Перейти к основному содержанию

Егор ГАЙДАР: «Серьезные реформы в Украине начнутся тогда, когда они будут иметь общественную поддержку»

11 ноября, 00:00

При всей очевидной несхожести Украины и России, нельзя не заметить, что названные Е.Гайдаром вехи правительственной экономической политики как нельзя точно улавливают характерные и для Украины поиски путей преодоления экономических неудач. Мы так же, как и они, пробовали не замечать очевидного, пробовали ввести «частичный» рынок, пробовали печатать деньги. А теперь, кажется так же, как и они, готовимся пройти тот же путь во второй раз. Впрочем, возможно, россияне смотрят на украинскую действительность иначе. Об этом наше интервью с Егором Гайдаром.

— Вы в течение двух дней общались с украинскими реформаторами и наблюдали за украинской реальностью. Заметили ли вы нечто такое, что могло удержать Украину от подобного российскому ответа на экономические проблемы — то есть от включения печатного станка? Или удерживать никого не следует? Ведь неизбежное (в случае новых эмиссий) ухудшение жизни людей только подтолкнет избирателей к поддержке либеральных реформ...

— Я всегда был противником постановки подобных экспериментов в России. Понятно было, что если дать возможность левокоммунистическому правительству «порулить», то политический эффект скорее всего будет благоприятным для реформаторов. Но я всегда считал, что ставить подобные эксперименты еще раз на стране, на которой уже ставились эксперименты, безнравственно. Поэтому я всегда делал все возможное, чтобы этого не было. И все же это случилось. Теперь надо делать из этого выводы. Что же касается Украины, то я не берусь советовать.

—В нашей стране (как недавно и в вашей) Международный валютный фонд считается чуть ли не единственной преградой, не позволяющей правительству отказаться от рыночных реформ в открытую. Как вы считаете, сумеет ли Украина воспользоваться поддержкой МВФ, чтобы удержаться в пространстве рыночных преобразований?

—Я считаю, что навязать обществу политику, которую оно не хочет принимать, в условиях демократии крайне проблематично. Поэтому серьезные реформы в Украине начнут реализовываться не тогда, когда этого будет просить МВФ, а тогда, когда они будут иметь существенную общественную поддержку. Когда наше общество сполна пресытится нынешним периодом безвременья, «никакой» политикой, промежуточным состоянием между развалившимся социализмом и еще плохо работающим рынком, тогда будет понимание, что это нужно не МВФ, а собственному народу.

—Можно ли отнести к выводам, или урокам реформ в России и в Украине такую закономерность, как необходимость глубокого экономического обвала непосредственно перед фазой активного рыночного реформирования? Иными словами, обязательно ли в Украине должен произойти обвал, подобный российскому, прежде чем власть и население захотят настоящих реформ?

—Это не урок реформ. Есть страны, в которых согласие относительно путей реформирования, того, что нужно делать, было достигнуто достаточно рано и широко поддерживалось всей политической элитой. Это именно те страны, в которых давно нормализовалась жизнь, которые давно растут и имеют постоянно растущие доходы. К сожалению, это не распространяется на все постсоциалистические страны. И вот там, где такого согласия не было, там приходится платить за реформы слишком дорого.

—Значит, Россию в скором времени ожидает реформаторский ренессанс?

— Конечно. Это вопрос времени. Вопрос о том, сколько нам придется заплатить временем и экономическими неприятностями.

—Есть ли у вас надежда, что Украина избежит повторения российского примера?

— Надежда есть, уверенности нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать