Перейти к основному содержанию

«Единая Украина»: реанимация?

20 мая, 00:00
На одном из последних заседаний парламентского большинства спикер Верховной Рады Владимир Литвин выступил с идеей реанимации фракции «Единая Украина». Он добавил, что не может сегодня объяснить избирателям, «куда делся блок». Такие намерения подтвердил в комментариях журналистам и лидер НДП Валерий Пустовойтенко, отметив, что вопрос объединения фракций большинства не нов, и его фракция тоже вела такие переговоры. Отвечая на вопрос о реальных перспективах реставрации «Единой Украины», В. Пустовойтенко отметил, что «нужно посчитать, какие будут плюсы и какие будут минусы. Это будет зависеть от системы подготовки к президентским выборам». Он также сообщил, ссылаясь на заявление лидера Партии регионов, премьер-министра Виктора Януковича, что «первыми ласточками» объединительного процесса якобы намерены стать фракции «Регионы Украины» и «Европейский выбор». Напомним, что две последние были составляющими блока «За единую Украину!», созданного незадолго до парламентских выборов в 2002 году. Однако уже на втором месяце работы новоизбранной Верховной Рады крупнейшее парламентское образование раздробилось (не без кадровых конфликтов) на примерно десяток фракций и депутатских групп.

С одной стороны, свою историческую миссию «блок власти» выполнил, — он не только прошел в Верховную Раду, но и с помощью эсдеков добился успеха на выборах руководства ВР и стал основой для формирования провластного парламентского большинства. С другой стороны, идея вернуть к жизни «Единую Украину» с целью воспользоваться ей во время следующих выборов представляется несколько спорной, ведь учитывая затраченные материальные, административные и т.п. ресурсы, 12%, набранных коалицией на выборах- 2002, — слишком скромный результат. Впрочем, репутация блока зависит, прежде всего, от его «кадрового состава», значит, у потенциальных союзников есть шанс учесть ошибки прошлого.

Впрочем, публичного подтверждения начала процесса объединения со стороны «Европейского выбора» (неофициально группа считается правым крылом «Регионов», а ее «куратор», вице-премьер-министр Украины, министр финансов Николай Азаров даже избран на апрельском съезде Партии регионов главой Политсовета партии) не было. Более того, по информации «Дня», позитивное завершение переговоров между обеими фракциями тормозится именно «Европейским выбором». Однако очевидно, что именно эти две фракции наиболее заинтересованы в том, чтобы возглавить процесс единения с прицелом на выборы 2004. Насколько же реально появление наполитической карте Украины «Единой Украины-2», на какой стадии находятся переговоры между фракциями большинства, что станет предметом торга, — об этом и другом рассказывает в интервью корреспондентке «Дня» лидер фракции «Регионы Украины» Раиса БОГАТЫРЕВА.

— По некоторыми данным, сегодня рассматривается возможность создания большой фракции путем объединения некоторых бывших составляющих блока «Единая Украина». Это должна быть новая модификация парламентского большинства или структура под определенного кандидата на выборах-2004?

— Фракция «Регионы Украины» перманентно количественно увеличивается, что не может не вызывать подобных вопросов. Мы, безусловно, заинтересованы в расширении фракции, однако при условии полезного симбиоза количества и качества. Переговоры ведутся с теми, кто выражает желание присоединиться к нам. Фракция не предпринимает никаких искусственных шагов в этом направлении. Мы не ставим цель показать свои «мышцы». Количественное увеличение фракции рассматривается нами как, с одной стороны, усиление своего влияния, а с другой — резкое возрастание ответственности перед избирателями. Как руководитель «Регионов Украины», я понимаю, что фракция, например, в восемьдесят человек — это не два по сорок, это принципиально новое не только количество, но и качество. Какой в окончательном измерении будет фракция — мы еще увидим. Процесс, как любил говорить один политик, пошел.

— С какими конкретно политическими силами сегодня ведутся переговоры о присоединении?

— Предложения о необходимости блокирования и создания центристского альянса уже не раз звучали со стороны лидеров партий центристской направленности, в частности, Виктора Януковича, а также Валерия Пустовойтенко. Представленные в парламенте силы этого сектора постоянно находятся в творческих дискуссиях. Я не могу сегодня конкретно назвать тех, с кем ведутся переговоры, — это преждевременно, а потому не совсем этично. Однако переговорный процесс продолжается.

— Сегодня об объединении фракции «Регионы Украины» и группы «Европейский выбор» говорят как об уже состоявшемся факте...

— Этот вопрос в процессе двухстороннего обсуждения. Пока комментарии излишни.

— Насколько возможно, на ваш взгляд, выдвижение единого кандидата в президенты от власти?

— Убеждена, что единый кандидат от власти будет. Но мы сможем говорить о нем где-то в декабре-январе следующего года. Тогда появится возможность договариваться, торговаться, блокироваться, иными словами, вести нормальный политический диалог, выяснять позиции, поддерживать того или иного кандидата под определенную политическую программу и цель.

— У кого, на ваш взгляд, наибольшие шансы стать этим «единым»? Что может стать предметом торга других политических сил в обмен на поддержку подобной кандидатуры?

— Думаю, сегодня мы не можем обсуждать персоналии. Я не хочу прибегать к существующей среди политиков порочной практике что-то додумывать и кого-то «подставлять». Предвыборный политический сезон не может, на мой взгляд, начинаться сейчас, более чем за год до выборов. Все происходящее сегодня — это попытка создать привлекательные образы, даже фантомы. Градус ожиданий общества очень высок. Народ надеется на приход человека, который будет наделен силой воли, будет иметь внутренний стержень и пользоваться поддержкой подавляющей части населения. В случае большой дельты между тем, что ожидают люди, и тем, что будет происходить, негатива после выборов не избежать. Поэтому нужно учитывать, в первую очередь, волю избирателя.

— На V апрельском съезде Партии регионов обсуждалось, в частности, ее отношение к основным положениям обращения Президента по политической реформе. Однако недостаточно прозрачной представляется позиция партии в целом — кроме высказанной ее главой поддержки идеи двухпалатности украинского парламента. Какова позиция по этому вопросу вашей фракции? Что конкретно в президентских предложениях приемлемо для «Регионов Украины», а с чем фракция категорически не согласна?

— Двухпалатный парламент, веками существующий во многих демократических странах, ставит целью расширить через вторую палату влияние региональных элит. И мы, как политическая сила, стоящая на позиции обеспечения и представления региональных интересов в отечественном политикуме, поддерживаем такую идею. При условии, если верхняя палата будет избираться. Если же она фактически будет назначаться, то такая палата, на наш взгляд, не будет отражать интересы регионов. В случае неизменности старой системы назначения губернаторов, мы выражаем надежду на то, что останется и существующая практика однопалатности парламента.

Что же касается других вопросов, то мы не против, в частности, продления срока работы парламента с четырех до пяти лет. Однако мы не разделяем мнение о необходимости немедленно, за три года до окончания конституционного срока работы Верховной Рады, менять избирательную систему. Еще есть время для глубинного анализа и обдумывания этой проблемы.

— Значит, оппозиция небезосновательно обвиняет фракции большинства в блокировании закона о пропорциональных выборах?

— Мы заявляли и заявляем, что видим сегодня определенные преимущества в существующей смешанной системе выборов. Такую позицию фракция «Регионов Украины» высказывала с самого начала. Ведь неестественно, чтобы фракция мажоритарщиков, которая отчитывается перед избирателями через избранных депутатов, отказалась от своих обязательств перед людьми, которые их выбирали.

Мы согласны, что пропорциональная избирательная система способствует политической структуризации общества, ускоряет процесс уменьшения количества «карманных» партийных образований, квазипартий, партий, которые вмещаются в один двухместный автомобиль. В то же время позитивом мажоритарной системы является голосование людей за конкретную личность. Это усиливает ответственность депутатов перед избирателями. И если сопоставить важность ответственности и структурирования общества, проанализировать, каким может быть следующий парламент, то для фракции «Регионы Украины» становится очевидным, что смешанная избирательная система, как минимум, имеет право на существование еще на одну каденцию. Впоследствии, думаю, мы придем к пропорциональной системе.

— Однако, как засвидетельствовало голосование по избирательному закону в апреле, не все фракции большинства разделяют позицию «Регионов Украины». Почему, в таком случае, процесс дальше разговоров не идет?

— Действительно, 17 апреля отдельные депутаты из большинства голосовали «за» проект о пропорциональных выборах. Но самое интересное то, что для принятия закона не хватило 11 голосов, как это не парадоксально, самой же оппозиции. Это красноречивое свидетельство того, что «Регионы Украины» не вели двойную игру, и нам не за что извиняться.

Почему в целом нет результата? Думаю, в парламенте достигнуто равновесие среди тех, кто «за», и тех, кто «против». Если большинство сегодня настроено на то, чтобы провести конституционную реформу в целом через системные законодательные изменения, то оппозиция настаивает на первоочередности принятия закона на пропорциональной основе, вырванного из общего контекста реформ. Очевидны и неуступчивость и нежелание парламентариев искать точки соприкосновения, из-за чего общая работа Верховной Рады в направлении осуществления политической реформы объективно затягивается.

— В среде политологов закрепилось мнение о том, что наименее заинтересованы в переходе к парламентско-президентской республике, а значит, и в урезании полномочий потенциальных претендентов на главное кресло страны, те политические силы, лидеры которых имеют кандидатские амбиции. В этот разряд попадает и фракция «Регионы Украины», не так ли?

— Я искренне удивляюсь тем, кто уже определился с участием в президентской гонке. Партия регионов официально не определялась с кандидатом. Более того, ни один из ее представителей нигде не высказывал президентских амбиций партии. Это весьма преждевременно, и я многим не советовала бы тратить энергию на то, что может в их жизни никогда не произойти.

А к тому, что нас причислили к силам, «незаинтересованным» в политреформе, я отношусь с иронией. Тем, кто забыл, напомню, что наша фракция высказала свое видение политической реформы еще до внесения Президентом соответствующего представления в Верховную Раду.

— В своем выступлении на съезде вы говорили о поиске политических партнеров партии, отметив в то же время, что это могут быть как долгосрочные, так и ситуативные отношения. А на какой стадии сегодня отношения с «Нашей Украиной»?

— Рабочие, стабильные, прозрачные отношения должны быть со всеми фракциями, в том числе и с оппонентами. Именно таковы они и с «Нашей Украиной». Ведь парламент — это не коммунальная кухня, где можно свои идеологические подходы и взгляды переносить на уровень межличностных отношений.

— Вы рассматриваете возможность политических договоренностей с «Нашей Украиной», в частности, по согласованию кандидатуры на забег- 2004?

— Мне сейчас не хотелось бы говорить что-то по этому поводу, поскольку сама «Наша Украина» еще до принятия решения идти на выборы-2004 может существенно измениться. Вполне вероятно, что часть тех политиков, которых мы сегодня считаем реальными кандидатами и потенциальными участниками переговорного процесса, ко времени выборов не будут иметь за собой той силы, с которой нужно садиться за стол переговоров.

— У вас есть персональное жизненное кредо?

— «Пусть не сразу, но все!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать