но оно в силу исторических и геополитических причин должно находиться под строгим московским контролем, — а позже будет видно, что делать с этой «незалежностью».

В эту триединую легенду — выбрав подходящий вариант по собственному вкусу — свято верило и продолжает верить большинство русских. Славословия и объяснения в любви некоторых профессионально холопствующих малороссов-хохлов и молчание основной массы народа великороссы принимали со снисходительной благосклонностью, полагая, что эта лесть выражает искреннюю любовь. Основываясь на своей теории-легенде, многие русские после развала СССР ожидали быстрого отрезвления «хохлов» и их возврата под московское правление.

Россия стала свертывать экономические связи с Украиной (где это было возможно), чтобы ее «дожать», — и апеллировала при этом к братьям-украинцам, напоминая им постулаты своей легенды о близком родстве и вечной взаимной любви.

Но ожидаемого эффекта не было. Хотя Кучма и сменил правительственную ориентацию с прозападной на промосковскую, но оранжевая революция, вопреки всем ожиданиям Кремля, поставила Украинское государство снова на не зависимый от России путь развития. Это было крушение всех надежд «братьев-великороссов». В оранжевой революции большинство украинцев подтвердило не только демократический выбор организации государства, но и не зависимый от России путь национального развития — отсюда такая ненависть у большинства россиян к Майдану 2004 года. Та теория-легенда, которую русские сами породили и взрастили, которую навязывали украинцам и другим народам имперской России и в которую свято верили сами, не может адекватно объяснить происходящего. Теперь это некоторые российские умные люди поняли.

Но ее, эту легенду о вечной взаимной любви, конечно же, не отбросили и в ближайшем будущем будут использовать не менее активно. Широкой российской, украинской и европейской общественности она будет презентоваться с не меньшей интенсивностью. Однако теперь ее будут подавать более умно и профессионально, с помощью хорошо подготовленных специалистов.

Украинофобы со злостью и страхом констатируют, что у нас прокладывает себе дорогу свой собственный взгляд на историю и на развитие общества, а это неминуемо ведет к укреплению украинской независимости. Поэтому в России и начинают готовить специалистов-украинистов, представляющих, в основном, старую идеологическую легенду, но способных вести дискуссии с украинцами на болеее высоком профессиональном уровне. Речь идет о создании в России собственной украинистики, альтернативной по отношению к той новой, которая все быстрее развивается в Украине. Российские специалисты будут, несомненно, оказывать помощь и нашим гуманитариям — тем, которые в своих взглядах и изысканиях руководствуются старой имперской легендой и поэтому будут охотно и «плодотворно» сотрудничать со своими «старшими братьями».

Особенно важно распространение своей собственной российской украинистики в тех регионах России, где проживает много выходцев из Украины. Это будет профилактикой против появления и увеличения числа украинофилов, сторонников независимой и ориентированной на европейские ценности Украины. В нашей же стране по понятным причинам российских украинистов будет интересовать прежде всего Киев, а также южный, восточный и закарпатский регионы. Это частично признал и директор нового Центра украинистики г. Попов.

К работе во вновь создаваемых украинистических центрах будут, без всякого сомнения, привлекать и толковых, честных исследователей. Как уже говорилось выше и как явствует из слов г. Попова, их исследования и выводы нужны российским бизнесменам и властям для проведения более успешной политики в отношении Украины, ведь для успеха в политике следует опираться не на вымышленные и далекие от жизни теории и свои личные желания и планы, а на объективные данные и точные расчеты специалистов.

Важной задачей новых украинистических центров как раз и будет снабжение властей и других клиентов достоверной и точной информацией о нашей стране. Не случайно в планах нового Центра стоит, среди прочего, проведение социологических и других исследований в Украине. Это предполагает, в свою очередь, поиск ценных информаторов и потенциальных друзей своей страны.

В этом деятельность подобных центров и организаций смыкается с функциями специальных разведывательных органов, и они обычно тем или иным образом связаны со спецслужбами своих стран. В советские времена в центральной прессе и в общественно-политических изданиях довольно подробно описывалась работа различных фондов, центров и обществ, учрежденных в капиталистических странах с целью изучения СССР и нанесения ущерба стране «реального социализма». Но в СССР предпочитали умалчивать о том, что всевозможные советские институты и общества (Институт США и Канады, Институт стран Азии и Африки, общества дружбы с зарубежными странами) занимались тем же, только в обратном направлении. Использование таких организаций удобно тем, что они дают прикрытие и придают известную респектабельность той деятельности, которая в СССР считалась шпионажем и подрывной работой, а в некоторых странах считается таковой и поныне. В штате большинства таких организаций непременно состоят специалисты, напрямую связанные со спецслужбами своей страны. Подобные центры могут иметь разные формы и иметь различные названия — от «Союза украинистов» до «Общества любителей украинского сала», но суть их будет идентична.

С помощью таких организаций в изучаемую страну иногда специально вбрасывается определенного рода информация и даже отбираются потенциальные кандидаты на вербовку спецслужбами своей страны.

Например, большую роль сыграли центры и общества, организованные на частные средства и пожертвования, в подготовке японцами русско-японской войны. При этом им удалось создать обширную агентурную сеть на территории России. Благодаря совместной работе специальных разведывательных органов и сотрудничающих с ними общественных организаций японцы знали о России и русской армии все, что им было необходимо для быстрого разгрома противника. И ныне эта форма сбора информации и ее анализа успешно применяется некоторыми крупными странами.

Анализ ответов господина Попова на вопросы сотрудницы газеты «День» свидетельствует о том, что мы в данном случае — совершенно вероятно — имеем дело с организацией подобного типа. Несмотря на любовь к украинцам, у спонсоров Центра не нашлось денег на ставку преподавателя украинского языка. Вообще уже замечено: там, где правят бал украинофобы, всегда по каким-либо причинам не находится места или денег ни для украиноязычных школ, ни даже для преподавателей украинского языка. Ведь знание украинской мовы вполне может содействовать возникновению дружеских чувств к украинцам, а это в задачи официальной российской украинистики пока еще, к нашему сожалению, явно не входит.

Организация новых центров украинистики крайне важна для российских властей еще и потому, что российские консульства в наших регионах и Посольство в Киеве теперь не справляются со все возрастающими потребностями России. Да и, судя по украинской прессе, их антиукраинская деятельность уже попала в поле зрения нашей общественности, а может быть, и наших спецслужб и властей. Уже пора бы прекратить практику, когда любой крупный украинский мошенник и преступник, едва над ним нависает угроза уголовного наказания, немедленно оказывается гражданином «братской» страны и скрывается за ее пределами. Россия стала притягивать прохиндеев крупного калибра, словно магнит. Но есть во всем этом и очень хорошая новость. Создавая подобные организации и общества, россияне признают: они поняли, что проглотить Украину целиком или хотя бы какую-то ее часть просто так, «с кондачка», России уже не удастся. Вот и последнее крупное наступление на Украину во время российско-грузинского конфликта с треском провалилось в самом начале. В России начинают признавать Украину как сильного игрока и конкурента (а так же противника своих имперских планов), а поэтому приступают к длительной подготовительной работе перед началом возможного решающего наступления. Это, однако, не исключает проведения нашими северо-восточными соседями время от времени действий, которые в военном деле называются «разведка боем». К этому мы должны быть готовы в любой момент.

Второй положительный фактор в появлении за рубежом организаций, изучающих Украину, состоит в том, что чем больше порядочных россиян и других иностранцев будет соприкасаться с нами, тем больше шансов, что кто-то из них станет нашим искренним другом. Ведь не такие уж мы и плохие. Нам следует показать тем россиянам, которые еще способны к здравомыслию, что наша государственная независимость (в полном смысле этого слова!) и свобода — это веление времени, и мы от всего этого не откажемся, но при этом мы готовы к равноправному партнерству и сотрудничеству.

Некоторый опыт россиян следовало бы заимствовать и нам — например, создать свой Центр русистики, либо, из-за отсутствия серьезных спонсоров, хотя бы Общество любителей русских щей. Пора подумать о том, как мы можем лучше узнать наших партнеров, друзей и недругов в других странах, чтобы вести себя по отношению к ним адекватно.

Однажды, почти двадцать лет назад, руководство Днепропетровского госуниверситета принимало гостей из Китая. Хотели как лучше. Но не сочли необходимым перед этим побеседовать со специалистом-китаеведом. В результате гости уехали обиженными. А вскоре только что налаженные партнерские связи с китайским вузом прервались. Многие западноевропейские бизнесмены после общения с нашими представителями бизнеса и власти отмечают следующие факторы, оставляющие у них крайне негативное впечатление:

стремление наших людей решать важные дела во время распития спиртных напитков (обильных) или непосредственно «после того»;

посвящение партнеров в свои личные и семейные дела, а также расспросы о личных и семейных делах партнера, что в большинстве западноевропейских культур считается крайне неприличным;

недоверие украинских бизнесменов и чиновников к своим подчиненным, из-за чего для решения второстепенных вопросов приходится встречаться «лично с самим шефом», что значительно усложняет дела;

неумение выражать свои мысли вежливо и доброжелательно: если переводчик не подправляет речь наших vip-персон, то иностранец вполне может принять их слова за приглашение поскандалить;

... и многое другое, к чему мы привыкли.

Так что изучать других и корректировать свои действия все-таки нужно.

Что же касается Центра украинистики в Ростове-на-Дону, то хотелось бы, чтобы его деятельность служила не для того, чтобы украинофобы разных мастей и национальностей могли нам вредить искуснее, а для того, чтобы россиянам было легче с нами дружить.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать