Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Две реальности луганчан

Михаил МИЩЕНКО: «Люди скучают по дому, но своего будущего там уже не видят»
14 сентября, 19:58
14 СЕНТЯБРЯ ПОД СТЕНАМИ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ ПРОШЛА АКЦИЯ, НА КОТОРОЙ ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ТРЕБУЮТ ПРАВА ГОЛОСА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В субботу Луганск отмечал свое 220-летие. Круглая дата с горьким привкусом живой раны. Раны, которая пролегла между людьми, между двумя реальностями — оставшихся в городе луганчан и покинувших свой город, свои дома переселенцев. Разные судьбы, разные воспоминания, разные переживания, которыми последние делились в Киеве, в Парке «Нивки», вдали от малой родины. Один из них — луганчанин Михаил Мищенко: «От праздника особые ощущения. Я поздоровался с десятками людей, которых не знал непосредственно, но слышал о них, а они обо мне. В основном это интеллигенция. Конечно, основные вопросы, которые звучали, касались возможности возвращения в Луганск. Будем ли возвращаться? Люди скучают по дому, но будущего там своего уже не видят. Сейчас важно ощущение того, что ты находишься в мире, который близок и знаком».

На этом мероприятии присутствовал один из переселенцев, которому довелось побывать в плену у боевиков. Сергей в Луганске торговал книгами, знает эсперанто, освоил Интернет еще на заре компьютеризации. Сергей попал в плен год назад к печально известному «Бэтмену» в застенки «Маньяка». Первый — главарь банды, второй — палач. Попал случайно, прогуливаясь во время комендантского часа. Обвинение — шел не там, смотрел не так. Уже находясь там, в стенах общежития Восточноукраинского университета имени В. Даля, Сергей познакомился с другим узником — Николаем, который также оказался «на подвале» по схожему подозрению — «шпионил». Николаю «Маньяк» перебил ребра, и он пластом лежал на кровати, мучаясь от нестерпимой боли. Сергею приходилось делать ему обезболивающие уколы. В оценках случившегося у пленников споров не возникало — беспредел и обреченность.

1 января 2015 года Беднова-«Бэтмена» российские спецслужбы успешно «зачистили», в угоду Игорю Плотницкому, для которого «Бэтмен» представлял серьезную конкуренцию. После операции по устранению опального Беднова на свободу вышли и его узники. В том числе и Сергей с Николаем. Через несколько месяцев российским «Вымпелом» был устранен и боевик Мозговой, которого «соратники» причислили посмертно к «героям Новороссии». Формула ясна и не нова. Теперь зверства и беспредел можно было списать на банды Беднова, а остальных убитых возвести в ранг мучеников. Сергей уехал в Киев, распрощавшись с Николаем, который решил остаться в Луганске. Николай заявил, что его страдания оказались ужасной случайностью. «Все правильно, просто нас взяли по ошибке», — так решил покалеченный пленник, который чудом спасся в луганском аду...

Эта история, на которой я специально заострил внимание, примечательна тем, что слишком напоминает мышление жертв сталинского режима, когда многие узники считали, что их взяли по ошибке, что беспредел творится внизу, а мудрый Сталин просто не знает, что происходит «в подвалах». Именно эта рабская оценка действительности дает ответ на вопрос — почему Донбасс оказался слабым звеном. Кто-то готов оправдать своего палача и при этом в бешеной злобе ненавидеть вымышленного врага — «бандеровца» или «американца». Раб готов ждать «халявной» подачки, дармовой милостыни, в какую унизительную обертку она бы ни была завернута. Новости из параллельной реальности псевдореспублики лишь доказывают это.

В Луганске ко Дню города были выданы «ордера» на новые квартиры. В прежней мирной жизни эта фраза не вызвала бы тех вопросов, которые возникают сейчас, в нынешних условиях. Все дело в том, что до войны в городе действительно планировалось ввести в эксплуатацию ряд новостроек, в том числе и возле Луганского областного СБУ. В апреле 2014-го луганчане ждали заселения, оплачивая ипотечные платежи. Однако война в буквальном смысле выгнала многих людей и из квартир, и из Луганска. Недостроенные дома были фактически разграблены еще на заре сепаратистского безумия, когда из упомянутого дома был вытянут на «нужды ополчения» даже лифтовой трос. И вот в субботу в «республике» были вручены ключи от квартир. Куда делись хозяева этих квартир, которые задолго до страшных событий сделали первые кредитные взносы, умалчивается. Луганчанин Игорь Рец пишет: «В Луганске сдали в эксплуатацию «первый дом в «ЛНР». На деле — неоштукатуренная коробка, где руководство «маленькой Швейцарии» не сумело даже нормально зашпаклевать проводку. То, что оставила Украина, просто передали в руки жильцов в недостроенном виде и выдали за конфетку».

В довершение разящего искусственным пафосом абсурда в Луганск приехали «звезды» российской эстрады — Чичерина и Самойлов. Такие вояжи «моральной поддержки» российские исполнители делают регулярно. Что примечательно, лица певцов не меняются. Это либо упомянутые персонажи, либо Кобзон, либо Цыганова. Луганчанин Геннадий Беницкий в своем блоге пишет: «Как и все предыдущие, последний юбилейный День города прошел на высокой ноте ликования. Начался он с выставки дрессированных собачек в парке Первого мая, а закончился на театральной площади концертом Самойлова-Чичериной. И в одном, и в другом месте вручали награды. Не имею точной информации, какие медальки получили чау-чау в Парке культуры и отдыха, но зато совершенно точно могу сообщить о высоких наградах, полученных российскими звездами. Это были медали «За заслуги перед республикой» II степени». Об этом параде унижения можно было бы и не вспоминать, если бы речь шла о территории и людях, которые живут где-то за Уралом. Однако все это произошло и происходит с нашими гражданами, на нашей оккупированной земле. Это уже не просто две реальности, но и глубинно неразрешенный вопрос, который обязательно даст о себе знать даже в случае «замораживания» военного конфликта. В этом плане относительное затишье на Донбассе лишь усиливает ощущение опасности, ведь «восточный конфликт» — в первую очередь конфликт ментальный, противостояние мировоззрений. В среде политических спекуляций разрешить его невозможно.


Вынужденные переселенцы требуют права голоса

14 сентября под стенами Верховной Рады прошла акция, на которой ее участники призывали депутатов поддержать соответствующий законопроект 2501а-1

Под парламентом митингующие установили условную кабинку для голосования с надписью: «Вход для переселенцев запрещен». «Сейчас очередной тест на то, как слова наших «власть предержащих европейцев» совпадают с их действиями, — пишет у себя на «Фейсбуке» юрист Геннадий Друзенко. — Дело в том, что сегодня в Украине только официально зарегистрировано около 1,5 млн внутренне перемещенных лиц. 78% из них, являющимся совершеннолетними, Конституция гарантирует избирательное право, но реализовать они его не могут без регистрации по новому месту проживания. Есть много причин, почему внутренние переселенцы не могут или не хотят регистрироваться на своей новой «малой родине». Но это вовсе не повод лишать их одного из основополагающих прав: избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Мы же идем в Европу? Законопроект о реализации внутренними переселенцами их избирательных прав готов. Его регистрационный номер 2501а-1. Остается посмотреть, насколько действительно европейской окажется «Европейская Украина».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать