Перейти к основному содержанию

Донецк мечтает о метро

300 миллионов уже «закопаны»
12 июня, 00:00

Когда писатель А .Курчаткин писал произведение «Записки экстремиста», герои которого долго и упорно строили в своем городе метро, он, наверняка, и не подозревал, что книга окажется в какой-то мере пророческой для строителей донецкого метрополитена. Уж больно похожи ситуации. Героям Курчаткина, к примеру, в мире и согласии построить метро не удалось. Им не дали ни денег, ни возможности это сделать. Кроме того, их жестоко травила администрация города и отбирала даже то, что им удавалось добыть самостоятельно.

Донецких метростроителей администрация не травит и ничего у них не отбирает. Правда, ничего и не дает. Метро в миллионном городе пока остается только далекой и недосягаемой мечтой, поскольку за последний месяц работы не сдвинулись ни на метр. Вообще-то, они не отличались особой скоростью и раньше, но сейчас ситуация стала настолько критической, что 5 июня метростроители решили выйти на митинг к Донецкой облгосадминистрации.

Почти 12 лет назад по ее заказу Кабинет Министров Украины постановил начать строительство метро в Донецке. Но прошли годы и огромная стройка, которая по плану должна была завершиться в прошлом году, сегодня просто простаивает. Выполняется минимальный объем работ, необходимый для поддержания и обслуживания подземных выработок в безаварийном состоянии и охраны строительных площадок. С января рабочие не получают зарплату, 150 человек из 900 уже уволились, 460 шахтеров, пришедших на строительство метрополитена из закрывшихся шахт им. Панфилова, им. газеты «Правда», «Красной звезды», снова могут потерять работу. Метро «остановилось», не пройдя и 10 километров (6 станций). Метростроители дошли до узловой станции «Политехнический институт». Если бы все сложилось нормально, в течение лета ее бы закончили. Все технологии давным-давно разработаны, все проекты предприятий Донецкой области многократно проверены и утверждены, в кабинете директора уже есть даже образцы мрамора для облицовки стен станций… А денег нет.

Метрополитен в Донецке на сегодняшний день — единственная подобная стройка в нашей стране. Он должен строиться за счет средств государственного, областного и городского бюджетов. Но в плане областного бюджета на этот год его просто не было, и это длится с 1997-го. Пока что, по словам начальника дирекции строящегося метрополитена Виталия Шаталова, стройке материально помогает только город. Городской совет — единственный, кто старается помочь метро, чем может, и, наверное, единственный, кто верит в возможность его существования в Донецке. Так, на сессии горсовета 6 июня было сказано, что в план перестройки города входит строительство 2 линий метрополитена. Донецк — город, конечно, небедный, но даже всех его средств просто банально не хватит на столь грандиозный замысел. В ходе строительства уже было освоено более 300 миллионов гривен, а для его окончания за 5 лет необходимо еще как минимум 40 — 50 миллионов в год.

Парадокс в том, что просто бросить стройку нельзя. Ее довольно быстро затопит водой и тогда старания нескольких тысяч людей пойдут прахом — восстановлению такой объект уже подлежать не будет. Да и, наверное, уже всем понятно, что жители окрестных районов после закрытия стройки заметно активизируются и все, что они смогут унести, несмотря на охрану, они унесут. Сегодня под землей находятся два щита, оборудованных электроникой и гидросистемами, а также масса другого дорогостоящего оборудования на сумму 180 миллионов гривен.

Стройку, конечно же, можно «законсервировать», но здесь опять же нужны немалые средства. Единоразовая сумма — 16 миллионов, а потом еще каждый год по 5. При этом нужно содержать штат свыше ста человек, который будет следить за сохранностью объекта. Несложно подсчитать, что совсем скоро консервация проглотит гораздо большую сумму, нежели та, что требуется сейчас для завершения строительства. Не проще ли уже «домучить» это несчастное метро?

А если совсем уж углубиться в арифметику, можно прийти к еще более интересным выводам. Одна линия метро в час перевозит 30 тысяч пассажиров, каждый из которых платит за свой проезд минимум 50 копеек. Даже если в Донецке будет не 24 пары поездов на линии, как это должно быть, а поменьше, за час все равно набегает как минимум 10 тысяч гривен. За 19 часов работы метрополитена в сутки — 190 — 200 тысяч. Кроме того, есть еще реклама в метро, которая принесет еще больший доход. Легко заметить, что очень быстро метро само себя окупит и начнет приносить солидные поступления в бюджет.

Да и не только финансовые проблемы решаются при строительстве метро. Пуск такого вида транспорта исключительно важен именно для Донбасского региона. Для шахтеров, оставшихся без работы из-за поголовного закрытия шахт, «запасной вариант» работы всегда будет обеспечен. Ведь, по словам В. Шаталова, коллектива одной закрытой шахты хватило бы и на два метрополитена. Это ведь взаимовыгодно: и шахтеры получают реальную и стабильную работу, и предприятие экономит на обучении кадров, не имеющих опыта работы под землей, и шахтное оборудование не выходит из строя, а переходит на службу к метрополитену. К тому же, в работе такого объекта задействованы не только шахтеры, но и строители, электрики, слесари, токари…

Кроме того, сразу решается и экологическая проблема, что для Донбасса стоит чуть ли не на первом месте. С появлением метро произойдет «разгрузка» дорог и не надо будет пытаться расширить узкие магистрали, которые никакому расширению все равно не поддаются, уменьшится количество вредных выбросов в и без того многострадальную атмосферу региона.

На первый взгляд, от введения нового вида транспорта могут пострадать водители маршрутных такси и прочего наземного транспорта. Но линий-то всего три, и не все живут рядом со станциями. Люди будут нуждаться в этих видах транспорта не меньше прежнего — им нужно будет добираться до удобных станций. В Донецке стоимость проезда не меняется от количества остановок, которые проезжает пассажир, вот и доход наземного транспорта не пострадает. Дело ведь только в изменении маршрутов.

Донетчанам обидно слышать, что в других миллионных городах уже и думать забыли, что там когда-то не было метро. Даже в Кривом Роге вышли из положения: там под землей с жутким грохотом катается трогательный аналог метро — быстрый трамвай. Люди думают уже о насущных проблемах действующих метрополитенов — расширении маршрутов, замене износившихся вагонов, реконструкции станций… В Донецке же при наличии современного оборудования и опытных, квалифицированных рабочих не могут достроить одну 10-километровую линию.

...Похожий финал был предписан вышеупомянутым писателем. Его герои решили проблему по-своему: ушли под землю на 30 лет и строили метрополитен, не выходя на поверхность. Правда, когда они все-таки вышли на поверхность, и метро, в конце концов, было готово, выяснилось, что они вовсе не являются героями в глазах сограждан. Метро вдруг оказалось никому ненужным — наверху уже давно придумали летающие поезда…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать