Этнонациональное измерение евроинтеграции
Удивительно, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что изрядно заезженная тема европейской интеграции Украины имеет, если и не «белые пятна», то уж точно «бледные зоны», обделенные общественным вниманием. И это неправильно. Сосредотачиваясь на общеполитических и экономических барьерах, препятствующих «вхождению» нашей страны в ЕС, мы подчас проходим мимо вопросов, являющихся знаковыми для европейцев. Более того, мы пропускаем маленькие победы, из которых, в конечном счете, и будет вымощена наша нелегкая дорога в «единую семью европейских народов».
Одним из таких знаковых вопросов является обеспечение прав национальных меньшинств, проживающих в Украине. Важность этого измерения евроинтеграции была в очередной раз подчеркнута во время моей недавней встречи с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Рольфом Экеусом. Кстати, сама встреча принесла, как минимум, два позитивных результата, которым можно искренне порадоваться на фоне отсутствия масштабных успехов на генеральном направлении прорыва.
Во-первых, положительную оценку получили действия Украины, направленные на приведение национального законодательства в соответствие с положениями Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. При этом стороны договорились о том, что ОБСЕ продолжит оказание Украине экспертно-консультативной помощи в разработке законодательства, направленного на гармонизацию этнонациональных отношений. Первоочередным шагом в этом направлении, по всей видимости, станет утверждение Концепции этнонациональной политики, за скорейшее принятие которой ратует Госкомнацмиграции.
Во-вторых, в процессе переговоров было достигнуто соглашение относительно посредничества ОБСЕ в проведении стартовавшего 30 октября совместного украинско-румынского мониторинга обеспечения прав украинского меньшинства, проживающего в Румынии. Уверен, что сам факт проведения такого мониторинга на румынской территории существенно углубит отношения между двумя государствами. Участие же ОБСЕ позволит сделать мониторинг максимально прозрачным и будет способствовать усилению защиты как украинской диаспоры в Румынии, так и румынской — в Украине.
Однако справедливости ради нужно сказать, что не все проблемы в сфере регулирования межнациональных отношений разрешаются столь благополучно. Во всяком случае, на коллегии Госкомнацмиграции, состоявшейся на прошлой неделе, было озвучено несколько тревожных фактов, которые могут испортить в целом благоприятную картину. Камнем преткновения является финансирование Программы по обустройству депортированных татар (и лиц других национальностей), вернувшихся в Украину. Так, Министерство финансов Украины перенесло на декабрь выделение 15 млн. гривен, предназначенных для финансирования строительства жилья в августе — сентябре. По мнению специалистов Госкомнацмиграции, в результате эти средства не будут освоены из-за специфики капитального строительства.
Не менее актуальной остается и проблема обеспечения двойного подчинения (крымскому Совмину и Госкомнацмиграции) Рескомнаца автономии. Несмотря на то, что подобное требование содержится в Бюджетном кодексе (главный распорядитель должен контролировать целевое использование средств, а им как раз является Госкомнацмиграции) и было поддержано Президентом на последнем заседании СНБОУ, посвященном анализу ситуации в Крыму, воз и нынче там.
Впрочем, думается, что эти проблемы все же будут решены. Потому что иного пути в Европу, как через обеспечение надежной защиты прав национальных меньшинств и гармоничного развития межнациональных отношений, у нас попросту нет.
Выпуск газеты №:
№187, (2006)Section
Подробности