«Если заранее не признавать результат — зачем участвовать в выборах?»
Избирательную кампанию-2004 в интервью «Дню» комментируют иностранные наблюдатели — члены миссии Института стран СНГ и Восточной Европы доктор Александр ЦИНКЕР и доктор Элиезер ФЕЛЬДМАН.
— На выходных в Центризбиркоме с участием народных депутатов Украины произошли силовые столкновения. Ваш комментарий случившегося?
Д-р ФЕЛЬДМАН: — Эти события подтвердили некоторые наши опасения относительно проблем избирательной кампании в Украине. Сейчас задача всех субъектов избирательного процесса — максимально охладить страсти, снизить возможность провокаций.
Вне сомнений, поведение присутствовавших в Центризбиркоме народных депутатов не соответствуют демократическим нормам. Они практически парализовали деятельность ЦИКа, который за несколько дней до выборов, напротив, должен работать с максимальной отдачей.
Что касается потасовок, то, должен сказать, они — абсолютно закономерный исход любых провокаций. Это бывает во многих странах мира во время избирательных кампаний. Но вот процедура задержания и удержания тех, кто был обвинен в провокациях, которые случились возле Центризбиркома, покоробила не только нас, но и другие миссии наблюдателей. Люди несколько часов лежали на полу со связанными руками, вокруг них ходили и осматривали их почти как неодушевленные предметы. Но ведь эти люди еще не обвиняемые! И допрашивать их должны представители правоохранительных органов, а никак не депутаты.
— Насколько серьезным нарушением вы считаете увиденное на территории ЦИКа?
Д-р ФЕЛЬДМАН: — Очень серьезным нарушением является то, что Центральная избирательная комиссия не может проводить работу в нормальном, спокойном режиме, а также то, что некоторые народные депутаты позволяют себе рукоприкладство по отношению к членам Центризбиркома. Эти нарушения, безусловно, найдут свое отражение в наших отчетах. Надеюсь, народные депутаты и члены Центральной избирательной комиссии сделают выводы и будут работать над ошибками. Даже если у депутатов есть сомнения в легитимности решений ЦИКа, это не должно решаться таким образом. Вопросы должны разрешаться в суде, а не посредством кулачных боев в зале заседаний ЦИКа или перед входом в него.
— Каковы ваши общие впечатления от предвыборной ситуации в Украине? В чем, с вашей точки зрения, ее специфика?
Д-р ЦИНКЕР: — В принципе, во всех странах процесс подготовки и проведения выборов одинаков. В Украине есть два лидера предвыборной гонки. Для государств, где ведется реальная борьба, то есть имеются два приблизительно одинаковых по шансам лидера президентской гонки, характерен аналогичный накал страстей. Там же, где есть один лидер, и всем понятно, что он победит, как это часто бывает на постсоветском пространстве, понятное дело, и накал меньше. Хотя, по последним опросам и по мониторингу предвыборной ситуации, я чувствую, что интерес к выборам падает и в Украине. Причина — избирательная кампания практически всех кандидатов носит протестный, негативный характер. Кандидаты и их команды процентов 80 времени отводят на поливание грязью оппонентов. И очень мало говорят о том, что они предлагают. В результате у людей наблюдается пресыщение выборами, им хочется, чтобы они скорее прошли.
Д-р ФЕЛЬДМАН: — У украинских выборов, по-моему, есть одно существенное отличие. Оно заключается в том, что несколько кандидатов заранее официально объявляют, что они не признают результатов голосования. Тогда непонятно, зачем они вообще участвуют в выборах? Этот вопрос достаточно серьезный. Так, согласно Копенгагенскому протоколу, который был подписан и Украиной, определенные обязанности, связанные с проведением избирательных кампаний, признаются не только за государством, но и за каждым кандидатом. Главная из этих обязанностей — признание результатов выборов, если они проводятся справедливо и легитимно. И — право на опротестование этих выборов, если произошли какие-то серьезные нарушения. Здесь же, в Украине, ряд кандидатов уже заявляют, что выборы будут нелегитимными, и поэтому их результат признавать нельзя.
— Оппозиция обвиняет власть в предвзятом отношении к разным кандидатам. Вы заметили эту предвзятость?
Д-р ЦИНКЕР: — Начнем с так называемого административного ресурса. Надо признать, что не только в Украине, но и в любом другом государстве власть так или иначе использует имеющиеся у нее рычаги влияния. Что же касается предвзятости со стороны СМИ, то мы встречались с кандидатами, и они практически не жаловались на то, что у них есть какие-то проблемы с выходом на те или иные теле- или радиоканалы.
Д-р ФЕЛЬДМАН: — Мониторинг показывает, что на уровне ЦИК никакой предвзятости к кандидатам нет. Нет такого, чтобы кому-то отказали в регистрации на том основании, что он является оппозиционером. Что касается контактов с исполнительной властью, в частности на региональном уровне, то мы действительно фиксируем разное отношение к тем или иным кандидатам. Но для страны с развивающейся демократией это вполне объяснимо. Тем не менее, Украина должна попытаться преодолеть эти традиции и сделать так, чтобы административный ресурс не повлиял на выбор народа. Это, конечно, произойдет не моментально. Никакие западные наблюдатели не могут прямо повлиять на настроение украинцев. Однако надо отметить, что положительные изменения уже заметны. Интересен в этой связи и такой факт: сегодня баллотируются двое бывших премьер-министров Украины. Это достаточно редкий случай, когда люди, покидающие высокие посты, остаются в политике и даже пытаются оспорить пост президента.
— Поставим вопрос наоборот — о толерантности оппозиции к власти. Ведь со стороны оппозиции звучит сегодня очень резкая критика власти, вплоть до оскорблений...
Д-р ФЕЛЬДМАН: — Любые проявления ксенофобии, расизма, насилия, оскорбительные заявления, ложь во время избирательной кампании не красят ни одного из кандидатов. И то, что оппозиция, может быть, чувствуя невозможность электоральным путем реализовать свои амбиции, идет на такие вещи, однозначно говорит для обывателя о ее слабости. Призывы к насилию — это то, что может ограничить демократию в любой стране. Перефразируя классика, можно утверждать, что даже демократия не стоит слезы ребенка...
Д-р ЦИНКЕР: — Часто доводится констатировать, что оппозиция не выдвигает какого-то концептуального плана или программы, а скатывается лишь к выражению протеста. Причем, зачастую, это делается не самими кандидатами, а представителями штабов. Мы уже подготовили несколько актов относительно этого. Потому что мы чувствуем, что идет перехлест, оппозиция нагнетает обстановку. Мы много знакомимся с прессой, встречаемся с простым народом, и нам кажется, что это нагнетание является неадекватным ситуации. Народ не чувствует, что он на грани революции, народ живет своей жизнью, а его толкают на радикальные шаги.
— Сейчас в Украину прибыло множество миссий наблюдателей. Существует мнение, что наблюдатели из стран Запада, к примеру, благоволят к одному кандидату, из стран СНГ — к другому...
Д-р ФЕЛЬДМАН: — Любое наблюдение на выборах — факт положительный. Не зря в законе о выборах рассматриваются разные формы наблюдения, в том числе и иностранного. Любое наблюдение за ходом выборов способствует утверждению демократии, кому бы ни симпатизировали наблюдатели. Другой вопрос — как они интерпретируют то или иное явление избирательной активности, и как используются их отчеты. Роль наблюдателей является определяющей только на уровне принятия их отчетов после выборов. Во все остальные моменты наблюдатели не имеют права, исходя из законов и традиций наблюдателей, воздействовать на избирательный процесс. Если такое воздействие где- то имеет место, это скорее связано с неопытностью наблюдателей.
Д-р ЦИНКЕР: — По опыту работы в день выборов могу сказать, что на тех участках, где работают международные наблюдатели, выборы проходят почти без нарушений. Потому что, когда на участке находятся люди, которые не зависят ни от власти, ни от результатов выборов, ни от того или иного кандидата, работники избирательных комиссий чувствуют над собой контроль и понимают, что в такой ситуации нарушать закон нельзя.
Если же случается вопиющее нарушение, мы имеем право немедленно составить акт, тут же передать его в Центральную избирательную комиссию и в акте требовать даже остановки выборов на каких- то участках. Но, понятное дело, принимать решение будет Центризбирком.
Кроме того, если на выборах присутствовало много иностранных наблюдателей, это способствует признанию легитимности этих выборов международным сообществом.
— Достаточно разные оценки прозвучали относительно технической готовности избирательных участков. Каково ваше мнение?
Д-р ЦИНКЕР: — Оно однозначно — идет отставание. Не буду называть город, но у нас есть сведения, что там для того, чтобы раздать оповещения о выборах избирателям, комиссии обратились за помощью в штабы кандидатов. К сожалению, во многих местах избирательные комиссии не подготовили участки. Надеемся, что ко дню голосования они все же успеют. Я только один раз слышал мнение — по-моему, это была группа парламентариев из Европы, о том, что готовность избирательных комиссий к выборам хорошая. Может быть, этот наблюдатель не очень хорошо владеет украинским и русским языками и он, встречаясь с людьми, не совсем правильно понял то, что ему рассказывали. Наше мнение — Центризбирком действительно старается проблемные вопросы решать, но в регионах имеется очень много недоработок.
Д-р ФЕЛЬДМАН: — Еще одна опасность заключается в том, что была очень серьезная задержка с передачей избирательных списков от исполнительной власти избирательным комиссиям. И это может осложнить процесс выборов. Особенно это опасно в связи с тем, что существует проблема «мертвых душ». В определенных регионах Украины огромное число людей работает за границей. Во многих штабах высказывается мнение, что за этих людей попытаются проголосовать их близкие родственники. А это недопустимо.
Выпуск газеты №:
№193, (2004)Section
Подробности